Презентация проекта "Провожаем птиц осенью"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Хатанзейская Татьяна Михайловна

Моя работа содержит  экологический проект "Провожаем птиц осенью" с приложениями, 

Презентация проекта Провожаем птиц осенью

Интерактивная презентация Наши друзья - перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_provozhaem_ptits_osenyu.docx215.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа

д. Денисовка






Педагогический проект в старшей группе

«Провожаем  птиц осенью»






Автор: воспитатель

                                                                                                   Хатанзейская

                                                                                                  Татьяна Михайловна

д. Денисовка

2018

Введение

Вид проекта: краткосрочный. 

Время реализации: с 02 октября по 13октября 2018 г.

Участники: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатель.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Интеграция образовательных областей: « Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Ознакомление с миром природы», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность: С приходом осени у детей возникает множество вопросов по поводу отлета перелетных птиц: где они находились все лето, зачем улетают обратно на юг, чем они будут питаться и т.д. Тем более воспитанники знают не всех перелетных птиц. В связи с этим, было решено подготовить проект о перелетных птицах, чтобы воспитанники могли узнать больше об этих птицах, их образе жизни. А задача взрослых, в частности воспитателя и родителей, создать все условия для изучения мира природы воспитанниками, чтобы интерес  зарождал любознательность ко всему, что происходит вокруг ребенка, а также бережное отношение к миру природы.

Цель проекта: Создать условия для расширения знаний детей о перелетных птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

- расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни после перелёта;

- закрепить представления детей о внешнем виде и о частях тела птиц;

-продолжать учить детей изображать птиц с помощью различных техник и материалов, в т.ч. природных (рисование, пластилинография, лепка с применением природных материалов);

- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями: консультация «Что рассказать детям о перелетных птицах?»,предложить родителям вместе с детьми изготовить мини-альбомы про перелетных птиц, консультация «Что можно рассказать детям о перелетных птицах?».

Ожидаемые результаты: в ходе реализации проекта у детей  повыситься интерес к перелетным птицам, расширятся знания об их образе жизни, строении. Также обогатиться методическая и дидактическая база экологического воспитания дошкольников. Дети станут более внимательно и бережно относиться к птицам.

1. План график мероприятий.

1. Первый этап – подготовительный:

  • Изучение уровня знаний воспитанников по теме «Перелетные птицы»;
  • Постановка задач с помощью детей и родителей;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Поиск подходящих игр, стихотворений, загадок, пословиц, физкультминуток,потешек,  закличек, рассказов, сказок;
  • Подготовка материалов для дидактических игр.

2. Второй этап – основной:

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

02.10.2018

НОД «Что мы знаем о перелетных птицах» с использованием презентации

Беседа «Почему птицы улетают в теплые

Ознакомление с темой проекта, с его целью и задачами

03.10.2018

Лепка «Стая журавлей»

Р/И «Назови ласково»

Консультация «Что можно рассказать детям о перелетных птицах?»

04.10.2018

Подбор материала о перелетных птицах (картинок, фотографий)  совместно с детьми для изготовления мини-альбомов о птицах

Д/И «Четвертый лишний»

раздача собранной информации родителям о перелетных птицах для изготовления родителями совместно с детьми мини-альбомов про птиц.

05.10.2018

Рисование «Лебедь – птица дивная…»

Д/И «Четвертый лишний»

10.10.2018

Р/И «Птица-птенец» (родитель-детеныш)

Р/И «Прилетела птица  - улетели птицы» (один- много) края?»

11.10.2018

Просмотр мультфильма «Лягушка - путешественница»

Работа с разрезными картинками.

12.10.2018

Пластилинография «Чудная птица»

П/И «Скворечники»

Организация выставки  альбомов «Наши друзья -  перелетные птицы»

В течение всего периода

П/И «Лиса и гуси»(по сказке Братьев Гримм), «Птицы в гнездышке», «Улетает – не улетает»;

Заучивание стихотворения «Журавушки – журавли»;

Чтение художественной литературы по теме;

Работа с раскрасками.

Выставка книг.

