Технология "Логические блоки Дьеныша"
материал
Технология "Логические блоки Дьеныша"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Логические блоки Дьеныша»
Компоненты | Содержание |
Полное название технологии | Логические блоки Дьенеша. |
Автор(ы) | Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. |
Актуальность (обоснование важности применения именно в вашей группе) | Внедрение в воспитательно- образовательный процесс модульной технологии логические блоки Дьенеша в нашей группе, позволит детям развить интеллектуальные способности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. |
Проблема | Дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывают трудности ориентировка в пространстве, не умеют комментировать свои действия. |
Цель | Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша». |
Задачи (относительно возраста) | 1. развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация). 2. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий). |
На какой возраст рассчитана? | Старший дошкольный возраст |
Основные понятия | Интеллектуальные способности: это способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия и т. д. Разбиение – процесс мышления, при котором мы рассматриваем некоторый класс предметов и в своем воображении делим его на два или на большее число подклассов. Классификация – это процесс мышления, при котором мы в своем воображении объединяем в группы предметы, обладающие определённым признаком. Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной. Декодирование - процесс преобразования (восстановления) информации из закодированного вида в исходный вид. |
Описание содержания | Блоки Дьенеша состоят из 48 объемных геометрических фигур. Различающихся: по цвету (красные, синие, желтые, форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), размеру (большие и маленькие, толщине (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство: (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем, они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д). Несколько позже, по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине). По четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Второй этап - знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вводится специальный код, графически изображающий данные свойства: |
Место в воспитательно-образовательном процессе | Логические блоки применяю: - в подвижных играхпредметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов. - в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, поезд – билеты, места. - как настольно – печатные: «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «рассели жильцов». - НОД |
Основные этапы внедрения | Подготовительный: Ознакомиться с современной педагогической литературой по теме «Блоки Дьенеша». Подобрать наглядно – дидактические материалы, изготовить карточки, схемы, дидактические игры. Составить планер на следующий учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ Старшая группа Обучающий: - Ознакомительный этап с целью выявления и закрепления знаний о свойствах блоков (сентябрь –октябрь). - Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, выявление одно или два свойства предметов(ноябрь - февраль). - Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков ( март - апрель). - диагностика (май). Подготовительная группа Обучающий: - Использование карточек, умение кодировать информацию и наоборот - ее раскодирование (сентябрь – ноябрь). - Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, выявление три или четыре свойства предметов (декабрь - февраль). - Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (март – апрель). - диагностика (май). Формирующий; Внедряю данную технологию: - применяю блоки Дьенеша в НОД, в самостоятельной деятельности. Заключительный:подведение итогов (май),план на следующий учебный год. |
Внесение элементов в РППС | набор «блоки Дьенеша», дидактические игры, карточки коды. |
Предполагаемое взаимодействие с родителями | - Практикум для родителей «Игры с блоками Дьенеша» |
Демонстрация (чего?опыта, результатов,) среди коллег | Работа с педагогами Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». Цель: Познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша», а так же с вариантами применения данного дидактического материала на практике. |
Предполагаемые результаты для всех участников образовательного процесса | Дети: умеют сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету,форме,размеру, толщине). Научились выявлять и абстрагировать свойства. Владеют умственными операциями сравнение, обобщение, анализ, классификация, умеют кодировать и декодировать информацию, научились классифицировать с заданными свойствами. Родители:получили новую информацию об играх в соответствии с возрастом детей. Педагоги:познакомятся и овладеют на практике данную технологию. |
Инструменты мониторинга | Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления. ( сентябрь, январь, май) |
Дополнительно |
Литература:
Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ.
Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;
Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Интеграция познавательно-исследовательской и игровой деятельности детей дошкольного возраста:использование блоков Дьеныша.
Семинар - практикум...

Методическое пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (Блоки Дьеныша)
Игровые образовательные ситуации для работы по сенсорному развитию детей четвертого года жизни. Разработаны на основе игр с блоками Дьеныша Б.Б.Финкельштейн, Н.О.Лелявина....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4-ГО ЖИЗНИ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ БЛОКИ ДЬЕНЫША.
Пособие представляет собой наглядный материал по дидактической разработке игр. Игровые ситуации 1 и 2 этапа работы с дидактическим материалом блоки Дьеныша....

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ. Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе.
Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ.Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе....

занятия по математике с блоками Дьеныша в средней группе
Этот материал содержит разработанные занятия по математике с использованием блоков Дьеныша, для развития у детей логического мышления...

занятия по математике с блоками Дьеныша в средней группе
Этот материал содержит разработанные занятия по математике с использованием блоков Дьеныша, для развития у детей логического мышления...
