Возрождение семейного чтения. Библиотека в ДОУ.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Необходимость создания собственной библиотеки на базе детского сада обусловлена следующими причинами: у большинства современных детей отсутствует интерес к книгам, нет желания учиться читать, благодаря цифровым технологиям потребность в литературном чтении отсутствует, в семьях не читают и не желают читать детям. Детский сад, где дети проводят большую часть времени, способен исправить ситуацию и сформировать интерес к чтению, умение бережно относиться к книгам, испытывать радость от прочитанного в книге и удовольствие от этого занятия посредством организации «книжной атмосферы» – собственной библиотеки, в участии которой задействованы и сотрудники детского сада, и воспитанники, и их родители.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение семейного чтения. Библиотека в ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимость создания собственной библиотеки на базе детского сада обусловлена следующими причинами: у большинства современных детей отсутствует интерес к книгам, нет желания учиться читать, благодаря цифровым технологиям потребность в литературном чтении отсутствует, в семьях не читают и не желают читать детям. Детский сад, где дети проводят большую часть времени, способен исправить ситуацию и сформировать интерес к чтению, умение бережно относиться к книгам, испытывать радость от прочитанного в книге и удовольствие от этого занятия посредством организации «книжной атмосферы» – собственной библиотеки, в участии которой задействованы и сотрудники детского сада, и воспитанники, и их родители.
ТИП ПРОЕКТА: Творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный.
УЧАСТНИКИ: Воспитатели и воспитанники детского сада, родители воспитанников.
СРОКИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: долгосрочный (2024 – 2025г.)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Сформировать у детей интерес к чтению;
- Обеспечить доступ к книгам и информации, адаптированной для детей и взрослых;
- Сформировать у воспитанников навыки работы с информацией;
- Обеспечить доступную и комфортную среду для проведения культурных и интеллектуальных мероприятий.
ЗАДАЧИ:
- Формирование интереса у детей и родителей к художественной литературе.
- Знакомство с литературными жанрами, персонажами, идеями, писателями.
- Воспитание традиций регулярного семейного чтения.
- Обучение процессу создания книги и профессиям, с этим процессом связанных.
- Воспитание бережного отношения к книгам и умения правильно ими пользоваться.
- Знакомство с понятием «библиотека», с ее структурой, функциями и работниками.
- Приобщение к регулярному посещению библиотек, книжных выставок и книжных магазинов.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
Наблюдение, анализ, систематизация данных, совместная поисково-исследовательская деятельность, творчество.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап – предварительный:
– анализ и сбор статистических данных в группе, в семье «» на проявление интереса к книге, на желание научиться читать и слушать чтение воспитателя;
– изучение методической литературы, интернет-ресурсов для сбора информации по теме проекта;
– составление дорожной карты (подбор помещения, подбор материально – технической базы)
– педагогический совет, посвященный важности создания проекта не только для детей, их родителей, но и для самих педагогов детского сада, знакомство педагогов ДОУ с проектом, его актуальностью, целями, задачами, мероприятиями;
- выбор апробированной группы
- создание рекламы
– анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
– консультации для родителей «Книга в жизни ребенка», «Что и как читать ребенку дома?», «Если ребенок не хочет и не любит читать», «Почему детям необходимо читать книги», «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Воспитание будущего читателя».
– информирование родителей о готовящемся проекте; беседы о важности приобщения ребенка к чтению; регулярные рекомендации о семейном чтении;
– подборка обязательных книг для чтения в детском саду, составление рекомендованного списка художественной литературы для дошкольного возраста;
– участие родителей в пополнении и обновлении книг в библиотеке.
– участие родителей в выставках рисунков и поделок, выставок, проводимых в библиотеке.
– привлечение родителей к подготовке и проведению литературных праздников и викторин.
– интересные формы работы библиотеки.
– акция «Подари книгу с любовью», Акция «Будь здорова книга»
2 этап – основной:
Обязательные регулярные составляющие:
- Ежедневное чтение художественной литературы.
- Подбор художественной литературы согласно: 1) Блокам 2) теме самообразования педагога; 3) возрасту детей.
- Создание «телеграмканала» для обратной связи с читателями.
- Консультирование родителей по подбору книг для семейной библиотеки и важности семейного чтения.
- Беседы с детьми и родителями «Наша библиотека», «Бережное хранение книг», «Книга – лучший друг», «Читаем дома».
- Продолжение акции «Подари книгу саду».
Дорожная карта проекта
Сроки реализации | Работа с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Февраль | Выбор группы для апробации проекта. Создание и обсуждение правил пользования библиотекой. Создание «Читательского билета ребенка» | Акция «Дари книгу с любовью» | Пополнение книжного фонда. Создание формуляра читателя. |
Март | Знакомство детей и родителей с библиотекой и ее правилами (презентация) «Путешествие в прошлое книги» -просмотр презентации Выставка «Книжка – малышка» | Участие в семейной творческой выставке «Книжки – малышки» Мастер-класс для родителей «Изготовление книжки для детей» | Презентации, книжки-малышки. |
Апрель | Создание «Книжкиной больницы» «Как создают книги» (просмотр видеопрезентации) Выставка книг, посвященных здоровому образу жизни, спорту, медицине. | Акция «Будь здорова книга» | |
Май | Знакомство детей с рассказами о ВОВ. Игра – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто». | Акция: «Читающая мама» Консультации для родителей «Что и как читать ребенку дома?» | |
Июнь | У автора в гостях. «Путешествие по сказкам Н.Н. Носова» Игра- викторина по сказкам Н. Н. Носова «Улыбка и смех- это для всех» | Консультации для родителей «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» | |
Июль | Викторина «Мы читаем сказки А.С. Пушкина» Игра «Сложи сказку» Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» Фотоконкурс “Мы читаем книги!” | Консультации для родителей «Воспитание будущего читателя» Участие в конкурсе «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» | |
Август | Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» Конкурс чтецов «А. Барто – любимый детский писатель» Способствовать знакомству с литературным наследием писательницы А. Барто Игра «Продолжи стихотворение» | Консультации для родителей «Если ребенок не хочет и не любит читать» | |
Сентябрь | Национальные сказки народов России (прослушивание аудиосказок). Знакомство со сказками народов России. «По дорогам национальных сказок» квест-игра | Консультации для родителей «Почему детям необходимо читать книги» | |
Октябрь | Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского» Театрализованная деятельность: драматизация сказки К.И. Чуковского «Айболит». | ||
Ноябрь | Встреча с работниками библиотеки. Выставка книг о природе и животных «Я книгой открываю мир природы» Чтение сказок, рассказов, стихов о природе и животных В. Сутеева, В. Бианки, Б. Житкова, Е, Чарушина, А. Плещеева, А. Майкова и др. | ||
Декабрь | Литературная викторина «Наши любимые книги» Просмотр видео презентаций «Технология издания детских журналов» и «Профессии людей, которые создают детские журналы» | Акция: «Подари книгу в библиотеку для малышей» |
3 этап – заключительный: обсуждение и презентация проекта на пед.совете; организация праздника для детей и родителей, посвященного чтению и книгам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Созданная в саду библиотека пользуется спросом и ее книжный фонд пополняется.
- Увеличилось число родителей, которые ежедневно читают своим детям.
- Дети стали бережно относиться к книгам, появился интерес к книгам, знают о процессе создания книг и профессиях, в этом участвующих, умеют пользоваться картотекой и с удовольствием посещают все мероприятия, связанные с библиотекой.
- Старт нового проекта: «Издательство собственных книг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".
В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"
«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"
Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"
Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.
Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Рекомендации родителям о возрождении семейных чтений
Семья является важной сферой, определяющей развитие личности ребёнка. Семья - это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравствен...