Статья "Критерии и уровни нравственного развития дошкольников"
статья

Светлана Николаевна Михайлова

Критерии и уровни нравственного воспитания позволяют целенаправленно влиять на ту или иную сторону формируемого нравственного качества. Также критерии и уровни помогают педагогу в работе   по    нравственному    воспитанию    раскрыть личность ребенка, его нравственные   представления,      навыки,    качества        (сопереживание   и сочувствие). Они помогают решать задачи воспитания у ребенка соответствующих нравственных качеств и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии и уровни нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

Определение критериев нравственной воспитанности дошкольников – важнейшее условие воспитательной работы с детьми. Б. Лихачев считал, что для эффективности педагогического процесса необходимы четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих, ведущих качеств и свойств.  

Единого подхода ученых к сущности нравственного воспитания не существует. Анализ имеющейся литературы по данной проблеме позволил выделить различные подходы к нравственному воспитанию:   когнитивный,    эмоционально -  оценочный,   поведенческий  (деятельностный) подходы.

В когнитивном подходе [Архангельский Л. М., Болдырев Н. И] нравственное воспитание рассматривается как:

- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;

– процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Сторонники эмоционально – оценочного  подхода [Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.] считают, что восприятие информации о нравственности и, тем более, выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок

Поведенческий (деятельностный) подход [Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т.,Марьенко И. С., Толстой Л. Н.]рассматривает нравственное воспитание как:

- процесс     формирования    устойчивых    сознательных   навыков  и

привычек,  нравственного поведения;

- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;

- процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

- формирование навыков и привычек поведения;

- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Для того чтобы выявить степень нравственного воспитания дошкольников используются уровни  нравственного воспитания [Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986] Нравственный мир личности дошкольника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

 Высокий уровень:

 - глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением;

 - эмоциональная окраска полученных знаний;

         - наличие собственных оценочных суждений;

         - чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется

сочувствие;

 - устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

 - устойчивая тенденция нравственного поведения.

 Средний уровень:

 - наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике;

         - эмоциональная окраска знаний;

 - наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений;

 - устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

 - чувства осознанны, глубоки, проявляется сочувствие, но иногда и

безразличие в зависимости от ситуации;

 - устойчивая тенденция положительного поведения.

 Низкий уровень:

        - знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни;

 - эмоционально слабо окрашены;

 - редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов;

 - проявляется сочувствие на уровне намерения;

 - нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям;

 - имеются случаи частого проявления отрицательного поведения.

 Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы,   правила   и   требования   морали   выступают как его собственные

взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

 Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Критериями нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются также и чувств сопереживания и сочувствия, т.к. дошкольник наиболее чувствителен к этим чувствам. Сопереживание и сочувствие являются первыми нравственными чувствами, на основе которых закладываются более глубокие и сложные человеческие чувства: честность, чувство долга, совесть [В.В. Зеньковский, Т.А. Репина]; чувства сопереживания и сочувствия пронизывают социальные взаимоотношения ребенка   с   другим   [Т.А. Маркова,   Л.А Пеньевская].   Именно    чувства сопереживания и сочувствия служат ориентиром при определении нравственной воспитанности детей дошкольного возраста в силу следующих причин: дошкольный возраст характеризуется высокой эмоциональностью и чувствительностью; поведение дошкольника определяется часто непосредственными эмоциями. Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.

        Учить детей сочувствию и сопереживанию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но одновременно необходимо вызывать и чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстника, желание предотвращать подобные поступки. Чтобы воспитать у детей сочувствие, сопереживание, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие примеры, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляют его переживать то, что переживает другой.

Критерии нравственной воспитанности прослеживается через ряд показателей: понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия; направленность (по отношению к кому ребенок направляет сопереживание и сочувствие: к близким, друзьям, животным и т.д.); ситуации (в каких случаях требуется сопереживание и сочувствие другому); способы (каким образом осуществляется и выражается  сопереживание и сочувствие к другому: вербальным, информационно – познавательным, практическим) [Счастная  А.М. По ступенькам нравственности. – Минск, 1990. – 63с.]

Критерии и уровни нравственного воспитания позволяют целенаправленно влиять на ту или иную сторону формируемого нравственного качества. Также критерии и уровни помогают педагогу в работе   по    нравственному    воспитанию    раскрыть личность ребенка, его нравственные   представления,      навыки,    качества        (сопереживание   и сочувствие). Они помогают решать задачи воспитания у ребенка соответствующих нравственных качеств и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для выявления уровня физического развития дошкольников

Перечень упражнения для выявления того или иного физического качества дошкольника...

Коррекционная работа по использованию уровня когнитивного развития дошкольников 5-6 лет.

Конспект занятия учителя-дефектолога по коррекционной теме "Посуда" по активизации познавательных процессов у дошкольников старшей группы с использованием ЦОР...

Дидактические задания для определения уровня математического развития дошкольника.

Дидактические задания для определения уровня математического развития дошкольника....

Консультация для родителей. Уровни речевого развития дошкольников.

В статье дается краткая характеристика речевого развития детей 3-6 лет. Дается краткое описание логопедических нарушений, рекомендации по их преодоления....

Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов

При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...