Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
материал (старшая группа)

Дорош Надежда Николаевна

Образовательные задачи:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах.

2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Развивающие задачи:

1.Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

 2.Развивать умение составлять описательный рассказ о перелетных птицах с использованием схем.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, желание проявить заботу о них.

Активизация словаря: перелетные, зимующие, оперение, вожак, клином, стайкой, водоплавающие, яйцекладущие…

 Предварительная работа:                                                                 

Наблюдение на прогулках за изменениями в живой и неживой природе;

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций, презентаций, картины «В небе голубом»; чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, примет о птицах; пальчиковые игры; Дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто чем питается?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Зашумленные картинки», «Разрезные картинки», «Выложи из пуговиц, стиль отлета птиц», «Узнай птицу по контуру»;

П/игры: «Птицелов», «Перелет птиц», «Охотники и птицы», «Гуси – лебеди».

 Работа с родителями: создание презентационных работ на тему: «Перелетные птицы», с последующей презентацией детьми; изготовление кормушек из «бросового» материала.

Создание папки- передвижки для родителей на тему: «Перелетные птицы»;

Рисование: «Лебеди в озере»;

Лепка: «Стая лебедей»;

Аппликация: «Улетают, улетели».

Опыты: «Как устроены перья птиц?», «Как с гуся вода».

 Материал к занятию:

Игрушка - домовенок Кузя, презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением перелетных птиц, схема рассказа – описания, указка, наборное полотно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 138 комбинированного вида

Выборгского района Санкт- Петербурга

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада

Тема: «Перелётные птицы осенью».

                                                                     

                                                                      Составили воспитатели:

 Дорош Надежда Николаевна

        Змитрович Татьяна Витальевна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах.

2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Развивающие задачи:

1.Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

 2.Развивать умение составлять описательный рассказ о перелетных птицах с использованием схем.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, желание проявить заботу о них.

Активизация словаря: перелетные, зимующие, оперение, вожак, клином, стайкой, водоплавающие, яйцекладущие…

 Предварительная работа:        

Наблюдение на прогулках за изменениями в живой и неживой природе;

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций, презентаций, картины «В небе голубом»; чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, примет о птицах; пальчиковые игры; Дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто чем питается?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Зашумленные картинки», «Разрезные картинки», «Выложи из пуговиц, стиль отлета птиц», «Узнай птицу по контуру»;

П/игры: «Птицелов», «Перелет птиц», «Охотники и птицы», «Гуси – лебеди».

 Работа с родителями: создание презентационных работ на тему: «Перелетные птицы», с последующей презентацией детьми; изготовление кормушек из «бросового» материала.

Создание папки- передвижки для родителей на тему: «Перелетные птицы»;

Рисование: «Лебеди в озере»;

Лепка: «Стая лебедей»;

Аппликация: «Улетают, улетели».

Опыты: «Как устроены перья птиц?», «Как с гуся вода».

 Материал к занятию:

Игрушка - домовенок Кузя, презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением перелетных птиц, схема рассказа – описания, указка, наборное полотно.

 

Ход НОД:

Раздается стук в дверь. Появляется домовенок Кузя (взволнованно):

- Ой, ребята, беда, беда, огорчение, кто – то напугал наших птиц, они испугались и улетают от нас, их надо вернуть, а плохих злодеев наказать.

Воспитатель: Кузенька, здравствуй, не переживай…

Кузя: Здравствуйте, здравствуйте, посмотрите, что творится за окном…

Воспитатель: Ребята, давайте успокоим Кузю, объясним ему, что происходит.

- Какое сейчас время года? (Осень).

-Какие изменения происходят осенью в живой и неживой природе? (В неживой природе: стало холодно, часто идут дожди, солнце светит реже, день стал короче, трава пожелтела и завяла, листья опали… В живой природе: животные линяют, делают запасы на зиму, некоторые готовятся к зимней спячке, птицы улетают в теплые края.

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

- А птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

-Кузя, видишь, сейчас от нас улетают не все птицы.

- Перелетные птицы какие они по способу питания? (Насекомоядные).

- Почему перелетные птицы улетают от нас? (Им нечего есть, т.к. насекомые, с наступлением холодов, прячутся в кору деревьев, листья, щели домов, закапываются в землю…).

- Эти птицы улетают от нас навсегда? (Нет, они возвращаются весной).

- Зачем они возвращаются весной? (Чтобы построить гнездо и вывести птенцов).

-А как же они находят дорогу на юг? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

-Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию, самыми последними улетают водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему? (Реки и озера долго не замерзают и у птиц есть корм).

