Формирование эффективной коммуникации в диаде "педагог-родитель"
статья
В условиях реализации ФГОС ДО и в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога актуализируется задача развития ключевой профессиональной компетентности педагога дошкольного образования – коммуникативной. Обозначенная актуальность обусловила необходимость организации работы по развитию коммуникативной компетентности педагогов в профессиональной деятельности через создание системы практических занятий с применением интерактивных форм обучения.
Работа в нашем ДОУ строится с учетом современного подхода к проблеме развития коммуникативной компетентности взрослых людей, суть которого состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом.
Разработка и внедрение системы практических занятий с применением интерактивных форм и методов работы. Это наиболее эффективный способ повышения уровня коммуникативной компетентности в педагогическом коллективе, включающий расширение знаний в области деловых коммуникаций и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний, овладение навыками самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.8 КБ | |
| 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Родничок»
Формирование эффективной коммуникации
в диаде «педагог-родитель»
(Сообщение из опыта работы по реализации ФГОС ДО)
Клецкова Светлана Николаевна, педагог-психолог
г. Радужный, 2024 год
Формирование эффективной коммуникации в диаде «педагог-родитель»
(Сообщение из опыта работы по реализации ФГОС ДО)
Воспитатель должен обращать внимание
на мельчайшие свои поступки и слова, потому что
все они имеют педагогическое значение.
Д.И.Писарев
Наша дошкольная организация продолжает реализовывать проект «Современный педагог - ресурсный педагог», который включен в Программу развития МАДОУ ДС №4 «Родничок». В рамках данного проекта реализуется блок «Психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов».
Ранее в рамках данного блока вашему вниманию было представлено сообщение из опыта работы по реализации ФГОС ДО «Психолого-педагогическая компетентность педагога, как ресурс профессиональной успешности», в котором рассматривался одним из компонентов профессиональной компетентности педагогов - психолого-педагогическая компетентность.
Сегодня предлагаю рассмотреть еще одну ключевую компетентность - коммуникативную компетентность, которая имеет особое значение в жизни человека. Педагогу следует уделять особое внимание ее развитию, поскольку до сих пор является одной из острых проблем - это общение педагога с родителями и детьми. Эта компетенция определяет степень успешности педагогического общения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
К профессиональной компетенции педагога предъявляются особые требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Профессиональным стандартом педагога, включающие владение практическими приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное взаимодействие «Ребенок - Педагог - Родитель»; умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции, быть стрессоустойчивым, способным к саморегуляции, уметь создавать и поддерживать положительный микроклимат в коллектив.
В соответствии с ФГОС ДО и требованиями Профессионального стандарта педагога к личностным качествам педагога выдвигаются требования, неотделимые от его профессиональных компетенций, таких как креативность, конкурентноспособность, гибкость, стрессоустойчивость, толерантность, умение строить и поддерживать конструктивные деловые отношения, вести за собой, организовывать, убеждать, брать на себя ответственность, управлять собственным эмоциональным состоянием, быстро реагировать на ситуацию.
В современных условиях в качестве основных критериев профессионализма педагога выступает не только система профессиональных знаний и умений, но и способность выстраивать эффективную коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений, в том числе в диаде «Педагог-Родитель».
Согласно отечественным исследованиям, педагогическая деятельность строится в соответствии с законами общения, и важнейшим фактором профессиональной компетенции педагога является именно коммуникативная компетенция - это сердцевина профессионализма педагога. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса. Соответственно, коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих профессионального уровня педагога ДОУ, от которой зависят благоприятный морально-психологический климат, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность своим трудом, а также качество образовательного процесса и имидж дошкольного образовательного учреждения.
Однако процесс организации эффективной коммуникации воспитателя с родителями на сегодняшний день остается актуальным и продолжает характеризоваться рядом недостатков:
- отсутствием взаимопонимания между родителями и воспитателями дошкольных учреждений (ни все родители и педагоги видят необходимость в установлении сотрудничества друг с другом; не всегда педагоги посвящают родителей в вопросы жизни группы и не нуждаются в потенциальных возможностях семьи как одного из факторов развития ребенка);
- общение по ситуационным поводам (что ребенок кушал, как спал) вытекающее в совместную неудовлетворенность качеством общения, стилем и содержательным компонентом;
- выстраивание процесса взаимодействия зачастую на конфликтной основе;
- нежеланием педагогов работать с родителями, сложно идущими на контакт, выбирая защитный механизм избегания.
Возможные причины не эффективной организации взаимодействия педагогов и родителей:
- педагоги не видят родителей в роли полноправных участников педагогического процесса;
- различие в педагогических предпочтениях педагогов и родителей;
- отсутствие системы работы воспитателя с родителями, основанное на грамотном планировании.
