"Искусство быть равным" Воспитание детей с ОВЗ в социокультурной среде
проект (старшая группа)
Создание условий направленных на развитие речи, социализации, логического мышления и пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением социоигровых технологий с привлечением социальных партнеров.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Искусство быть равным
Воспитание детей с ОВЗ в социокультурной среде
Примерная структура проекта
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта (полное, для нормативного закрепления) | Проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями в речевом и умственном развитии с применением социоигровых технологий в условиях социального партнерства. |
Тема проекта (креативное название) | «Искусство быть равным» |
Участники проекта | Воспитанники МБДОУ в возрасте 5-6 лет, имеющие речевые нарушения, заведующий и педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Солнышко», представители организаций и учреждений с. Гавриловка, привлеченные к участию. |
Сроки реализации проекта | 2024-2025учебный год |
Предпосылки реализации проекта | Актуальность предлагаемого проекта «Искусство быть равным» в том, что социоигровые технологии являются наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья в доступную игровую деятельность для повышения познавательной активности и развития познавательных способностей, сохранения здоровья и общение с другими детьми, работниками детского сада, представителями других профессий, с представителями различных учреждений. |
Сильные стороны и ресурсные возможности ОО |
|
Цель проекта | Создание условий направленных на развитие речи, социализации, логического мышления и пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением социоигровых технологий с привлечением социальных партнеров. |
Задачи проекта |
|
Предлагаемые подходы к решению проблемы |
|
Мероприятия проекта | Мероприятия с социальными партнерами и родителями представлены в проекте, предусматривают экскурсии совместные занятия, конкурсы и т.п. |
Реестр рисков и возможностей проекта | Риски:
Возможности:
|
Ожидаемые результаты |
|
1. Пояснительная записка
- Актуальность проекта.
Одним из ключевых моментов актуальности нашего выбора темы проекта является то, что на базе нашего дошкольного образовательного учреждения есть группы детей имеющих особенности развития. Основную массу составляют дети с речевыми нарушениями такими, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи разной степени тяжести (ОНР), а также дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблемы в речевом развитии ребенка дошкольного возраста оказывают негативное влияние на все сферы жизни ребенка. Ведь речь является основой общения. Именно в общении, прежде всего, проявляется отношение к другому человеку в реальной жизни. На пути развития ребёнка проблемы создают нарушения социальных отношений, к которым приводит наличие фонетико-фонетического и общего недоразвития речи у детей. Актуальной является проблема становления социальных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи, поскольку своеобразие речевого развития детей дошкольного возраста сказывается на их социальном самочувствии и процессе социальной адаптации.
Взаимоотношениями со сверстниками напрямую связаны с речевыми нарушениями дошкольников, так как любые отклонения в развитии препятствуют формированию личности, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, затрудняют общение с окружающими.
Совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу, определяется как межличностные отношения.
Межличностные отношения включают в себя: межличностная привлекательность (притяжение и симпатия), восприятие и понимание людьми друг друга, взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). И важным моментом здесь является то, чтобы при взаимодействии с другими детьми ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, не чувствовал себя ущербным и мог в любой деятельности выступать как равноправный партнер. Особенно это важно развивать у детей старшего дошкольного возраста, так как навык адаптироваться в любой социальной ситуации им понадобиться при поступлении в школу, и чем раньше он будет она развитии, тем больше вероятности, что ребенок успешно социализируется в обществе.
Особенности социализации ребенка имеющего отклонения в речевом развитии обусловлены спецификой речевых патологий, которые в свою очередь делают специфичным процесс общения. Рассмотрим некоторые из этих особенностей у детей старшего дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии речи.
- Преобладает характерная для нормально развивающихся детей 2-4 летнего возраста ситуативно-деловая форма общения. Обусловлено общим психическим недоразвитием (бедностью знаний, недостаточной сформированностью саморегуляции и контекстной речи), преобладающее число контактов, которые носят ситуативный характер, даже в ситуациях познавательного, личностного общения.
- Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных», об этом свидетельствует ряд исследований, опирающийся на показатели межличностных отношений в дошкольной группе. В незаинтересованности в контакте, в снижении потребности в общении, проявлении негативизма и неумении ориентироваться в ситуации общения, так по данным Л.Г. Соловьёвой выражается коммуникативная компетентность детей с общим недоразвитием речи.
- К неблагоприятным влияниям социума дети с нарушениями речевого развития, особенно чувствительны. Ведёт к усугублению эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку и в дальнейшем приводит к отклонениям в развитии, частая изолированность детей с недоразвитием речи от других детей, отказ от участия в играх, общих мероприятиях группы, насмешки со стороны сверстников и педагогов. Со степенью тяжести речевого дефекта тесно связано положение ребёнка в коллективе сверстников. Как правило, дети, имеющие хорошо развитую речь, занимают высокое положение в системе личных взаимоотношений. Есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с нарушением речи, и они среди детей занимают неблагоприятное положение, поскольку речевой дефект является определяющим в иерархии социальных отношений.
- Детей отличающихся физической силой и внешне привлекательных, в качестве партнёров по общению выбирают дети с нарушением речи. Дать ответ о мотивах выбора товарища дети с общим недоразвитием речи, как правило, затрудняются, на выбор и оценку ребёнка педагогом, а не на собственное личностное отношение к партнёру по игре, очень часто ориентируются эти дети.
Очень часто дети с общим недоразвитием речи стараются избежать речевого общения. Весьма кратковременным и неполноценным, оказывается речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым, в тех случаях, когда он возникает. Рядом причин это обуславливается. Рассмотрим некоторые из них:
- к прекращению общения приводит, быстрая исчерпаемость побуждений к высказываниям;
- бедный словарный запас, препятствующий формированию высказываний, отсутствие у ребёнка сведений, необходимых для ответа;
- речевые реакции дошкольников оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения, так как они не понимают собеседника, и не стараются вникнуть в то, что им говорят.
Таким образом, препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет устанавливание контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в коллективе сверстников, наличие общего недоразвития речи. Существует и обратная зависимость: темп развития речи и других психических процессов замедляется при недостаточном общении. В целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума, требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речи, познавательной и коммуникативной сфер. В игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, формируются взаимоотношения дошкольников.
Все вышесказанное обусловило актуальность выбора темы нашего проекта: «Искусство быть равным».
Идея проекта состоит в том, чтобы используя специфические средства, развивать общение у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, и как следствие, способствовать облегчению их социализации в дальнейшем. В качестве средств для реализации проекта нами были определены социоигровые технологии. Проект реализуется не только в стенах дошкольного учреждения, но и вне его стен.
Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Бухатов).
Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социоигровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
- Цели проекта
Цель применения проекта в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта:
- Формирование у дошкольников с ОНР, ФФНР и ЗПР навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи, а также социокультурного развития с привлечением социальных партнеров.
- Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
- Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
- Развитие у детей с ОНР, ФФНР и ЗПР умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
- Цели и задачи, решаемые в процессе взаимодействия с социальными партнерами в рамках проекта
1.3.1. Взаимодействие со школой
Социальный партнер: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вторая Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Цель взаимодействия: Создание преемственности по инклюзивному образованию в организации образовательной системы ДОУ со школой.
Формирование общих подходов по подготовке детей с проблемами в развитии к школе.
Задачи взаимодействия:
1.Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между группами компенсирующей, комбинированной направленностей и школой.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
1.3.2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
Социальные партнеры: Историко-краеведческий музей Гавриловского района, МБУК «Гавриловская районная библиотека».
Цель взаимодействия: расширение социально-образовательной системы групп компенсирующей и комбинированной направленностей для детей с ОНР, ФФНР, ЗПР.
Задачи взаимодействия:
1. Развивать интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
2. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры воспитанников группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
1.3.3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования
Социальный партнер: муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Гавриловская школа искусств»
Цель взаимодействия: Объединить усилия с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации воспитанников групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
Задачи взаимодействия:
1. Способствовать созданию образовательной системы для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.
- Содержательный раздел реализации проекта
- Принципы проекта
В проекте реализуются принципы, основанные на принципах, которые лежат в основе социоигровой технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения старших дошкольников с ОНР и ФФНР. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы:
- Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
- Методика организации проекта
Различают следующие формы организации социоигровой технологии в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
- Тренинги.