3.  Третий этап: заключительный

В заключение проекта будет проведена выставка мини-альбомов про перелетных птиц, которые родителиизготовят совместно с детьми.

2. Оценка результатов

  В течение всего проекта воспитанники проявляли активность при проведении игр, бесед, в художественном творчестве. Также им очень понравилось искать  информацию о перелетных птицах в книгах, журналах.  Результатами своей деятельности и деятельности родителей они очень довольны, особенно изготовлением мини - альбомов. В итоге дети узнали много нового из жизни птиц, стали подкованные в вопросах их строения, образа жизни, мест обитания и т.д., стали бережнее относиться к птицам.  Проект пришелся на пользу и родителям: они стали проявлять большую активность в жизни детей в образовательном учреждении. Некоторые родители уже интересовались, какие еще проекты будут проводиться в их группе.

3. Приложение

БЕСЕДА «Почему птицы улетают на юг?»

На стенде расположены картинки с птицами разделенные на 2 группы. Дети подходят, рассматривают картинки.
         Воспитатель объясняет, что этих птиц разделили на 2 группы: первая группа зимующие (воробей, ворона, сорока,снегирь , синица, дятел). Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже зимой. Птицам очень трудно прокормиться, корма в зимний период не хватает, а аппетит огромный. Поэтому многие птицы найдя корм сообщают остальным - криком подзывают их. Помогая друг другу, они доживаю до весны. Некоторые птицы (синица) делают осенью запасы. Например, желуди и орехи, прячут все в трещины стволов.
       
Вторая группа - птицы перелетные. Когда наступает осень, птицы собираются в стаи, и готовятся к отлету на юг. - Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете?
- Правильно. (Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, журавли, лебеди, гуси, утки). Эти птицы питаются насекомыми.
Зимой большинство видов насекомых погибает или впадает в спячку. Поэтому в поисках пропитания птицам приходится преодолевать большие расстояния. Они летят на юг, где насекомых бесчисленное количество и всегда тепло.
      Водоплавающие птицы, которые обычно селятся рядом с водоемами, питаются рыбой, лягушками, жабами, водорослями. Когда водоемы начинают покрываться льдом, они тоже улетают на юг.

 А весной птицы обратно к нам возвращаются. Мелкие птицы прилетают незаметно, а крупные громко кричат. Это вожак подает сигнал: не отставайте, летите за мной. Самцы всегда прилетаю раньше, чтобы подготовить жилище для будущей семьи.
Как только жилище будет готово, там появятся яички. Птенцы будут согревать их своим теплом и из них вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы.
У прожорливых птенчиков широко раскрываются ярко - желтые или красные рты, а заботливые родители кормят их мошками, комарами или гусеницами.
С раннего утра до самого вечера птицы ищут корм для своих малышей, уничтожая при этом вредных насекомых, спасая леса и посевы на полях, скверы и сады.
Птенцы растут быстро, и вскоре взрослые птицы будут учить их искать пропитание, спасаться от врагов, выбирать место для ночевки, узнавать и подавать различные сигналы - сообщения.
Если вы приходите в лес прогуляться, старайтесь не бегать, не шуметь, не заглядывайте в птичьи гнезда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом и птенчики погибнут, либо из яиц не появятся птенчики.
Стихотворение
В недостроенную дачу
Мы приехали весной.
Я проснулась на рассвете,
Вижу - небо надо мной.
В кухне кровля не покрыта,
В потолке у нас дыра.
Подставляем мы корыто,
Медный таз и два ведра.
Просыпаешься в грозу -
Дождик булькает в тазу,
Через щель блеснёт зарница -
Над тобой грохочет гром...
А вчера влетела птица
Через крышу прямо в дом.
Обыскала я везде,
Вижу - птенчики в гнезде.
На подстилке пять птенцов,
Пять пушистых близнецов.
У детей такие рты -
Слышен писк за полверсты.
Если мать не прилетает,
Писк несётся всё сильней!
Что мне делать, я не знаю,
Хоть самой лететь за ней!
Вдруг от бабушки я слышу,
Что печник нам сложит печь,
А потом починит крышу,
И она не будет течь.
Что же станется с гнездом?
Как вернётся птичка в дом?
Я стою и чуть не плачу -
К нам печник идёт на дачу,
Он кричит издалека:
- Вы искали печника?
- Нет,- кричу ему в ответ,-
Печника искал сосед!
Там из печки дым идёт,
Не прочищен дымоход.
Я боялась - он вернётся,
Я дошла с ним до колодца,
Проводила до угла,
С нашей дачи увела.
Вьётся птичка над гнездом,
Прилетает прямо в дом.
Льётся дождик с потолка,
Но птенцы растут пока.