Психолого-педагогическая неподготовленность, неумение быть эффективным в общении наносят серьёзный ущерб профессиональной деятельности педагога, а высокая профессиональная компетентность воспитателя, сформированные коммуникативные навыки являются залогом эффективного взаимодействия его с родителями.
Для осуществления эффективной коммуникации в диаде «Педагог-Родитель» необходимо повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Этот процесс многоаспектен в своей реализации: он включает просветительский, популяризаторский аспекты, а также формирование специальных профессиональных навыков.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС ДО и в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога актуализируется задача развития ключевой профессиональной компетентности педагога дошкольного образования – коммуникативной. Обозначенная актуальность обусловила необходимость организации работы по развитию коммуникативной компетентности педагогов в профессиональной деятельности через создание системы практических занятий с применением интерактивных форм обучения.
Свою работу мы выстраиваем с учетом современного подхода к проблеме развития коммуникативной компетентности взрослых людей, суть которого состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом.
Разработка и внедрение системы практических занятий с применением интерактивных форм и методов работы. Это наиболее эффективный способ повышения уровня коммуникативной компетентности в педагогическом коллективе, включающий расширение знаний в области деловых коммуникаций и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний, овладение навыками самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами, в рамках Программы, направленное на развитие коммуникативной компетентности в соответствии с ФГОС ДО и Профессиональным стандартом педагога, представляет собой актуальное направление деятельности, соответствующее целям и задачам работы педагога-психолога, обозначенным в Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Профессиональном стандарте «Педагог-психолог».
Нормативно-правовая документация:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. министром образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю. г.).
Научно-методологическими основаниями разработки системы практических занятий для педагогов являются основные принципы, подходы к формированию профессиональных компетенций педагогических работников:
- деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Выготский, Петровский, Рубинштейн);
- личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);
- концепции развития личности в общении (М.И. Лисина, В.И. Слободчиков и др.);
- теории коммуникативной компетентности (И. А. Зимняя, Мудрик, Бодалев, В.А. Кан-Калик).
Цель: формирование эффективной коммуникации в диаде «педагог-родитель».
Задачи:
- развитие и корректировка гуманистической направленности личности педагога, актуализацию личностно-смыслового начала педагогической деятельности.
- оценка основных элементов коммуникабельности педагога (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);
- формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;
- знакомство педагогов с теоретическими и практическими положениями в области коммуникативной компетентности;
- формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями
- развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
- обучение использованию здоровьесберегающих технологий.
Принципы работы с педагогами:
1. Принцип добровольности.
2. Принцип информированного участия (педагог заранее имеет право знать все, что с ним может произойти, о процессах, которые будут происходить в группе).
3. Принцип доверительности (открытость и искренность участников в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей).
4. Принцип партнерства (активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу).
5. Принцип конфиденциальности (запрещается «выносить» информацию за пределы группы и обсуждать вне группы происходящие в процессе занятия события).
6. Принцип ответственности и персонификации в дискуссии и при обсуждении результатов тренинга.
7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящего в группе).
8. Принцип обратной связи.
Ожидаемые результаты по итогам реализации системы практических занятий:
- увеличится количество педагогов с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции,
- уменьшится количество педагогов, испытывающих затруднения в общении с родителями.
- поможет педагогам в осознании личных достижений и проблем в общении с родителями;
- педагоги смогут адекватно, с позиции партнера, воспринимать родителей воспитанников;
- у педагога будет сформировано умение планировать общение с родителями;
- у педагогов повысится уверенность в себе, научатся преодолевать психологические препятствия в общения с родителями, реализовывать объективный подход к родителям;
- улучшится психологический климат в педагогическом коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от N 273-Ф3 12.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 13. года).
3. Обновление содержания дошкольного образования в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 2.
5. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду. 2005. № 2. 15.
6. Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. М., 1989. 117 с.
7. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 150 с.
8. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологи. М. : Academia, 2007. 256 с.
9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000. 150 с.
10. Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.
11. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество // Воспитатель ДОУ. 2009. № 9. С. 35. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. М. : АСТ, 2010. 576 с.
12. Швец Т.А. Аспекты становления понятия «профессиональное мастерство» будущих воспитателей // Специалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность: материалы II Междунар. науч.-практ.конф., 27-28 ноября 2013г., г. Барановичи, Респ. Беларусь. Барановичи: РИО БарГУ, 2014. С. 207-209
13. Швец Т.А. Современное состояние формирования профессионального мастерства будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Приложение к докладу
Семинар-практикум с элементами тренинга
«Формированию эффективной коммуникации в диаде «педагог-родитель»»
Цель: Освоение навыков эффективного взаимодействия с семьёй.
Задачи:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии;
- Создание условий для развития профессионального мышления и благоприятного климата;
- Освоение простых техник саморегуляции и опоры.
Форма и методы: Мастер-класс, тренинг.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Оборудование и материалы:
- Интерактивная доска (презентация);
- Шаблон «Родители» 3 штуки;
- Шаблон «Дерево» 3 штуки;
- маркеры для записей;
- столы и стулья.
