Технология "Логические блоки Дьеныша"
материал

Уткина Валентина Васильевна

Технология "Логические блоки Дьеныша"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Логические блоки Дьеныша»

Компоненты

Содержание

Полное название технологии

Логические блоки Дьенеша.

Автор(ы)

Автор этой технологии Золтан  Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы.

Актуальность (обоснование важности применения именно в вашей группе)

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс модульной технологии логические блоки Дьенеша в нашей группе,  позволит детям развить  интеллектуальные способности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Проблема

 Дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывают  трудности ориентировка в пространстве, не умеют комментировать свои действия.

Цель

Развитие интеллектуальных  способностей у детей старшего дошкольного возраста,  через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

Задачи (относительно возраста)

1. развивать  представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация).

2. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий).
3. Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.
4. Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей
.

На какой возраст рассчитана?

Старший дошкольный возраст

Основные понятия

Интеллектуальные способности: это  способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия и т. д.

Разбиение – процесс мышления, при котором мы рассматриваем некоторый класс предметов и в своем воображении делим его на два или на большее число подклассов.

Классификация – это процесс мышления, при котором мы в своем  воображении объединяем в группы предметы, обладающие определённым признаком.

Кодирование – переход от одной формы представления информации  к другой, более удобной.

Декодирование - процесс преобразования (восстановления) информации из закодированного вида в исходный вид. 

Описание содержания

Блоки Дьенеша  состоят из 48 объемных геометрических фигур. Различающихся: по цвету (красные, синие, желтые, форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), размеру (большие и маленькие, толщине (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Первый этап:С помощью блоков дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький», «толстый -тонкий», «такой же», «не такой».

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство:  (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем,  они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д). Несколько позже, по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине).  По четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Второй  этап - знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков.  Вводится специальный код, графически изображающий данные свойства:
• цвет обозначается пятном
• величина - силуэт домика (большой, маленький).
• форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) .
• толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Работа введется следующим образом: идет выделение свойств и кодирование информации, и наоборот- ее раскодирование.
Третий  этап:  в работе с блоками – этоосвоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства.
Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.) . Работа в данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.

Место в воспитательно-образовательном процессе

Логические блоки применяю:

- в подвижных играхпредметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов.

- в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на доме  обозначается кодовыми карточками. Аналогично, поезд – билеты, места.

- как настольно – печатные:   «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «рассели жильцов».

- НОД

Основные этапы внедрения

Подготовительный:  Ознакомиться с современной педагогической литературой по теме «Блоки Дьенеша».  Подобрать наглядно – дидактические материалы, изготовить карточки, схемы, дидактические игры.

  Составить планер на следующий учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ

Старшая группа

Обучающий:

- Ознакомительный этап с целью выявления и закрепления  знаний о свойствах блоков (сентябрь –октябрь).

- Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, выявление одно или два свойства предметов(ноябрь - февраль).

- Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков ( март - апрель).

- диагностика (май).

Подготовительная группа

Обучающий:

- Использование карточек, умение кодировать информацию и наоборот - ее раскодирование (сентябрь – ноябрь).

- Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, выявление три или четыре  свойства предметов (декабрь - февраль).

-  Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (март – апрель).

- диагностика (май).

Формирующий;  

Внедряю данную технологию:

- применяю  блоки Дьенеша в НОД, в самостоятельной деятельности.

Заключительный:подведение итогов (май),план на следующий учебный год.

Внесение элементов в РППС

набор «блоки Дьенеша», дидактические игры, карточки коды.

Предполагаемое взаимодействие с родителями

- Практикум для родителей «Игры с блоками Дьенеша»

Демонстрация (чего?опыта, результатов,) среди коллег

Работа с педагогами Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

 Цель: Познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша», а так же с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Предполагаемые результаты для всех участников образовательного процесса

Дети: умеют сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету,форме,размеру, толщине). Научились выявлять и абстрагировать свойства. Владеют умственными операциями сравнение, обобщение, анализ, классификация, умеют кодировать и декодировать информацию, научились классифицировать с заданными свойствами.

Родители:получили новую информацию об играх  в соответствии с возрастом детей.

Педагоги:познакомятся и овладеют  на практике данную технологию.

Инструменты мониторинга

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления. ( сентябрь, январь, май)

Дополнительно

Литература:

Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ.

             Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;

Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Методическое пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (Блоки Дьеныша)

Игровые образовательные ситуации для работы по сенсорному развитию детей четвертого года жизни. Разработаны на основе игр с блоками Дьеныша  Б.Б.Финкельштейн, Н.О.Лелявина....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4-ГО ЖИЗНИ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ БЛОКИ ДЬЕНЫША.

Пособие представляет собой наглядный материал по дидактической разработке игр. Игровые ситуации 1 и 2 этапа работы с дидактическим материалом блоки Дьеныша....

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ. Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ.Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе....

занятия по математике с блоками Дьеныша в средней группе

Этот материал содержит разработанные занятия по математике с использованием блоков Дьеныша, для развития у детей логического мышления...

занятия по математике с блоками Дьеныша в средней группе

Этот материал содержит разработанные занятия по математике с использованием блоков Дьеныша, для развития у детей логического мышления...