Год педагога и наставника: векторы развития учреждения
статья
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.31 КБ | |
| 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад №4»
Год педагога и наставника: векторы развития учреждения
Подготовила:
Инякина Вера Григорьевна
Бугуруслан, 2023
Год педагога и наставника: векторы развития учреждения. (1 слайд)
(2 слайд) 2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога»
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта».
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.
(3 слайд) Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молодого педагога проходит на рабочем месте под руководством наставника, который создает организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального становления
Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию.
(4 слайд) Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником
В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский, он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.
(5 слайд) Я считаю, что профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
(6 слайд) Считается, что понятие «наставничество» приобрело современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.
(7 слайд) В словаре В. Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель». Наставничество - как «звание, должность, дело наставника».
Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответственен за овладение профессиональными навыками другим человеком «новичком» (наставляемым), его должностное продвижение и развитие вне рамок обычных взаимоотношений непосредственного начальника и подчиненного.
Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.
Педагогу мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом
(8 слайд) Наставничество в ДОУ позволяет
- повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагогического работника;
- создать положительный настрой в профессиональной деятельности;
- быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ;
- передать накопленный наставниками опыт.
Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.
(9 слайд) В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Педагоги используют в работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разработали план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых. Помогают создать портфолио, что дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Наставники всегда готовы прийти на помощь молодым воспитателям, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
(10 слайд) В своей работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как: практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника, совместное проведение обследования детей, мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», посещение и анализ занятий опытных педагогов. Используют такую форму, как участие в конкурсах. При помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности.
Работая с молодыми педагогами, наши наставники повышают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы, используют в работе цифровые технологии.
Ведь наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом. Нужно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами.
Наставники помогают молодым педагогам применять эффективные формы и методы работы, которые содействуют профессиональному становлению молодого специалиста.
Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов.
(11 слайд) Считаю, что наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции.
Технология наставничество в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога.
(12 слайд) Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность — Москва, 201 1.
2. Вагин И. О. Наставничество; Студия АРДИС - Москва, 2014.
3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.2001.
5. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
6. Крылов А.В. Молодой специалист в образовании // Педагогическая диагностика. 2013. №4.
7. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога Платон Жан – Жак Руссо К. Д. Ушинский
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответственен за овладение профессиональными навыками другим человеком «новичком» (наставляемым), его должностное продвижение и развитие вне рамок обычных взаимоотношений непосредственного начальника и подчиненного. «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль
Наставничество в ДОУ позволяет повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагогического работника; создать положительный настрой в профессиональной деятельности; быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ; передать накопленный наставниками опыт.
Положение о наставничестве в ДОУ; Приказ заведующего учреждением об организации наставничества; Приказ о закреплении наставника; План работы по наставничеству; Годовой план работы ДОУ. Документы, регламентирующие наставничество
Активные формы работы Практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника ; Совместное проведение обследования детей; Мастер-классы; Решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий; «Мозговой штурм»; П осещение и анализ занятий опытных педагогов; Участие в конкурсах.
Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции. Вывод
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский сад - школа-интернат - вектор развития будущего железной дороги
В статье определены основные направления совместной деятельности детского сада и школы-интерната....

Межмуниципальный Методический мост - 2022 г. «Векторы развития современного дошкольного образования
Методическая практика работы Из опыта работы «Организация взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста по нравственному воспитанию, через культурные практики формирован...

Дополнительное образование детей - новый вектор развития.
Презентация на тему: "Дополнительное образование детей - новый вектор развития."...

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ .Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 6 апреля 2022 года
Публикация Халиуллиной Елены Борисовны , от 30.03.2022г, с.56-63Развитие познавательной активности старшего дошкольника , любознательности, любви и уважения родного края посредством изучения малой и б...

Мероприятия по выполнению Указа президента РФ Года педагога и наставника (Указ Президента РФ «Указ о проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» от 27.06.2022г., №401
в таблице представлен план мероприятий на 2023 год...

Статья о наставнике к году педагога и наставника 2023 г.
В год педагога и наставника Чудакова Ольга Владимировна, рассказывает о своём наставнике - Глущенко Ирине Владиславовне. Наставник… Кто он такой? Какой смысл...