- Ребята, что вы нового узнали из нашей беседы?
1. На какие  группы можно разделить птиц?
2. Каких зимующих птиц вы знаете?
4. Каких перелетных птиц вы знаете?
5. Почему перелетные птицы осенью улетают на юг?
6. Когда в наши края возвращаются перелетные птицы? Почему?
7. Почему в лесу нельзя шуметь?
8. Почему птиц называют друзьями леса и людей?
- Да, ребята птицы - наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогаю сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. А друзей нужно беречь! Помогайте птицам пережить зиму, устраивайте для них кормушки. Ведь голодная птица может погибнуть и от легкого мороза, а сытой и стужа не страшна!
 

НОД «Что мы знаем о перелетных птицах?» с применением презентации «Наши друзья – перелетные птицы»

Цель:расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях.

Материалы: картинки перелетных и зимующих птиц, презентация, проектор, доска, компьютер, одежда для воспитателя «Осень».

Ход: в группу входит воспитатель, переодетый в персонаж «Осень»

Здравствуйте, ребятки

В гости к вам пришла,

Отгадайте - ка загадку,

Кто же я такая?

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья(осень)

Правильно, ребята, я – Осень, прихожу с грибами, ягодами и дождями.

Давайте я проведу своей рукой над вами и вы превратитесь в осенние листочки (осень проводит рукой над детьми). А теперь поиграем в игру «Осенние листья». Вы все листочки – начинаете летать, кружиться после слов «Дует ветерок», как только услышите слова «Ветер стих»  - плавно опускаетесь. Ну, что, попробуем? (Да) (проводиться игра)

Вот только я совсем не весела,

покидают меня мои друзья…

Ну-ка, вспомните ребята, кто покидает наши края стаей, клином осенью (перелетные птицы). Правильно, это наши любимые перелетные птицы.

Посмотрите вы на стол и увидите этих замечательных созданий (дети рассматривают изображения птиц, вспоминают, как их зовут).

А кто знает, почему они улетают от нас осенью? (ответы детей).

Правильно, перелетные птицы улетают от нас, потому что на улице холодает, насекомые исчезают, лед на реках и озерах появляется. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 А хотите, я вам расскажу, как они жили летом, чем питались и как птенцов своих выводили? (да!)

Тогда давайте посмотрим презентацию (приложение 1), которую я для вас приготовила.

Показ презентации, чтение текста со слайдов, обсуждение. В ходе просмотра слайда №14 проведение физкультминутки «Распилю пилой дощечки…». Если времени будет достаточно, разгадать загадки на слайдах  №22-23, распределить птиц на зимующих и перелетных (слайд № 24), собрать картинки (слайд №25).

Ну что, ребята, вам понравилась презентация про наших друзей – перелетных птиц?

(ответы детей). Тогда давайте нарисуем смайлики на этих кружочках (показывает круги, вырезанные из желтой бумаги). Если вы много узнали о перелетных птицах, то нарисуйте улыбающегося смайлика, если мало – грустного. (дети рисуют смайлики, смайлики Осень выставляет на доске).

Ну, что, ребята, пора и мне прощаться с вами, дел у меня, у Осени, еще очень много, поэтому говорю Вам – До свидания, до новых встреч! (дети прощаются с Осенью, Осень уходит).

НОД Лепка  «Стая журавлей»

Цель: Продолжать учить детей изображать птиц из различных материалов, в т.ч. природных.

Материалы: доски, стеки, салфетки, картинка «Журавль», веточки, скорлупа грецкого ореха, шиповник, перышки, пластилин.

Ход:

Здравствуйте,  ребята. Сегодня наше занятие посвящено  удивительным птицам. Они, как и многие другие, осенью покидают нас, а весной обратно возвращаются. Как же их называют? (ответы детей). Правильно перелетные птицы. Отгадайте, что за птица?

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Правильно, это журавль (показ картинки журавля). Посмотрите на эту величавую и красивую птицу.

А вы знаете, что люди в давние времена, считали, что эти чудные птицы приносят людям счастье?(нет)

Да, раньше люди думали, что

Про журавлей говорят, что они курлычат. Таким курлыканьем одинокие самцы  привлекают к себе самочку и, когда она  откликается, журавли становятся парой и  кружатся в красивом танце. Все как у людей.

А давайте станцуем как журавли. Скажем такие слова: раз. Два, три – мы сегодня журавли.

(под музыку)

Мы к болоту с вами вышли, (выходят, ходят по кругу)

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки (дети встают в круг)

Расправили крылышки,  (плавно качают головой и машут крыльями)

Одну ногу выставляем вперед и вытягиваем шеи друг к другу, руки назад.

Сложили руки назад и присели, бег по кругу, взмахивая крыльями, полетели на место.

Нашему журавлю грустно, он пожаловался мне, что ему не хватает друзей. Как бы нам ему помочь? (предложения детей) и правда, мы же можем слепить журавля, я думаю, это сделать не так сложно!

Посмотрите на стол (на столе лежат веточки, скорлупа грецкого ореха, шиповник, перышки) Как называются все эти предметы? (называют) А как одним словом мы можем назвать предметы, которые мы используем в лепке, которые взяты из природы? (ответы)

Правильно: природные материалы.

Давайте я вам покажу, как можно использовать эти природные материалы.

Вместо ног – ходулей мы возьмем сухие веточки, вместо хвоста – перо птицы, которое я нашла в лесу. Вместо головы мы можем использовать высушенную ягоду шиповника, а туловище заменит скорлупа грецкого ореха.

Далее воспитатель показывает последовательность изготовления журавля. Дети приступают к изготовлению поделки.

Если дети устанут, можно провести физкультминутку

«Птички прилетели».

Птички прилетели(Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц)

Распушили перья  (Делать частые потряхивания кистями обеих рук)

Головой вертят (Делать головой вправо-влево)

Улететь хотят (Бегать, изображать полет птиц)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

В конце занятия воспитатель выставляет все работы на доске, задает вопросы:

Какую птицы мы сегодня лепили?

Какие материалы использовали?

Чьи работы выполнены лучше всего?

Как вы думаете, журавль будет грустить дальше?

НОД Рисование «Лебедь» (конспект Фоминой Ирины Александровны, пункт №3 литературы)

НОД Пластилинография «Чудная птица»

Цель:Продолжать совершенствовать прием размазывания  пластилина по готовому шаблону,учить украшать изделие дополнительными средствами, создавая выразительный образ; развивать воображение детей, творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа:   

Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, наблюдение за птицами.

Материалы:музыкальная композиция с пением птиц;картинки зимующих и перелетных птиц; картон, с нарисованным контуром птицы; цветные перышки; бусинки; арбузные, дынные семечки; крупа: рис, пшено, греча; пластилин, стеки, доски; салфетки.

Ход:

Воспитатель:

Закройте глаза и послушайте тишину. (Слышится пение птиц, аудиозапись)  

Пройдем на лесную полянку. (Дети садятся на стульчики, на доске висят изображения птиц, зимующих и перелетных)

Кого вы видите на доске?   (птиц)

Какие они?  (они все разные, перелетные, зимующие, перечисляют их)

Что общего у всех этих птиц? (У всех птиц есть голова, туловище, крылья, хвост, ноги)  

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.).

