Методическое пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (Блоки Дьеныша)
учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме

Куликова Наталия Леонидовна

Игровые образовательные ситуации для работы по сенсорному развитию детей четвертого года жизни. Разработаны на основе игр с блоками Дьеныша  Б.Б.Финкельштейн, Н.О.Лелявина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка по работе с детьми 4-го года жизни с дидактическим средством блоки Дьеныша.

1 этап

Цель: познакомить детей 4-го года жизни с дидактическим средством блоки Дьеныша.

Содержание

  1. Познакомить детей с дидактическим средством блоки Дьеныша.
  2. Освоение детьми правил игр и игровых упражнений.
  3. Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  4. Активизация умений применять сенсорные эталоны.

Данное содержание реализуется в следующих методах и приемах.

Методические рекомендации. На данном этапе дети знакомятся с блоками Дьеныша. В игровых действиях с детьми присутствует любимый игровой персонаж из мультфильма «Смешарики» Нюша. Она создает положительный эмоциональный настрой у детей. Дети играют с интересом, с помощью игрового персонажа удается поддерживать интерес во время игр, дети легко выполняют игровые действия, соблюдают игровые правила, активизируется речь детей.

Большая часть игр имеет индивидуальный или подгрупповой характер, воспитатель играет роль ведущего.

Далее представлены игры, упражнения, построенные с опорой на материалы Б.Б.Финкельштейна (альбомы и дидактические пособия), но являются измененными вариантами.


Тематическое планирование

Неделя

Название игры

Цель

1 неделя

«Подарки от Нюши»

Познакомить детей с новым дидактическим пособием блоки Дьеныша. Развивать умение обследовать предметы.. находить нужные фигуры по форме, по цвету).

2 неделя

«Нюша- артистка цирка, жонглёр»

Учить детей отбирать и выкладывать нужные по размеру геометрические фигуры. (круги).

Усложнение выложить только тонкие круги.

3 неделя

«Флажки для загородки тигра»

Учить детей отбирать и выкладывать нужные по размеру геометрические фигуры (треугольники).

Пример игровых образовательных ситуаций с блоками Дьеныша.

  1. Например, в первой игре «Подарки от Нюши» используется сюрпризный момент. В группу на машине заезжает Нюша и привозит для детей подарок - блоки Дьеныша. Дети сразу узнали свою любимую героиню мультфильма. Нюша здоровается с детьми и рассказывает им стихотворение. Затем она вместе с детьми рассматривает блоки и играет с ними, дети раскладывают блоки по цвету и форме.
  2.  «Нюша - артистка цирка, жонглёр» С начала договариваемся с детьми, чем будет жонглировать Нюша, например, что это будут мячи. У Нюши ничего получается, дети помогают Нюше собирать тонкие шарики для перебрасывания (чтобы ей не было тяжело).

К концу данного этапа дети будут проявлять интерес к участию в играх с блоками Дьеныша, сформируется умение подбирать и называть геометрические фигуры, дети будут соблюдать правила игр,


II этап

Цель обогащение сенсорных представлений у детей 4-го года жизни посредством дидактического средства блоки Дьеныша.

Содержание

  1. Освоение детьми сенсорных эталонов геометрических фигур.
  2. Развитие умения обследовать геометрические фигуры.
  3. Развитие умения различать, сопоставлять геометрические фигуры.
  4. В процессе игр воссоздавать предлагаемые образы при помощи геометрических фигур (по образцу).

Данное содержание реализуется в следующих методах и приемах.

На данном этапе развиваются обследовательские действия, совместное выкладывание блоков.

Методические рекомендации:

Для того, чтобы у детей сложились устойчивые сенсорные эталоны действия с геометрическими фигурами, названия цветов, величины предметов, толщины должны включатся в совместную изобразительную деятельность (рисование, лепка, конструирование) и в повседневную деятельность детей.

Так, например в умывальной комнате можно отметить цветом краны с горячей и холодной водой, дети знают, что красным отмечен кран с горячей водой, синим – с холодной. В изоуголке карадаши расставить по стаканчикам разного цвета и разного размера, что тоже можно использовать для закрепления эталонов цвета и размера.

Тематическое планирование

Неделя

Название игры

Цель

1 неделя

Цирк «Солнышко»

Учить детей отбирать и выкладывать нужные по размеру и цвету геометрические фигуры. (квадраты, прямоугольники).

«Машинки»

Закрепление умения находить фигуры прямоугольной формы.

«Верблюд поднимает груз»

Та же

Усложнение подберите сами сколько груза сможет унести верблюд.

«Ступеньки для артиста»

Та же

2 неделя

«Нюша- артистка цирка, жонглёр»

Учить детей отбирать и выкладывать нужные по размеру и цвету геометрические фигуры. (круги)

Усложнение можно выкладывать только только тонкие круги

«Украшение для зала»

Дети подбирают круги для украшения цирка.

Усложнение рядом не должно быть одинаковых кругов.

3 неделя

«Нюша – фокусник»

Учить детей правильно находить и называть геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, круг), цвет и толщину.

«Заграждение для тигра»

Та же

Усложнение только тонкие, чередование по цвету. 

4 неделя

«Любимые артисты»

Учить детей самостоятельно выбирать образец, находить необходимые фигуры, называть их, при необходимости обводить контур фигур.

«Транспорт для артистов»

Учить детей дополнять и самостоятельно выкладывать транспортные средства.

Пример игры Цирк «Солнышко». Дети узнали, что Нюша стала артисткой цирка. Воспитатель беседует с детьми  дети рассказывают, что видели в цирке сами. Дети помогают Нюше в открытии цирка, помогают выложить на листе солнышко. Объясняют, как называются фигуры, помогают друг другу.

Игра «Машины», когда дети могут вместе с Нюшей подвигаться (дети выбирают машины (блоки) и перемещаются по группе).

К концу второго этапа у детей будут сформированы предпосылки для освоения сенсорных эталонов величины, цвета и формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров".

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров"....

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста...