Дополнительная общеобразовательная программа «Шах и мат»
материал (подготовительная группа)
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В программе представлена система работы по освоению детьми шахматной игры. Программа реализует ряд задач направленных на развитие у дошкольников интеллекта, волевых качеств, самостоятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 202.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад №18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромской области
Дополнительная общеобразовательная программа
«Шах и мат»
Шарья 2024
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В программе представлена система работы по освоению детьми шахматной игры. Программа реализует ряд задач направленных на развитие у дошкольников интеллекта, волевых качеств, самостоятельности.
Программа адресована работникам дошкольного образования, родителям.
Содержание | Стр. |
I. Комплекс основных характеристик программы | |
1.1 Пояснительная записка | 4 |
1.2 Цели, задачи и принципы Программы | 5 |
1.3 Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | 8 |
1.4 Содержание программы | 12 |
1.5 Планируемые результаты | 15 |
II. Комплекс организационно- педагогических условий | |
2.1 Календарный учебный график | 16 |
2.2 Условия реализации Программы | 18 |
2.2.1 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 19 |
2.2.2 Социальные партнеры по реализации программы | 21 |
2.3 Оценочные материалы | 22 |
2.4 Методические материалы | 25 |
2.4.1Обеспечение образовательной деятельности авторскими учебными и программно-методическими пособиями | 25 |
2.4.2 Материально – техническое обеспечение программы | 25 |
2.4.3 Перечень материала для игровой деятельности | 26 |
2.5 Развивающая предметно-пространственная среда | 26 |
2.6 Информационно-методические условия реализации программы | 26 |
III. Кадровое обеспечение | |
Список литературы | 28 |
IV. Приложения | |
4.1 Комплексно- тематический план работы с детьми | 28 |
4.2Дидактические игры и игровые задания. | 42 |
Пояснительная записка.
«В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти»
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей 5-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.
Цели, задачи и принципы Программы.
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы
Задачи:
-Способствовать формированию мыслительной активности детей.
-Учить применять полученные знания в процессе игровой практики.
-Совершенствовать у детей движения рук и психических процессов: произвольного внимания и логического мышления.
-Формировать предпосылки к учебной деятельности.
-Формировать умение действовать по словесным инструкциям.
-Развивать контроль за собственными действиями.
-Развивать воображение, мышление, фантазию.
-Воспитывать волевые качества и самостоятельность.
-Формировать мотивацию к познанию; активизировать мыслительную деятельность воспитанников.
Принципы и подходы к формированию программы
Деятельность педагогов в процессе реализации программы осуществляется с учетом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений с детьми:
- Принцип систематичности – вся работа строится в системе, без пропусков.
- Принцип последовательности – от простого к сложному, от знакомого к новому.
- Принцип дифференциации – предполагает учёт психологических особенностей, типичных индивидуальных различий.
- Принцип личностной ориентации - требует построения работы с учётом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.
- Принцип гуманизации - предполагает построение педагогического процесса на полном признании гражданских прав учащихся. Этот принцип ставит педагога и ребёнка на одну ступень – ребёнок заслуживает такого же уважения, как и педагог.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, предлагаю возможности вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность.
- Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности.
Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка.
Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников все чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Возрастная характеристика, контингента 6-7 лет.
Поведение дошкольников все чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнером. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Содержание программы
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:
- Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
- Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
- При знакомстве с шахматными фигурами.
- При изучении шахматной доски.
- При обучении правилам игры;
- При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры
Программа предусматривает 2 этапа работы:
- дети 5-6 лет
- дети 6-7 лет
Занятия проводят 1 раз в неделю, по 5-8 человек в подгруппе. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю.Продолжительность занятий с каждой мини-группой – не более 25-30 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Гибкая форма организации деятельности, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.Активными участниками воспитательного процесса являются родители. Для родителей предусмотрена работа от консультаций до мастер-класса занятий.
1 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Шахматная доска | 3 | 1 | 2 |
2 | Шахматные фигуры | 13 | 3 | 10 |
3 | Шах и Мат | 5 | 2 | 3 |
4 | Ничья, рокировка | 2 | 1 | 1 |
5 | Тренировочные партии | 12 | 1 | 11 |
Всего | 35 | 8 | 27 |
2 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Повторение | 5 | 1 | 4 |
2 | Рокировка | 3 | 1 | 2 |
3 | Конь | 3 | 1 | 2 |
4 | Дебют | 2 | 1 | 1 |
5 | Мат | 4 | 1 | 3 |
6 | Правила квадрата | 3 | 1 | 2 |
7 | Комбинации | 7 | 2 | 5 |
8 | Этюды | 4 | 1 | 3 |
9 | Шахматные турниры | 4 | 1 | 3 |
Всего | 35 | 10 | 25 |
Планируемые результаты.
