Консультация для педагогов: "Психологический аспект игры и цели, которые можно достичь играя"
консультация

Братчина Алина Алексеевна

 Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от процессуальной игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический аспект игры и цели, которые

можно достичь играя

Консультация  для педагогов

 Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от процессуальной игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами.  

Психологические условия возникновения творческой игры в дошкольном возрасте.

1. наличие игровой мотивации (интерес к игре, желание играть, стремление взять на себя определённую роль).

2. знания о тех явлениях, событиях, людях, которые ребёнок будет изображать в игре.

3. наличие игровых умений и навыков (умение придумать сюжет, взять на себя роль, создать образ, подобрать игрушки).

4. удовлетворение от игры.

Игра дидактическая. Специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения – разновидность обучения, ребёнок овладевает знаниями и умениями.

Игра-драматизация строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки. Роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.

Игра процессуальная характерна для раннего возраста, является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры.

В игре процессуальной развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

Этапы развития процессуальной игры:

  1. подражание отдельным действиям взрослого;
  2. самостоятельные попытки воспроизведения действий взрослого;
  3. постепенное выстраивание логически вытекающих друг за другом действий;
  4. увеличение числа используемых игрушек;
  5. использование предметов – заместителей;
  6. творческая переработка опыта, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов – заместителей;
  7. включение в игру речи, появление моментов ролевого поведения в игре.

Сюжетно-ролевая игра

В развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания. Новообразования, которые возникают на этапе сюжетро-ролевой игры: произвольность, воображение, планирующая функция мышления, децентрация играют огромную роль для психического развития ребенка.

Игра режиссерская

Особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах, за себя, как за режиссера и за игрушку. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.

Игра с правилами

Групповая или парная, взаимоотношения регламентированы правилами, может быть использован и сюжетный характер («кошки-мышки»). Постепенно перерастают в спортивные, интеллектуальные игры.

В последнее время произошли существенные изменения, как социальные, так и психологические. Этому способствует множество объяснений. Мы знаем. что члены семьи теперь все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Растет число детей без «присмотра» взрослых.

Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника, всех психических процессов, особенно значимых для этого возраста: воображения, внимания, всех видов памяти, мышления, произвольности, эмоций и социальных навыков. Отличие игры от других видов деятельности в том, что игра ориентирована на процесс, а не на результат.

Цели, которые  можно  достичь, организуя игры с детьми.

1. Помочь детям ощутить единение с другими. Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них принадлежность к другим группам. именно  детским. Нередко «плохое» поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с детьми, дети с низкой самооценкой, застенчивые и неуверенные в себе. Именно игровая ситуация помогает детям справиться с трудностями, принять свои отличия от других, увидеть что и другие дети разные.

2. Игра помогает детям с надеждой смотреть в будущее, надежда-это, то на чем построены многие путешествия в страну фантазии.

3. Игра может помочь научить детей сочувствию, достичь этого можно, побудив интерес детей к тому что чувствуют и как мыслят другие дети.

4. Игра помогает детям отрабатывать позитивные способы разрешения конфликтов (проявить накопившуюся агрессию в игровой форме).

5. Игра помогает справиться со своими страхами и тревогами.

6. Игра развивает в детях чувство юмора.

Именно различные виды коллективной игры являются существенной предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность опробовать разные роли.

 Литература.

1. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» М. «Просвещение»  «Учебная литература» 1996.

2. М.А. Панфилова «Игротерапия общения» М. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов."Психологический настрой перед публичным выступлением"

Психологический настрой перед публичным выступлением(проведением родительского собрания, чтением лекции, консультации, открытого  занятия)...

Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»...

Консультация для педагогов «Психологический аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...

Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»

Консультация для педагогов«Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»...