«Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
проект (средняя группа)

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»

Низовцева Ю.С

Воспитатель высшей

квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад №60 г.Орска»

2020г

Мастер-класс


Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников

Необходимость метода проекта как средства экологического воспитания ребенка в ДОУ

Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Актуальность

-Экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру.

-Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

-С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Примерные задачи, которые можно решить с помощью проектов:

  • Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.
  • Расширить кругозор, передавая знания об истории и экологии своего края.
  • Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.
  • Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.
  • Вести просветительскую, консультативную работу с родителями.
  • Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).
  • Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
  • Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.
  • Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
  • Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

Что нужно для реализации проекта по экологическому воспитанию:

  • Создать условия по изучению мира природы (создать центр экспериментирования; оформить календарь природы с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой; создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.
  • Повысить свою педагогическую грамотность ( подобрать соответствующую дополнительную педагогическую, научно- популярную и нормативно-правовую литературу).
  • Обновить содержание, формы и методы работы с детьми.
  • Построить ОД с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направить эту деятельность на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Работа с родителями при реализации проекта по экологии.

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Эффективность проектной деятельности:

  • Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями;
  • Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности;
  • Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе;

Проект - специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ.

Основополагающие принципы проектной деятельности

-знание цели детьми;

-учет интересов детей;

-самостоятельная активность детей.

Виды проектов:

По количеству участников в проекте:

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективные.

Виды проектов.

По продолжительности выполнения проекта:

-краткосрочные (1-3нед.);

-среднесрочные (до 1 мес.);

-долгосрочные (полугодие, учебный год).

Виды проектов.

По характеру содержания:

  • -монопроекты (1 образовательная область);
  • -интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей).

Виды проектов.

По цели:

  • Творческие.
  • Ролево-игровые
  • Ознакомительно-ориентировочные
  • Практико-ориентированные
  • Исследовательские

Способы разработки проектов

Три вопроса

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Что узнали?

План работы по разработке проекта

#1055;одготовительный, организационный

2. Выполнение проекта, основной.

3. Завершающий или заключительный.

Хочу представить вам проект по экологии в средней группе.

«Путешествие на пруд»

Вид проекта:

Информационно-творческий, краткосрочный, интегративный, групповой. Участники: дети средней группы , воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 2 недели

Проблема

Дети имеют недостаточно представлений о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду, о важности водоемов в жизни человека, не умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать, не воспринимают себя как часть природы.

Во время проекта во 2 младшей группе «Ходит капелька по кругу» , продуктом которого стал лепбук, у детей возник интерес к водоемам, они заинтересовались, что вода нужна не только для питья и приготовления пищи, но и важна для многих водных растений, животных и рыб.

Цель: Дать представление о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду.

Задачи:

-Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.

-Формировать представления детей о пруде, его обитателях; растениях и насекомых.

-Формировать навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).

- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.

-Развивать познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.

- Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.

-Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

-Пополнить развивающую среду дидактическими играми экологического содержания, экологическими знаками, макетами, коллекциями.

Планируемый результат.

Дать представления об обитателях и растительности пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомить с экологическими знаками, пополнить развивающую среду макетами и коллекциями.

Подготовительный этап

Познакомилась с литературой, провели диагностику детей, анкетирование родителей, разработали ОД.

Организовали бассейн для экспериментирования на участке.
Провели ОД «Плавает или тонет».

Основной этап

ОД «Спасем рыбку»

Цель:

Формирование экологической культуры, экологического сознания.

Задачи:

-закрепить навыки детей очищать (фильтровать) воду при помощи ватнного диска и воронки

-развивать осознание ребенком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано (если бы дети не почистили пруд, то рыбка погибла бы)

-воспитывать у детей чувства сопричастности.

ОД лепка «Камыши для утят»

Коллективная аппликация «Пруд»

Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель: закрепить с детьми водных, наземных и воздушных обитателей.

Дидактическая игра «Подводный мир»

Цель: познакомить детей с подводными обитателями.

Дидактическая игра «Поймай рыбку»

Цель: знакомство с различными представителями водного мира, развитие мелкой моторики.

Индивидуальные упражнения «Найди самый большой камушек», «Самую красивую ракушку».

Познакомились с запрещающими экологическими знаками.

Работа с родителями.

Семьи выезжали на выходных к водоемам: знакомили детей с флорой и фауной; пополняли наш уголок по экспериментированию и коллекции интересными находками: необычными ракушками, камушками, фотографировали цветы, которые занесены в красную книгу, затем делали семейный фотоальбом или газету «Как я отдыхал на речке». Семьи, которые ездили отдыхать на море также привозили интересные морские экспонаты для пополнения развивающей среды в группе.

Цель: Формирование экологической культуры, экологического сознания.

Предлагаю вам видео образовательной деятельности

«Путешествие на пруд»

«Поможем водяному очистить пруд»

Продукты проекта:

- экологические знаки,

-макет «Домик для лягушат»,

-дидактические игры: «Кто где живет», «На воде и суше», «Что можно, а что нельзя»,

-коллекции: песка, камней, водных растений, ракушек,

-макеты «Аквариум для рыбок»,

-благоустройство пруда в группе в центре «Природа»,

-выставка книг о природе, животных,

-картотека игр : подвижных, пальчиковых, словесных «Подводный мир»,

Результат: Дети познакомились с обитателями и растительностью пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомились с экологическими знаками, пополнили развивающую среду макетами и коллекциями, дидактическими играми, картотеками игр по теме «Подводный мир».

Пополнение развивающей среды
Благоустройство пруда в группе.

Картотеками игр по теме «Подводный мир «

Пальчиковые игры

Подвижные игры

Словесные игры

Загадки

Считалки

Физминутки

Дети разучили такие игры: П. игры «Море волнуется раз», «Лягушата»,пальчиковая игра «Бинокль» и другие.

Коллекциями: песка (кинетический, морской, речной, строительный)

Камней (морские, речные, аквариумные)

Ракушек (морские, речные, аквариумные)

Водных растений: (роголистник, лотос, лилии, камыши)

Макетами водоемов «Подводный мир»

Запрещающими экологическими знаками.

Картотеками книг о природе, о животных.

Дидактическим материалом и играми.

«Пресноводные рыбы», «Рыбы морские и пресноводные», «Обитатели морей», «Рыбалка»

Лепбук по экологии с играми:

Игра «Сортировка мусора»

Игра «Что создал человек, а что природа»

Энциклопедия «Почему исчезают животные?»

Экологические знаки

Экологические сказки




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошольников

   Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организоват...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...

" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"

Проект развивает самостоятельную  и познавательную деятельность детей;развивает  познавательную сферы, расширяет кругозор....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных  и творческих способностей дошкольников". Данный мате...