Возрождение семейного чтения. Библиотека в ДОУ.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Необходимость создания собственной библиотеки на базе детского сада обусловлена следующими причинами: у большинства современных детей отсутствует интерес к книгам, нет желания учиться читать, благодаря цифровым технологиям потребность в литературном чтении отсутствует, в семьях не читают и не желают читать детям. Детский сад, где дети проводят большую часть времени, способен исправить ситуацию и сформировать интерес к чтению, умение бережно относиться к книгам, испытывать радость от прочитанного в книге и удовольствие от этого занятия посредством организации «книжной атмосферы» – собственной библиотеки, в участии которой задействованы и сотрудники детского сада, и воспитанники, и их родители. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Возрождение семейного чтения. Библиотека в ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: 

Необходимость создания собственной библиотеки на базе детского сада обусловлена следующими причинами: у большинства современных детей отсутствует интерес к книгам, нет желания учиться читать, благодаря цифровым технологиям потребность в литературном чтении отсутствует, в семьях не читают и не желают читать детям. Детский сад, где дети проводят большую часть времени, способен исправить ситуацию и сформировать интерес к чтению, умение бережно относиться к книгам, испытывать радость от прочитанного в книге и удовольствие от этого занятия посредством организации «книжной атмосферы» – собственной библиотеки, в участии которой задействованы и сотрудники детского сада, и воспитанники, и их родители. 

ТИП ПРОЕКТА: Творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный.

УЧАСТНИКИ: Воспитатели и воспитанники детского сада, родители воспитанников.

СРОКИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: долгосрочный (2024 – 2025г.)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

- Сформировать у детей интерес к чтению;

- Обеспечить доступ к книгам и информации, адаптированной для детей и взрослых;

- Сформировать у воспитанников навыки работы с информацией;

- Обеспечить доступную и комфортную среду для проведения культурных и интеллектуальных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование интереса у детей и родителей к художественной литературе. 
  • Знакомство с литературными жанрами, персонажами, идеями, писателями.
  • Воспитание традиций регулярного семейного чтения.
  • Обучение процессу создания книги и профессиям, с этим процессом связанных.
  • Воспитание бережного отношения к книгам и умения правильно ими пользоваться.
  • Знакомство с понятием «библиотека», с ее структурой, функциями и работниками.
  • Приобщение к регулярному посещению библиотек, книжных выставок и книжных магазинов.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

Наблюдение, анализ, систематизация данных, совместная поисково-исследовательская деятельность, творчество.

ЭТАПЫ РАБОТЫ: 

1 этап – предварительный:

– анализ и сбор статистических данных в группе, в семье «» на проявление интереса к книге, на желание научиться читать и слушать чтение воспитателя;

 – изучение методической литературы, интернет-ресурсов для сбора информации по теме проекта;

 составление дорожной карты (подбор помещения, подбор материально – технической базы)

– педагогический совет, посвященный важности создания проекта не только для детей, их родителей, но и для самих педагогов детского сада, знакомство педагогов ДОУ с проектом, его актуальностью, целями, задачами, мероприятиями;

- выбор апробированной группы

- создание рекламы

– анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

– консультации для родителей «Книга в жизни ребенка», «Что и как читать ребенку дома?», «Если ребенок не хочет и не любит читать», «Почему детям необходимо читать книги», «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Воспитание будущего читателя».

– информирование родителей о готовящемся проекте; беседы о важности приобщения ребенка к чтению; регулярные рекомендации о семейном чтении;

– подборка обязательных книг для чтения в детском саду, составление рекомендованного списка художественной литературы для дошкольного возраста;

– участие родителей в пополнении и обновлении книг в библиотеке.

– участие родителей в выставках рисунков и поделок, выставок, проводимых в библиотеке.

– привлечение родителей к подготовке и проведению литературных праздников и викторин.

– интересные формы работы библиотеки.

