Семинар - практикум для педагогов
материал

Захаран Е.В.

Семинар - практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административно-территориального образования посёлок Солнечный Красноярского края

Семинар-практикум

«Валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.

О функционировании организма и правилах безопасного поведения»

                                                

Подготовила Захаран Е.В.

                                                                                      

                                

2022г.

Форма проведения: семинар-практикум в форме круглого стола (мини-лекция, работа творческих подгруппах).
Цель семинара-практикума: объединить стремление педагогов к сотрудничеству, направленному на формирование знаний у детей дошкольного возраста и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Подготовка к семинару:
Изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников интернета ,подготовка оборудование оборудования.

Оборудование:  макет «Цветик-Семицветик», карандаши, карточки для игр «Если ты заболел, « Чтобы быть здоровым.», пословицы на карточках, рекомендации для воспитателей « Утренний речевой настрой», мальберт ,.
Методы и приемы:  мини-лекция, работа в творческих подгруппах, практические упражнения.

Ход проведения:

- Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной притчи:

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов возразил: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать, решать — куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы.
- Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?(Ответ педагогов)
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».     Таки живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти         и сберечь бесценный дар богов!
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — гласит восточная мудрость. Значит, здоровье-то оказывается спрятано  в  каждом из нас и в каждом ребёнке. Задача педагогов -научить детей покорять эту вершину.

 Дети – цветы жизни, а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.
Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем в игру «Собери Цветик-Семицветик». Семь слагаемых здоровья, семь лепестков    Цветика-Семицветика. И каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья наших детей.
Сейчас мы Вам предлагаем разделиться на две подгруппы.
Первый лепесток «Информационный»

Прежде чем приступать к какому- либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашего путешествия мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации валеологической работы в нашем детском саду.

Цель валеологического воспитания дошкольников. Повышать уровень валеологической образованности дошкольников, формировать осознанную потребность к здоровому образу жизни.

Задачи валеологического воспитания дошкольников. Формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека, полезных и вредных привычек, о предупреждении некоторых заболеваний и травматизм.

 Развивать творческое отношение к себе, к миру, к своей деятельности. Воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении.

Методы валеологического воспитания дошкольников.

Какие методы Вы используете в работе с детьми?

1.Словесные методы обучения:

- рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы;

- беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;

- чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

2.Наглядные методы обучения:

- наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие мышления, речи;

-рассматривание:  картин ,таблиц, муляжей, репродукций, схем; демонстрация слайдов, кинофильмов, мультимедийных презентаций.

3.Практические методы обучения:

Упражнения – многократное повторение умственных и практических действий.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

• с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения;

• с основами первой помощи при травмах;

• с основами безопасности поведения;

• приобретают навыки ухода за органами;

• приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

- Какие формы работы Вы знаете?

Формы работы с родителями:

-информация в родительских уголках, в папках-передвижках;

-консультации;

-устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;

-семинары-практикумы;

-деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;

- дни открытых дверей для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, закаливающих и лечебных процедур;

-совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.

Второй лепесток: «Разминочный»

Найдите  продолжение пословицы о здоровье:

1 команда:

Будет здоровье - будет все.

Болен – лечись, а здоров, так берегись.

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок.

2 команда:

В здоровом теле – здоровый дух.

Береги платье с ному, а здоровье смолоду.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.

Третий лепесток: «Проблемный»:

Каждой команде предлагается по одной проблемной ситуации, на решение которой дается 3 минуты.

1 команда:

1 ситуация: Ребенок старшей группы отказывается от еды в детском саду. Как воспитателю повлиять на данную ситуацию?

 2 ситуация: Четырёхлетний Алёша балуется за столом, за обедом, несмотря на замечания воспитателя. В конце концов педагог говорит: -« Ты же не котик и не собачка, чтобы лизать языком. Возьми ложку!» После этого все дети начинают тоже лизать с тарелки. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.

2 команда:

 1 ситуация: Родители одевают на ребенка слишком много одежды (слишком тепло). Как воспитатель может построить свою работу с данными родителями.

 2 ситуация: Ребенок старшей группы отказывается от еды в детском саду. Как воспитателю повлиять на данную ситуацию?

Четвертый лепесток: «Оздоровительный».                                                 (Проводит инструктор по физкультуре Шишкина С.В.)
- Сейчас хочу задать Вам несколько вопросов.
1. Что такое оздоровительные мероприятия?
2. Необходимы ли они?
3. Какое место в физическом развитии ребенка занимает утренняя гимнастика?
- Утренняя гимнастика, наряду с другими оздоровительными мероприятиями, имеет важнейшее значение в физическом развитии ребенка-дошкольника. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение                                                                    - Сейчас и мы Вами проведем утреннюю гимнастику. Встаем в две колонны.

Комплекс утренней гимнастики «У  жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» (под музыку).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)                                                                                                                          Кроме  утренней гимнастики, существуют и другие виды гимнастики.             Какие  Вам  еще известны? (называют поочередно):
Пальчиковая. Центр мелкой моторики рук в мозгу расположен рядом с речевым центром, поэтому развивая моторику рук, вы параллельно развиваете речь.
Утренняя. Помогает быстрее проснуться и восстановить все функции организма после длительного ночного сна. Воспитывает дисциплинированность, волю, приучает к полезной привычке делать по утрам гимнастику.
После дневного сна. Восстанавливает работоспособность после отдыха, тонизирует организм. В тоже время носит оздоровительный характер.
Дыхательная. Развивает легкие, участвует в профилактике против простудных заболеваний.
Лечебная  . Общеоздоровительная гимнастика, направленная на исправление осанки или плоскостопия. Для коррекции врожденных заболеваний. Для быстрейшей реабилитации после перенесенных заболеваний.
Физкультминутки. Короткие паузы между занятиями, которые позволяют ребенку отвлечься, встряхнуться, размять мышцы. Физкультминутки не дают детям устать от однообразных занятий, поддерживают их интерес и работоспособность.
Артикуляционная. Разрабатывает органы речи.
Зрительная. Эта гимнастика полезна всем современным детям, т. к. они слишком много времени проводят за телевизором, а некоторые, уже и за компьютером. Гимнастика приучает регулярно выполнять упражнения для глаз, что очень пригодится в школе.
Спортивная. Проводится в специализированных спортивных учреждениях под руководством тренера

«Прогулка на свежем воздухе».
- Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Полезно сочетать прогулку с двигательной деятельностью .(Команды по очереди называют подвижные игры.)

Пятый лепесток: «Эмоциональный»
- Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей . Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу.
Но в жизни часто бывает так, что стрессовые ситуации возникают неожиданно и мы к ним зачастую не готовы. Для того, чтобы уметь противостоять таким неприятным моментам, крайне важно укреплять свое психическое здоровье. Для Вашего внимания предлагаем несколько утренних речевых настроек:
Речевые настройки:

-  Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.

   Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

-    Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.

-  Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

 

-Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

-Сегодня всем с утра, желаем мы добра!

 Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.                                                                                                Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал:                                                         один хлопок – здороваемся глазками и кивком головы;                                                                   два хлопка – здороваемся за руку;                                                                                                   три хлопка – здороваемся носиками.                                                                                           Педагог напоминает, чтобы не забыли при этом улыбнуться.

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

-Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись». Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение? Конечно, солнышко! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова) Солнышко, солнышко, Мы твои лучи. Быть людьми хорошими Ты нас научи!

-Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.                                                                                                                                   Наши умные головки будут думать много ловко,                                                                           Ушки будут слушать, ротик четко говорить,                                                                                      Ручки будут трогать, глазки наблюдать,                                                                                      Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

 Шестой лепесток: «Профилактический».
- Успешная профилактика заболеваний у детей – результат совместной работы родителей и персонала дошкольного учреждения. Необходимо следовать советам специалистов, чтобы сохранить здоровье ребенка в любой сезон, а еще – проводить различные профилактические мероприятия.
«Ты покажи - я отгадаю»                                                                                          Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.                                                                                Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая  подгруппа - отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

«Если ты заболел»

 Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.

 Материал: картинки с изображением определенных действий.

 Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.

« Чтобы не заболеть...»

 Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

 Материал : сюжетные картинки о ЗОЖ.

 Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.

Седьмой лепесток: «Душевный»( Проводит психолог Баранова К. В.)

 Мы много говорил о здоровье детей, но ведь и от здоровья педагога тоже многое зависит. Существует много причин разрушающих наше здоровье и  основная из них – неумение противостоять стрессам.    

Игра «Душ»  

 Вывод:  Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!» Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически или социально. Практика показала, что нужны новые подходы к  учебно-воспитательному процессу и главная роль здесь отводится педагогу. В ходе совместной деятельности с детьми ,педагог, сотрудничая с семьёй (ведь роль родителей в сбережении здоровья детей значительна), обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.  В заключение всем присутствующим хотелось бы посоветовать: чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте детей, им это очень необходимо.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих родных.                                                                                           Берегите здоровье друг друга,                                                                                                  Мы – природы малая часть,                                                                                               Вы кому- то ответили грубо –                                                                                         Чью-то жизнь сократили на час .( Александр Дементьев.)

Используемая литература:

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004. – №17-24.
  2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка.- М.: Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.
  4. Бушнева И.М. и др. Педагогические советы /авт.-сост. И.М. Бушнева [др.].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
  5. .Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114 117.
  6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.
  7. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...