- Наличие знаний, умений, навыков, полученных детьми за период обучения в кружке, позволяющих им совершенствовать умственные способности.
- Игровая активность участия в конкурсах, мастер-классах.
- Воспитанники проявляют себя, как личности.
- Сформированы предпосылки к учебной деятельности.
- Получают радость от игровой деятельности.
- У воспитанников развито воображение, мышление.
- Воспитаны волевые качества и самостоятельность.
Результаты выявляются через наблюдение педагога при работе, с помощью диагностики два раза в год: начало учебного года ( сентябрь) и окончание (май), а также устраиваются турниры.
Календарный учебный график
Программа рассчитана на 2 года. Деятельность по дополнительной общеобразовательной программе проходит 1 раз в неделю, во второй
половине дня. Планируемые темы занятий и количество часов отведенное на них, представлено в учебно-тематическом планировании.
Наименование | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
Учебный год | ||||
Возраст | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Количество групп | 1 | 1 | ||
Содержание | ||||
11 | Количество возрастных групп за 2 года | |||
22 | Начало учебного года | |||
33 | Окончание учебного года | |||
44 | Продолжительность учебного года | 35 недель | ||
55 | Продолжительность учебной недели | 5 дней ( понедельник-пятница) | ||
66 | Летний оздоровительный период | С 1.06 2020г. по 31.08.20г. | ||
7 | Режим работы ДОУ в учебном году | 7.00-19.00 |
8 | Режим работы ДОУ в летний оздоровительный период | 7.00-19.00 |
9 | График каникул | Зимние каникулы |
10 | Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками | С 01.09.2022 по 10.09.2022г. С 10.05. 2023г. по 20.05.2023г. |
11 | Выпуск детей в школу | 30.05. 2023г. |
12 | Периодичность проведения групповых родительских собраний | 1собрание – сентябрь –октябрь 2 собрание – январь – февраль 3 собрание – апрель - май |
13 | Праздничные (выходные) дни | В соответствии с календарём 4 ноября – День народного единства; 30 декабря - 8 января – новогодние каникулы; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая -4 мая-Праздник весны и труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России |
Образовательная деятельность по дополнительному образованию
Совместная образовательная деятельность | Начало СОД | Старшая группа | Подготовительная группа |
15.30 | 15.30 | ||
Количество СОД | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |
Время начала и окончания СОД | 15.30-15.55 | 15.30 - 16.00 | |
Минимальна продолжительность перерыва между СОД | 10 мин | 10 мин |
- Условия реализации программы
Реализация программы «Шах и мат» предполагает наличия оборудования для игры в шахматы (центра«Юный шахматист»)
Оборудование уголка «Юный шахматист» в старших и подготовительных группах:
-дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
-демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
-настольные шахматы
-шахматные столы;
-шахматные часы;
-обучающие видео уроки по шахматам;
-папка-накопитель в родительском уголке «Шахматы».
Для развития игровых способностей необходимы условия:
-Систематическая работа по авторской программе «Играем в шахматы» 1 раз в неделю, во вторую половину дня в 15.30час.
-Создание предметно пространственной среды для организации игровой деятельности:
-Оборудование уголка «Юный шахматист» в старших и подготовительных группах:
-Дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
-Демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
-Настольные шахматы
-Шахматные столы;
-Шахматные часы;
-Обучающие видио уроки по шахматам;
-Папка-накопитель в родительском уголке «Шахматы»;
-Средства ИКТ позволяют детям посмотреть презентации, фильмы, игры;
-Эффективное взаимодействие педагога и родителей позволяет более плодотворно развивать мышление у детей.
2.2.1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанниками
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
- родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы не просто игра», «Я дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ» («Играем в шахматы») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в шахматы;
- наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей с работой шахматного кружка;
памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала;
- тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию;
- индивидуальные беседы об успехах детей, «О продолжении дальнейшего обучения детей шахматам в центре «Надежда», «Использование детской литературы по изучению шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам;
- оформление мини-музея «Шахматный мир» с целью совместного участия в создании своеобразной экспозиции в ДОУ;
- анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье;
- мини-турнир с участием родителей;
совместные экскурсии в музеи города;
- оформление опыта семейного воспитания «Наша шахматная семья» с целью освещения семейного опыта по освоению игры в шахматы, организациисовместной деятельности детей и взрослых
(выпуск семейных газет, тематических альбомов с рассказами и т.п.) с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.
2.2.2 Социальные партнёры по реализации программы
Программа «Играем в шахматы» включает в себя совместную работу с детьми, педагогами и родителями. Вся деятельность построена на тесном сотрудничестве между всеми участниками педагогического процесса.
Работа с педагогами включает в себя: консультации, открытые занятия для педагогов просмотр видеофильмов и презентаций, обзор литературы по данной теме.
Одним из разделов программы является - работа с родителями. Некоторые родители испытывают трудности при работе с детьми: Не знают, как развивать у детей мышление, имеют малое представление о техниках, не знают чем занять детей дома. Многие не понимают важности данного воспитания и обучения. Такие родители нуждаются в педагогических советах. Необходимо доводить до их сведения всю важность игровой деятельности детей, её роль в развитии умственных способностей. Родители должны знать:
-возрастные особенности развития детей данного возраста;
-понимать значимость формирования игровой активности.
-уметь помочь детям и педагогам в организации игровой деятельности.
Следовательно, организуя игровую деятельность с детьми, педагог должен обеспечить и работу с родителями. При работе с родителями в данной программе предлагаются следующие формы работы: консультации, папки-передвижки, проведение тематических бесед, просмотр игровых видов деятельности, совместное участие в конкурсах, анкетирование, родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. Только в тесном сотрудничестве со всеми социальными партнёрами можно добиться развития всесторонних умственных способностей детей.
2.3. Оценочные материалы
С целью отслеживания результата регулярно, два раза в год, проводится диагностика на основе наблюдений.
Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика игровой деятельности.
Мониторинг характеризует уровни:
-Требует внимания (ТВ): не проявляет интерес и желание играть, не владеет умственными и логическими навыками и умениями.
- Освоил частично (ОЧ) (находится в стадии формирования): проявляет интерес и желание играть, частично владеет умственными логическими навыками и умениями.
- Освоил полностью(ОП): испытывает удовлетворение и радость при игре, владеет навыками простейшей шахматной игры, проявляет сообразительность, внимание.
Итоговая таблица:
Уровни освоения умений и навыков | ОП | ОЧ | ТВ | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Старшая группа | ||||||
Подготовительная | ||||||
5-6 лет
Дети должны знать и уметь применить: | Имеет представление о шахматных терминах: поле, горизонта ль, вертикаль. | Имеет представление о правилах ходах, взятиях каждой фигуры. | Ориентируется на шахматной доске. | Пытается играть каждой фигурой. | Правильно располагает доску. | Правильно располагает фигуры. | Пытается правильно перемещать фигуры. | Решает простые шахматные задачи. |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 |
6-7 лет
Дети должны знать и уметь применить: | Знает шахматные термины: поле, горизонта ль, вертикаль. | Знает правила хода, взятие каждой фигуры. | Ориентируется на шахматной доске. Играет каждой фигурой. | Правильно располагает доску. Правильно располагает фигуры. | Знает понятия Мах и Мат. | Знает понятие Рокировка. | Знает понятие Дебют. Три правила дебюта. | Знает понятие Комбинации. | Решает сложные шахматные задачи. |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 |
2.4. Методические материалы
2.4.1 Методическое обеспечение реализации программы
Программа основывается на нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155 утверждён Министерством
образования и науки Российской Федерации от 1 Информационно-методическое обеспечение:
- «Шахматы – первые шаги» В.В. Костров, Москва, «Глобус», 2006.
- «Малыши играют в шахматы» В. Г. Гришин, М, Просвещение, 1991.
- «Я играю в шахматы» В. Зак, Я. Длуголенский, «Санта», 1994.
- «Шахматы для детей и родителей» В. Костров, А. Давлетов, Санкт- Петербург, 1997.
- «Играем в шахматы» В. Гришин.
. Материально – техническое обеспечение программы
- материально – техническая база (демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур, настольные шахматы разных видов, шахматные столы, шахматные часы);
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, дидактические игры для обучения игре в шахматы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы);
- методическое обеспечение (методическая литература; образцы, показ приемов, фотографии и рисунки ;
- правила техники безопасности.
- литературного материала: стихи, загадки, пословицы
Перечень материала для игровой деятельности
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- игровой центр «Юный шахматист».