А как вы думаете, сказочные птицы имеют такое же телосложение? (да)

И правда Чудо – птицы также имеют голову, крылья чтоб летать, хвост для управления полетом, ноги, чтобы стоять на земле. Но чем они отличаются от обычных птиц, почему они сказочные? (ответы детей, предположительно - имеют яркий окрас, свечение, узоры на оперении)

И правильно, посмотрите на изображения сказочных птиц, которые я нашла. (рассматривают, обсуждают)

У нас в природном уголке есть птицы всякие, но нет чудо-птиц, с их разноцветными крылышками и радужным оперением. Давайте нарисуем на этих картонных листах чудо – птиц, а нарисовать их ярко мы сможем с помощью пластилина и дополнительных материалов, которые вы видите на столе (показывает на стол, дети перечисляют материалы).

Ну, что, приступим?

Далее воспитанники размазывают пластилин на картон, на котором нарисован контур птицы, добавляют перышки, по своему усмотрению используют подготовленные материалы.

Посмотрите какие красивые сказочные птицы у нас получились.

Понравилось ли вам работать с пластилином таким образом, размазывая?

Какое действие вам далось легко, какое сложнее?

Чьи работы самые аккуратные, оригинальные?

Речевые игры

Р/И «Прилетела птица - улетели птицы» (один- много)

Цель: продолжать учить образовывать множественное число из единственного.


Грач — грачи
птица — птицы 
аист — аисты         
жаворонок — жаворонки 
скворец — скворцы 
журавль — журавли
гусь — гуси 
утка — утки 
ласточка — ласточки 
соловей — соловьи 
лебедь — лебеди 
кукушка — кукушки.

Р/И «Назови ласково»

Цель: продолжать формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, 
аист — аистенок,
цапля — цапелька.

Р/И «Птица-птенец» (родитель-детеныш)

Цель: продолжать учить называть детенышей птиц

Грач — грачонок                                             
стриж — стриженок                                      
кукушка — кукушонок                               
скворец — скворчонок                               
гусь — гусенок

аист — аистенок

журавль — журавленок

лебедь — лебеженок

утка — утенок

  • Дидактические игры

Д/И «Четвертый лишний»

Цель:  развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Используется карточка с кармашками для вкладышей  (картинками с птицами). Игра проходит парами, либо воспитатель-воспитанник, либо 2 воспитанника.

  • Подвижные игры

«Лиса и гуси»(по сказке Братьев Гримм)

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу для начала движения (после определенных слов), не наталкиваться друг на друга при беге, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: обозначаются два дома: для лисы и для гусей. Напротив дома гусей, в другом конце комнаты, -луг, где пасутся гуси. Все дети становятся в ряд  - это гуси на лугу. «Лиса» (воспитатель) говорит: «Гуси, гуси, я вас съем»

Гуси. Подожди, лиса, не кушай,

Нашу песенку послушай,

Га-га-га, га-га-га,

Га-га-га, га-га-га!

Лиса. Надоело слушать вас,

Всех я съем сейчас!

Гуси летят домой, «Лиса» их ловит. Пойманных отводит в свой дом. Когда «Лиса»  поймает 3 гусей, выбирают новую лису.

«Птицы в гнездышке»

Цель:упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми руками, развивать пространственную ориентацию, реакцию.  

Ход игры:

- На полу лежат обручи – это гнёздышки птиц.

- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Воспитатель произносит:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Дети: Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

- По сигналу воспитателя: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

 «Улетает – не улетает» (по типу игры «Летает-не летает»)

Цель: продолжать учить классифицировать птиц на перелетных и зимующих, бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать выдержку.

Воспитатель называет птиц, если птица перелетная – дети бегают, делают махи  прямыми руками, зимующая  - стоят на месте, замерев.

«Скворечники»

Цель:  упражнять в беге в разных направлениях, развивать пространственную ориентацию, реакцию.

Ход игры: на полу чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это скворечники.

Все дети скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз

  • Чтение художественной литературы по теме.

Стихотворения

Ласточка

Я проворна, легкокрыла,

хвост раздвоен, точно вилы,

если я летаю низко, -

значит дождик где-то близко.

Васил Стоянов

***

Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой».

Птичка над моим окошком
Гнёздышко для птичек вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несёт.

***

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

***

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

***

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

***

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец!

Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец.

Е. Тараховская

***

Заучивание

Журавушки - журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки - журавли!

Пословицы, поговорки, приметы

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Всякая птица своим пером гордится.

 Всякая птица своим клювом сыта.

Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.

Срубили кусты – прощай, птицы!

Птицы запели в дождь – скоро будет ясно.

.

Потешки, песенки

Уточка да луговая,

Серая да полевая, где ты ноченьку ночевала?

-под мостом, мосточком, под ивовым кусточком;

Уж я, утя, хожу,

Малых деток вожу,

А я, утя, поплыву, малых деток поведу.

Гуси, вы гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали

Что вы видали?

-мы видали волка:

Унес он гусенка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

-гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите вы волка –

Спасайте гусенка!

Загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (аист)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)

В синем небе голосок -

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (цапля)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы (Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Лебедь

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Чтение р. н. с. «Лиса и журавль», Зощенко М. «Умная птичка»

Мамин – Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирев «Птицы наших лесов»

Пальчиковые игры

«Встречаем птиц»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем

на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,    (подняться на носки, плавныедвижения рук)

Прогнулись над водой,                    (прогнуться назад, нога на носок)

Качают головой.   (руки на пояс, покачивание головой)

Прямо и гордо умеют держаться,  (полуприседание, руки на пояс)

Очень бесшумно на воду садятся.(Присесть на корточки, руки в стороны)

Белые лебеди летели, летели,          (подняться, руки вверх, взмах руками)

И на воду сели.                                  (Присесть на корточки, руки в стороны)

Сели посидели,                                  (присесть)

Снова полетели.                                 (встать, руки вверх, через сторонывниз).

«Ласточки»

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

«Птички прилетели».

Птички прилетели                             (Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц)

Распушили перья                               (Делать частые потряхивания кистями обеих рук)

Головой вертят                                   (Делать головой вправо-влево)

Улететь хотят                                     (Бегать, изображать полет птиц)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Расскраски

H:\птицы\2107408.jpgH:\птицы\imgpreview.jpgH:\птицы\imgpreview7ZZMKHQI.jpgH:\птицы\imgpreviewHRDVNGST.jpgH:\птицы\imgpreviewYE83Q718.jpgH:\птицы\raskraska-utka47.jpgH:\птицы\sikisi_video_2667_101.gifH:\птицы\swan11.gifH:\птицы\imgpreview2JW5V1HC.jpg

Консультация для родителей «Что можно рассказать детям о перелетных птицах?»

Перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

 Почему эти птицы улетают от нас осенью? Все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету.  Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири – переносят зимние холода.

 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

  

Птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

  • шеренгой
  • скученной стаей,
  • клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.

Можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Почему перелетные птицы возвращаются?

 Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец -певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Литература:

  1. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт. – сост. Э. Я. Степаненкова. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
  3. http://ped-kopilka.ru/blogs/shatohina-rita/dokumentalnoe-oformlenie-proekta.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/12/09/konspekt-nod-po-realizatsii-ookhudozhestvennoe-tvorchestvo
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/21/rechevye-igrya-dlya-starshikh-doshkolnikov
  6. https://megalektsii.ru/s4605t10.html
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/02/23/podvizhnye-igry-o-ptitsah
  8. http://hvatalkin.ru/stih/554
  9. https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/lastochka
  10. http://mojznak.ru/korotkie-stixi-pro-ptic/
  11. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-pticah.html
  12. http://zhenomaniya.ru/poteshki/tag/pro-ptits
  13. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/
  14. https://www.tikitoki.ru/rasskazy-dlya-detey/izbrannye-rasskazy-dlja-detej-o-pticah
  15. http://mdou45-nsk.ucoz.ru/doc/obrazovanie/pticy.pdf
  16. http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-pticy.html
  17. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6946-pereletnye-ptitsy-kak-interesno-rasskazat-detjam-o-ptitsah.html
  18. http://www.babylessons.ru/pereletnye-pticy-prezentaciya-dlya-detej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Презентация "Птицы осенью"

презентация для детей среднего возраста по теме: "Птицы осенью"...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Презентация "Птицы осенью"

Для старшего дошкольного возраста...

презентация "Птицы осенью"

презентация "Птицы осенью"...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы осенью"

Презентация может быть использована в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....