– акция «Подари книгу с любовью», Акция «Будь здорова книга»

2 этап – основной:

Обязательные регулярные составляющие:

  1. Ежедневное чтение художественной литературы.
  2. Подбор художественной литературы согласно: 1) Блокам 2) теме самообразования педагога; 3) возрасту детей.
  3. Создание «телеграмканала» для обратной связи с читателями.
  4. Консультирование родителей по подбору книг для семейной библиотеки и важности семейного чтения.
  5. Беседы с детьми и родителями «Наша библиотека», «Бережное хранение книг», «Книга – лучший друг», «Читаем дома».
  6. Продолжение акции «Подари книгу саду».

Дорожная карта проекта

 Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями 

Предметно-развивающая среда

Февраль

Выбор группы для апробации проекта. Создание и обсуждение правил пользования библиотекой.

Создание «Читательского билета ребенка»

Акция «Дари книгу с любовью»

Пополнение книжного фонда.

Создание формуляра читателя.

Март

Знакомство детей и родителей с библиотекой и ее правилами (презентация)

«Путешествие в прошлое

книги» -просмотр

презентации

Выставка «Книжка – малышка»

Участие в семейной творческой выставке «Книжки – малышки»

Мастер-класс для родителей «Изготовление книжки для детей»

Презентации, книжки-малышки.

Апрель

Создание «Книжкиной больницы»

«Как создают книги» (просмотр видеопрезентации)

Выставка книг, посвященных здоровому образу жизни,

спорту, медицине.

Акция «Будь здорова книга»

Май

Знакомство детей с рассказами о ВОВ. Игра – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто».

Акция: «Читающая мама»

Консультации для родителей «Что и как читать ребенку дома?»

Июнь

У автора в гостях.

«Путешествие по сказкам Н.Н. Носова»

 Игра- викторина по сказкам Н. Н. Носова «Улыбка и смех- это для всех»

Консультации для родителей «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Июль

Викторина «Мы читаем сказки А.С. Пушкина»

Игра «Сложи сказку»

Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья»

Фотоконкурс “Мы читаем книги!”

Консультации для родителей «Воспитание будущего читателя»

Участие в конкурсе «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья»

Август

Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» Конкурс чтецов «А. Барто – любимый детский писатель» Способствовать знакомству с литературным наследием писательницы А. Барто

Игра «Продолжи стихотворение»

Консультации для родителей «Если ребенок не хочет и не любит читать»

Сентябрь

Национальные сказки народов России (прослушивание аудиосказок). Знакомство со сказками народов России.

«По дорогам национальных сказок» квест-игра

Консультации для родителей «Почему детям необходимо читать книги»

Октябрь

Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского»

Театрализованная деятельность:

драматизация сказки К.И. Чуковского

«Айболит».

Ноябрь

Встреча с работниками библиотеки.

Выставка книг о природе и животных «Я книгой открываю мир природы»

Чтение сказок, рассказов, стихов о природе и животных В. Сутеева, В. Бианки, Б. Житкова, Е, Чарушина, А. Плещеева, А. Майкова и др.

Декабрь

Литературная викторина «Наши любимые книги»

Просмотр видео презентаций «Технология издания детских журналов» и «Профессии людей, которые создают детские журналы»

Акция: «Подари книгу в библиотеку для малышей»

3 этап – заключительный: обсуждение и презентация проекта на пед.совете; организация праздника для детей и родителей, посвященного чтению и книгам.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

  • Созданная в саду библиотека пользуется спросом и ее книжный фонд пополняется.
  • Увеличилось число родителей, которые ежедневно читают своим детям.
  • Дети стали бережно относиться к книгам, появился интерес к книгам, знают о процессе создания книг и профессиях, в этом участвующих, умеют пользоваться картотекой и с удовольствием посещают все мероприятия, связанные с библиотекой.
  • Старт нового проекта: «Издательство собственных книг». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Рекомендации родителям о возрождении семейных чтений

Семья является важной сферой, определяющей развитие личности ребёнка. Семья - это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравствен...