Проект: Русская матрешка.
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №99 «Изумрудный город»
410018 г.Саратов,3-й проезд им.Муленкова.А.П., дом 6 А.
Название номинации: Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию.
Проект: Русская матрешка.
Выполнила: Воровцова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Телефон:89085571224
Саратов 2024
Пояснительная записка
В настоящее время родители не приобщают детей к народным игрушкам, национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа. А ведь матрешка часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом.
Люди всегда старались делать игрушки красивыми и занимательными, чтобы ребенку было интересно играть в нее. Мастера вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобразительность. История матрешки начинается с древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности. В своем проекте я хочу раскрыть и вызвать интерес национальной культуре с помощью матрешке.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: Краткосрочный: 2 недели.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители (законные представители) детей.
Цель: развитие интереса младших дошкольников к русской народной игрушке матрешка.
Задачи:
Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Куклы матрешки, русские народные сарафаны и косынки, трафареты (силуэты) матрешек.
Проблема:
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Актуальность: Необходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на примере матрешки. Развитие познавательного интереса детей, воспитание уважения друг к другу и к другим людям.
Результат проекта:
Изготовление лэпбука «Весёлые матрёшки»
Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
Выставка поделок «Семейная матрешка» (родители)
Этапы реализации проекта
Подготовительный
- выбор темы проекта и формы для его защиты.
-подбор методического материала, литературы по данной теме.
-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изо деятельности;
Методы и приёмы:
Основной
Цель:
Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседа: «Знакомитесь – русская матрёшка».
НОД: «Лепим матрешку»
НОД «В гости к нам пришла матрёшка».
Коммуникативная деятельность
Просмотр мультфильма про матрёшек.
Рассматривание изображений разных матрешек.
Чтение стихов и загадок о матрешки.
Продуктивная деятельность
Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки»
Аппликация.
Тема: «Нарядные матрёшки».
Игровая деятельность
24 октября –день рождения матрешки, в гости приходили матрешки, играли и пили чай.
Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
Дидактические игры:
«Укрась матрёшку».
«Поставь по росту».
Игры с лэпбуком «Весёлые матрёшки»
Работа с родителями:
Консультация «Русская матрешка».
Выставка творчества «Моя матрешка».
Заключительный
Цель: Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
Выставка поделок: «Семейная матрешка».
Результатом проведенной работы является:
- Расширение знаний детей о «Русской народной игрушке – матрешке».
- Выставка творческой деятельности «Моя матрешка».
Приложение 1
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка.
Чем привлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовно-нравственному воспитанию. Почти сто лет русская матрёшка является модным сувениром. Однако, не стоит забывать, что прежде всего, матрёшка — детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для ребёнка.
Игра – это основная форма организации досуга ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети вначале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, совместно с взрослым, ребёнок усваивает такие понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой дети учатся распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, сарафан у матрешки, какие узоры и формы изображены. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство. При этом взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строится на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта.
Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В какие игры можно играть с матрешками?
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть.
Следующий этап - составление половинок – покажите, как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет обыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская матрешка"
Презентация проекта «Русская матрешка»Представляет: Стрельникова Юля, Гришина Женяруководитель: Александрова Л.С. Нельзя считать себя культурным человеком, не зная своих корней и традиций. Поэто...

Проект "Русская матрешка"
В этом проекте рассказывается о приобщении детей с ранего возраста к истокам русского народного творчества через народные игры, знакомство с русским фольклором и с использование его для развитие...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"
Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

Проект русская матрешка
У детей нет представления о матрешке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, кторорый бы побуждал к дальнейшему познанию....

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