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда и её составляющие - одно из самых основных средств развития игровой деятельности детей. В неё входят:
-Игровой центр «Юный шахматист» (дидактические игры и т.д.).
-Центр конструирования.
-Центр театрализации.
-Центр музыкального развития.
-Уголок читателя.
Информационно- методические условия реализации программы
Наглядные средства:
- Коллекции разнообразных альбомов
- Тематические альбомы т.д.
- Книги по обучению игре.
- Электронно-образовательные ресурсы (слайд-шоу, презентации, видеофильмы)
Технические средства:
- Музыкальный центр, магнитофон
- Мультимедийное оборудование (экран, проектор)
- Смарт доска.
- Коллекция презентаций, звукозаписи
Кадровое обеспечение
- Воспитатели
- Педагог по дополнительному образованию
- Педагог- психолог
Список литературы:
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение .
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК .
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература
- Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт]URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт]URL: http://webchess.ru/ebook/.
Приложения
- Комплексно-тематический план работы с детьми
Кол-во часов | 5-6 лет | Пособия Материал | ||
Задачи | ||||
Сентябрь | 1 | Шахматная доска. | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. |
1 | Шахматная доска. | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Магнитная доска, Настольные шахматы, листы бумаги, линейки, карандаши. | |
1 | Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль». Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. | Настольные шахматы. Магнитная доска. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь. |
1 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
Октябрь | 1 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналям и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь |
1 | Слон. | Формировать представление о шахматной фигуре «слон», Месте «слона» в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Слон. | Отработка практических навыков. Отгадывание загадок о « слоне». Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания:"Лабиринт","Перехитри часовых","Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Ладья. | Познакомить с шахматной фигурой - «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. Показать позиции фигуры, различные ходы. | Настольные шахматы. Проектор. Магнитная доска. |
Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | ||||
Ноябрь | 1 | Ладья против слона. | Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь |
1 | Ферзь. | Познакомить с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «ферзь - тяжелая фигура». | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Ферзь против ладьи и слона. | Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Конь. | Познакомить с шахматной фигурой «конь», местом в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
Декабр ь | 1 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – «конь». Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь |
1 | Пешка. | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Проектор. Настольные шахматы. | |
1 | Король. | Показать, как ходит «король». Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. | Проектор. Магнитная доска. Настольные шахматы. | |
1 | Турнир на чемпиона | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками. | Настольные шахматы. | |
Январь | 1 | Шах. | Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Проектор. Настольные шахматы. |
1 | Шах. | Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. | Настольные шахматы. Магнитная доска. |
1 | Шах и мат. | Формировать представления о Комбинациях «шах», «мат»(«комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Проектор. Настольные шахматы. | |
1 | Мат. | Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
Февраль | 1 | Мат в один ход. | Закрепить представления детей о позиции «мат». Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность. | Настольные шахматы. Магнитная доска. |
1 | Ничья. | Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. Отрабатывать практические навыки. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Игра в парах. | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. Интерактивная доска. Шахматная тетрадь | |
1 | Рокировка. | Познакомить с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Отрабатывать практические навыки. | Проектор. Настольные шахматы. |
Март | 1 | Тренировочная шахматная партия. | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально - волевых качеств детей. | Настольные шахматы. |
1 | Практические навыки: лучший ход белых. | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Настольные шахматы. Магнитная доска. Интерактивная доска. | |
1 | Практические навыки: лучший ход чёрных. | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Проектор. Настольные шахматы. | |
1 | Практические навыки: «Грозный ферзь» - побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Настольные шахматы. Магнитная доска. Интерактивная доска. | |
Апрель | 1 | Дебют. | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Проектор. Настольные шахматы. |
1 | Дебют. | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Проектор. Настольные шахматы. | |
1 | Дебют. | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Настольные шахматы |
Принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | шахматы. | |||
1 | Первые ходы. | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Настольные шахматы. | |
Май | 1 | Практические навыки. | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально- волевых качеств ребят. | Настольные шахматы. |
1 | Мероприятие «Шахматная викторина». | Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. | Настольные шахматы. | |
1 | Шахматный праздник. | Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с интересными фактами из жизни. | Настольные шахматы. | |
1 | «Поле чудес». Соревнования. | Закреплять знания игры в шахматы. | Настольные шахматы. |
Кол-во часов | Тема | 6-7 лет | Пособия Материал | |
Задачи | ||||
Сентябрь | 1 | Повторение. Поле. Горизонталь. Вертикаль. | Повторить понятия поля, горизонтали, вертикали, диагонали и центра шахматной доски. | Настольные шахматы. |
1 | Повторение. Ходы фигур. Взятие. | Вспомнить начальную расстановку фигур перед шахматной партией, ходы фигур. Упражняться во взятии фигур. | Настольные шахматы. | |
1 | Повторение. Шах. | Закрепить представление о позиции «шах». Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Активизировать словарь. | Настольные шахматы. | |
1 | Повторение. Мат. | Закрепить представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность. | Настольные шахматы. |
Октябрь | 1 | Повторение. Начальное положение. | Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». | Настольные шахматы. |
1 | Рокировка. | Напомнить детям о понятии «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. | Настольные шахматы | |
1 | Рокировка. | Отрабатывать практические навыки. Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность. | Настольные шахматы. | |
1 | Рокировка. | Отрабатывать практические навыки. | Настольные шахматы. | |
Ноябрь | 1 | Конь. | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой «конь». Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Настольные шахматы. |
1 | Конь. «Вилка» | Закрепить знания о фигуре «конь». Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Показать позицию в которой «конь» ставить «вилку». | Настольные шахматы. |
1 | Конь. | Отрабатывать практические навыки. | Настольные шахматы. | |
1 | Дебют. Три правила дебюта. | Познакомить с понятием «Дебют». Три правила дебюта. Разобрать «плохие» дебюты и «хорошие». Развивать творческое мышление, интеллект, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения. | Настольные шахматы. | |
Декабрь | 1 | Мат ферзем. | Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Отрабатывать практические навыки. Развивать логику мышления и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. | Настольные шахматы. |
1 | Линейный мат. | Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Отрабатывать практические навыки. Развивать логику, мышления и смекалку. | Настольные шахматы. | |
1 | Мат двумя слонами. | Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Настольные шахматы. | |
1 | Правило «Взятие на проходе» | Познакомить с правилом «взятие на проходе», развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение. | Настольные шахматы. | |
Январь | 1 | Правила квадрата. | Закрепить представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Настольные шахматы. |
1 | Пешечный эндшпиль. «Ключевые поля». | Познакомить с понятиями пешечный эндшпиль и ключевые поля. Отрабатывать практические навыки. | Настольные шахматы. | |
1 | Комбинации. | Познакомить с понятием комбинации. Развивать комбинационное зрение, логическое мышление, организованность. | Настольные шахматы. | |
1 | Комбинации. | Развивать комбинационное зрение, логическое мышление, организованность. | Настольные шахматы. | |
Февраль | 1 | Комбинации. | Отрабатывать практические навыки. Развивать логику и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. | Настольные шахматы. |
1 | Типичные комбинации. | Познакомить с типичными комбинациями. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. | Настольные шахматы. | |
1 | Типичные комбинации. | Отрабатывать практические навыки. Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. | Настольные шахматы. | |
Матовые комбинации. | Познакомить с комбинациями, приводящими к мату. Мат в один ход. | Настольные шахматы. | ||
Март | 1 | Матовые комбинации. | Развивать логическое мышление, внимание. Отрабатывать практические навыки. Воспитывать усидчивость. | Настольные шахматы. |
1 | Этюды. | Познакомить с понятие этюд. Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. | Настольные шахматы. | |
1 | Этюды. | Решение этюдов. Развивать логическое мышление, внимание. | Настольные шахматы. | |
1 | Этюды. | Решение этюдов. Развивать логическое мышление, внимание. | Настольные шахматы. | |
Апрель | 1 | Этюды. | Отрабатывать практические навыки. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. |
1 | Шахматные турниры «Игровая практика» | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. | |
1 | Шахматные турниры «Игровая практика» | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. | |
1 | Шахматные турниры «Игровая практика» | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. | |
Май | 1 | Шахматные турниры «Игровая практика» | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. |
1 | Шахматные турниры «Игровая практика» | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Настольные шахматы. | |
1 | До свидания, шахматная страна! | Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. | Настольные шахматы. | |
1 | Мероприятие «В гостях у шахматного короля». | Развлечение. | Настольные шахматы. |
Приложение 2
Дидактические игры и игровые задания.
«Узнай фигуру».
Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).
«Шахматные прятки.
Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки, название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.
«Шахматный теремок»
Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.
Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить»- поднять.
«Мешочек»
Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.
Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура».
Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай».
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?».
Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая».
Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?».
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны».
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Мешочек».
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!».
Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых».
Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить незащищенную фигуру.
«Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Приложение 3
Дидактические задания.
«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход не рокированному королю».
«Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешехода». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...


