«Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» |
Низовцева Ю.С Воспитатель высшей квалификационной категории МДОАУ «Детский сад №60 г.Орска» 2020г |
Мастер-класс
Проектная деятельность по экологии как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников
Необходимость метода проекта как средства экологического воспитания ребенка в ДОУ
Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Актуальность
-Экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру.
-Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
-С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Примерные задачи, которые можно решить с помощью проектов:
- Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.
- Расширить кругозор, передавая знания об истории и экологии своего края.
- Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.
- Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.
- Вести просветительскую, консультативную работу с родителями.
- Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
- Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.
- Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
Что нужно для реализации проекта по экологическому воспитанию:
- Создать условия по изучению мира природы (создать центр экспериментирования; оформить календарь природы с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой; создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.
- Повысить свою педагогическую грамотность ( подобрать соответствующую дополнительную педагогическую, научно- популярную и нормативно-правовую литературу).
- Обновить содержание, формы и методы работы с детьми.
- Построить ОД с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направить эту деятельность на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Работа с родителями при реализации проекта по экологии.
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Эффективность проектной деятельности:
- Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями;
- Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности;
- Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе;
Проект - специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ.
Основополагающие принципы проектной деятельности
-знание цели детьми;
-учет интересов детей;
-самостоятельная активность детей.
Виды проектов:
По количеству участников в проекте:
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективные.
Виды проектов.
По продолжительности выполнения проекта:
-краткосрочные (1-3нед.);
-среднесрочные (до 1 мес.);
-долгосрочные (полугодие, учебный год).
Виды проектов.
По характеру содержания:
- -монопроекты (1 образовательная область);
- -интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей).
Виды проектов.
По цели:
- Творческие.
- Ролево-игровые
- Ознакомительно-ориентировочные
- Практико-ориентированные
- Исследовательские
Способы разработки проектов
Три вопроса
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Что узнали?
План работы по разработке проекта
#1055;одготовительный, организационный
2. Выполнение проекта, основной.
3. Завершающий или заключительный.
Хочу представить вам проект по экологии в средней группе.
«Путешествие на пруд»
Вид проекта:
Информационно-творческий, краткосрочный, интегративный, групповой. Участники: дети средней группы , воспитатели, родители
Срок реализации проекта: 2 недели
Проблема
Дети имеют недостаточно представлений о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду, о важности водоемов в жизни человека, не умеют сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать, не воспринимают себя как часть природы.
Во время проекта во 2 младшей группе «Ходит капелька по кругу» , продуктом которого стал лепбук, у детей возник интерес к водоемам, они заинтересовались, что вода нужна не только для питья и приготовления пищи, но и важна для многих водных растений, животных и рыб.
Цель: Дать представление о пруде, растениях пруда, его обитателях, о правилах поведения на пруду.
Задачи:
-Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты.
-Формировать представления детей о пруде, его обитателях; растениях и насекомых.
-Формировать навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.
-Развивать познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.
- Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
-Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
-Пополнить развивающую среду дидактическими играми экологического содержания, экологическими знаками, макетами, коллекциями.
Планируемый результат.
Дать представления об обитателях и растительности пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомить с экологическими знаками, пополнить развивающую среду макетами и коллекциями.
Подготовительный этап
Познакомилась с литературой, провели диагностику детей, анкетирование родителей, разработали ОД.
Организовали бассейн для экспериментирования на участке.
Провели ОД «Плавает или тонет».
Основной этап
ОД «Спасем рыбку»
Цель:
Формирование экологической культуры, экологического сознания.
Задачи:
-закрепить навыки детей очищать (фильтровать) воду при помощи ватнного диска и воронки
-развивать осознание ребенком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано (если бы дети не почистили пруд, то рыбка погибла бы)
-воспитывать у детей чувства сопричастности.
ОД лепка «Камыши для утят»
Коллективная аппликация «Пруд»
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: закрепить с детьми водных, наземных и воздушных обитателей.
Дидактическая игра «Подводный мир»
Цель: познакомить детей с подводными обитателями.
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
Цель: знакомство с различными представителями водного мира, развитие мелкой моторики.
Индивидуальные упражнения «Найди самый большой камушек», «Самую красивую ракушку».
Познакомились с запрещающими экологическими знаками.
Работа с родителями.
Семьи выезжали на выходных к водоемам: знакомили детей с флорой и фауной; пополняли наш уголок по экспериментированию и коллекции интересными находками: необычными ракушками, камушками, фотографировали цветы, которые занесены в красную книгу, затем делали семейный фотоальбом или газету «Как я отдыхал на речке». Семьи, которые ездили отдыхать на море также привозили интересные морские экспонаты для пополнения развивающей среды в группе.
Цель: Формирование экологической культуры, экологического сознания.
Предлагаю вам видео образовательной деятельности
«Путешествие на пруд»
«Поможем водяному очистить пруд»
Продукты проекта:
- экологические знаки,
-макет «Домик для лягушат»,
-дидактические игры: «Кто где живет», «На воде и суше», «Что можно, а что нельзя»,
-коллекции: песка, камней, водных растений, ракушек,
-макеты «Аквариум для рыбок»,
-благоустройство пруда в группе в центре «Природа»,
-выставка книг о природе, животных,
-картотека игр : подвижных, пальчиковых, словесных «Подводный мир»,
Результат: Дети познакомились с обитателями и растительностью пруда, о том, что нельзя загрязнять пруд, правилами поведения на водоемах, познакомились с экологическими знаками, пополнили развивающую среду макетами и коллекциями, дидактическими играми, картотеками игр по теме «Подводный мир».
Пополнение развивающей среды
Благоустройство пруда в группе.
Картотеками игр по теме «Подводный мир «
Пальчиковые игры
Подвижные игры
Словесные игры
Загадки
Считалки
Физминутки
Дети разучили такие игры: П. игры «Море волнуется раз», «Лягушата»,пальчиковая игра «Бинокль» и другие.
Коллекциями: песка (кинетический, морской, речной, строительный)
Камней (морские, речные, аквариумные)
Ракушек (морские, речные, аквариумные)
Водных растений: (роголистник, лотос, лилии, камыши)
Макетами водоемов «Подводный мир»
Запрещающими экологическими знаками.
Картотеками книг о природе, о животных.
Дидактическим материалом и играми.
«Пресноводные рыбы», «Рыбы морские и пресноводные», «Обитатели морей», «Рыбалка»
Лепбук по экологии с играми:
Игра «Сортировка мусора»
Игра «Что создал человек, а что природа»
Энциклопедия «Почему исчезают животные?»
Экологические знаки
Экологические сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошольников
Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организоват...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...

" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"
Проект развивает самостоятельную и познавательную деятельность детей;развивает познавательную сферы, расширяет кругозор....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный мате...