- Сейчас мы перечислим Кузе названия каких перелетных птиц вы знаете, а помогут нам в этом загадки: (отгадавший ребенок выставляет картинку на наборное полотно).

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Длинноносый, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

Есть на дереве дворец.

Во дворце живет певец. (Скворец.)

Черный, проворный

Кричит: «Крак!»

Червякам враг. (Грач.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели? (Соловей.)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины,

Для птенцов стелю на дно

Мягкую перину. (Ласточка.)

Гнезда не строит никогда,

Яйцо соседям оставляет

И птенчика не навещает.  (Кукушка.)

Кузя: Надо же, как это я раньше не замечал, что ласточки и аисты улетают, я думал, что они, как и я в домах, у теплой печки, греются зимой.

Воспитатель: Нет, Кузя, птицы строят гнезда, но для чего они их используют, ребята? (Птицы, в гнездо откладывают яйца, высиживают их, выкармливают вылупившихся птенцов, а когда те сами научатся летать, покидают гнездо).

Кузя: Да, я часто видел их на веточках деревьев, на проводах…

Физминутка: «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Воспитатель: Ребята, а теперь, я вам предлагаю поиграть в интересную игру. Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.)

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам рассказать о птицах. В этом нам поможет схема: (Кто это?  Какая это птица (перелетная или зимующая?); Где и как строит себе дом?; Внешний вид (части тела, размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва); Как поет?; Чем питается?; Как называют ее птенцов?).

Дети составляют три - четыре рассказа:

«Грач – это перелетная средняя по размеру птица черного цвета со светлым клювом, все тело покрыто перьями. У него есть голова, туловище, 2 крыла, хвост, 2 лапки. Весной грач прилетает из теплых стран.  Вьет гнездо на деревьях из веток (грачевники) и высаживает птенцов – грачат. Питается насекомыми, червяками и семенами. Осенью улетают теплые края. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц.

 «Ласточка – небольшая перелетная птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. У нее есть клюв, голова; туловище, покрытое перьями, 2 крыла, раздвоенный хвост и 2 короткие лапки. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Гнездо строит самка из комочков грязи, которую смачивает своей слюной, а самец ей помогает – приносит грязь и складывает в кучку.»

 «Скворец – перелетная птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком и серовато – белыми треугольными крапинками. У него есть желтый длинный клюв, голова, 2 крыла, туловище покрытые перьями

и 2 лапки. Питается червяками, гусеницами, насекомыми. Гнездо строит в скворечниках, дуплах деревьев... в которых высиживают скворчат».

 «Жаворонок – маленькая перелетная птица с тонкими высокими ножками. Оперение желто – коричневое, на голове хохолок из перьев. У него есть: голова, 2 крыла, туловище, клюв, 2 лапки. Питается мелкими насекомыми. Гнездо строит на полях, в ямке - углублении».

Кузя: Ребята, спасибо вам, я сегодня узнал так много нового о жизни птиц, больше я не буду переживать, когда увижу стаи птиц осенью, а просто помашу им в след и пожелаю счастливого пути. Ох, загостился я у вас, меня там уже, наверное, Нафаня заждался, побегу, расскажу ему про вас, до свидания, ребята.

Воспитатель: До свидания, Кузя. (дети прощаются с игрушкой). Ребята, сегодня на прогулке мы развесим ваши кормушки, на участке и насыплем в них корм для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по родной природе и аппликации в средней (старшей) группе детского сада, тема: «Дары деревьев»

Цели: Дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ. Познакомить детей с пословицами о деревьях, с традициями предков. Закрепить знания о знакомых деревьях....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»

Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Конспект по совместной изобразительной деятельности детей и их родителей в старшей группе детского сада Тема: «Вот моя рука – в ней моя семья».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 49 Колпинского районаСанкт-Петербурга.  Конспект  по совместной изобразительн...

Конспект по совместной изобразительной деятельности детей и их родителей в старшей группе детского сада Тема: «Вот моя рука – в ней моя семья».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка - детский сад № 49 Колпинского районаСанкт-Петербурга  Конспект  по совместной изобразительной деят...

Сценарий итогового мероприятия - путешествия тематической недели «Наш город» для детей старшей группы детского сада комбинированного вида.

Занятие - путешествие составлено с оплорой на мультимедийную презентацию. Рассчитано на детей старшего возраста....

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского сада Тема: «23 февраля - День защитника Отечества».

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского садаТема: «23 февраля - День защитника Отечества»....