- Самопрезентация.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
- У детей нет чувства страха за ошибку.
Применяя социоигровые технологии в коррекционно – образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.
- 2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
- 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
- 4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
- 5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
- 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социоигровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… ».
В рамках применения социоигровой технологии используются разные методы активизации мыслительной деятельности:
1.Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Группе равных предлагается интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребёнок будет чувствовать себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже могут быть связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно
2.Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Использование игровых приёмов на воображаемую ситуацию:
- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;
- придумывание сказок;
- игры – драматизации;
- юмор и шутки.
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.
3.Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
- беседа;
- создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать речевые навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.
4. Методы коррекции и уточнение детских представлений:
- повторение;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- опыт.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить образовательную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи состоит в том, чтобы в результате применения социоигровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
- Этапы проекта
I этап – организационный (август, сентябрь 2024 г.)
На организационном этапе провести опрос и анкетирование на родительских собраниях в группах, с целью выявления заинтересованности родителей и детей в организации мероприятий по развитию коммуникации детей и социальной адаптации в обществе.
Входная диагностика на выявление уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшей группы имеющих ФФНР и ОНР.
Разработать план методической, воспитательной работы, а также работы с родителями и социальными партнерами.
Провести презентацию проекта для детей и сотрудников детского сада, были распределены обязанности и роли среди участников проекта.
Подготовить картотеки коммуникативных, сюжетно-ролевых, дидактических игр, направленных на развитие социализации и повышение социально-культурного уровня у детей с ОНР, ФФНР и ЗПР.
II этап – практический (октябрь, 2024 – апрель 2025 г.).
Проведение мероприятий согласно составленному плану.
Привлечение социальных партнеров к активному участию в мероприятиях проекта.
Устранение причин для рисков, полное использование возможностей.
В процессе реализации мероприятий учитывать все принципы влияния социоигровых технологий на развитие социализации у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
III этап – заключительный (май 2025)
Провести анкетирование среди родителей, с целью выявить степень удовлетворения организационным уровнем проведения занятий, уровнем качества приобретённых умений и навыков.
Провести итоговое диагностическое исследование, чтобы выявить влияния коммуникативных игр уровень развития социализации и социальной коммуникации.
Провести анализ опыт работы за время работы над проектом, с цель его практической и теоретической значимости для педагогов МБДОУ, детей и родителей.
Презентовать результаты проекта участникам и социальным партнерам.
- План взаимодействия с партнерами
Название организации | Мероприятия | Результаты |
МБДОУ 2 Гавриловская средняя общеобразовательная школа |
|
|
МБУК «Гавриловская районная библиотека» | - экскурсии; - конкурс детских рисунков «Мы все равны, мы все прекрасны» - презентация детской художественной литературы; - совместные заседания по реализации проекта «Играем, литературу изучаем» (проект по театрализованным играм по мотивам известных произведений). | -обогащение знаний детей по истории, краеведению; -приобщение детей к художественной литературе; - план мероприятий по реализации проекта. |
МБОУ ДО «Гавриловская школа искусств» |
| Создана социокультурная среда, которая способствует развитию коммуникативных навыков воспитанников МБДОУ, развивает в них чувство, что они могут на равных взаимодействовать с учащимися других учебных заведений. |
Историко-краеведческий музей Гавриловского района |
| На базе музея создана социокультурная среда, которая способствует развитию коммуникативных навыков воспитанников МБДОУ, дети относятся толерантно к другим людям. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Таким образом, социально - активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом. Социально - активная деятельность дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. При такой позиции важной становится инициатива.
Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей своего посёлка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....

Совместное творчество детей и родителей как одно из условий обогащения социокультурной среды
Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;- существующих в ней принципо...
Проект: «Социализация детей дошкольного возраста в социокультурной среде».
Социализация детей дошкольного возраста в социокультурной среде...
Дети и современная социокультурная среда (буклет для родителей)
В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители, родив детей, торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и п...

Дети и современная социокультурная среда
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нр...
Сообщение " Создание в ДОУ социокультурной среды для развития и индивидуализации детей"
Особенности формирования социокультурной среды в ДОУ....

Единая социокультурная среда, направленная на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с №88
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и ...