Ход занятия
1. Организационная часть (5 минут)
Разместить и отметить присутствующих. Сообщить тему и цель нашего мероприятия.
Педагоги делятся на 3 группы самостоятельно, размещаются за отдельные столы, выдаём каждой группе шаблоны и цветные маркеры.
Правило: Мозговой штурм. Все идеи принимаются, все идеи записываются! (Слайд № 1- 2)
Упражнение «Треугольник».
Нарисуйте треугольник (проставьте название у вершин и основания) кого вы определите на разных точках?
Ребёнок, воспитатель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что воспитатель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: воспитывать и развивать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и воспитатели — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.
Очень многое зависит от нас педагогов в процессе взаимодействия с родителями. Причем, от нас зависит не только то, что мы сказали родителям или другим педагогам, но и от того как преподнесли информацию»
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал. «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который выслушав сон сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных» Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Работа с семьей, с родителями - это кропотливый труд. Каждому педагогу, неизбежно приходится общаться с родителями своих воспитанников в разных ситуациях. Педагог должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за развитие и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в развитии и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности.
И педагог, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Отсюда и некоторые причины возможных конфликтных ситуаций.
2. Содержание занятия (30 мин)
Упражнение «Портрет современного родителя».
Цель: Дать характеристику современного родителя.
Задачи: Развитие навыков профессиональной коммуникации и рефлексии.
Шаблон «Человека» на группу из 5-6 человек.
Группа, обсуждая,записывает на листе с изображёнными фигурами родителей характеристики современного родителя как они видят. Родители - поколение 90-х (Слайд № 3)
Информация (Слайд № 4)
5 типов современных родителей:
Первый тип - это родители, у которых подход к развитию ребёнка скорее формальный: они следят за результатами занятий, работам в детских тетрадях, детских работ, поделок, участиях в конкурсах ДОУ, результатов диагностического обследования. Готовы обеспечить дополнительные занятия - но либо когда ребёнок сам попросит, или предложат в ДОУ. В остальном они не сильно вовлечены в процесс занятий в детском саду. Это родители, которые не держат в фокусе долгосрочные цели и приучают детей жить в системе быстрых результатов. Положительный момент: если родители готовы поддерживать инициативы ребенка, например, в выборе дополнительного образования.
Второй тип - либеральные родители, которые стараются давать детям больше свободы. Занятия, образование ребёнка считают больше ответственностью детского сада и школы, нежели собственной. Они не давят на ребёнка, не преследуют цель вывести его на хорошие оценки - им гораздо важнее его психологический комфорт. Учиться, по их мнению, нужно, чтобы получить практические навыки, которые пригодятся в будущем, и найти своё место в жизни, не обязательно при этом поступая в вуз. Плюс его в том, что развивается эмоциональный интеллект и свободомыслие. Но ребёнку может не хватить контроля, чтобы не бросить какое-то занятие, едва столкнувшись с трудностями.
Третий тип родителей выстраивает свою тактику в зависимости от личностных особенностей ребёнка. Они стараются помочь развить таланты и найти своё место в жизни. Для них важно, чтобы обучение не прерывалось и ребёнок постоянно хотел развиваться и образовательный процесс приносил ему удовольствие. Такие родители стремятся дать ребёнку всё самое лучшее и воспитать гармоничную личность. Им удаётся сбалансировать контроль и поддержку. У их детей больше шансов вырасти эмоционально здоровыми, стабильными личностями, уверенными в себе и своих силах и способными брать ответственность за свои решения.
Четвёртый тип - авторитарные родители, которые привыкли всё контролировать, многое решать за ребёнка. В основном это сводится к дисциплине и проверке оценок. Ответственность за развитие ребёнка они полностью перекладывают на детский сад и школу и на самого ребёнка, в проблемах с успеваемостью винят тоже ребёнка или образование. Такой подход неизбежно ведёт к сложностям с адаптацией к взрослой жизни: ребёнок привык, что за него всегда решает кто-то, и поэтому ему будет сложно делать самостоятельный выбор в будущем.
Пятый тип - родители, которые не стремятся контролировать ребёнка, их в меньшей степени волнуют результаты, оценки. При этом они меньше, чем все остальные, довольны качеством образования и считают, что детский сад и школа не даёт ребёнку достаточно нужных знаний, а большая часть информации, которую ученики там получают, малополезна в жизни. Поэтому они не перекладывают всю ответственность на образование и стараются самостоятельно обеспечить детям актуальные знания - в том числе поощряя использование гаджетов в образовательных целях.
Информация Портрет современного родителя
Упражнение «Дерево» ресурсы / опора
Цель: Выявить трудности в работе с родителями, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и найти приемлемые варианты решения.
Задачи:
- Выявить трудности во взаимодействии.
- Что нужно сделать, чтобы преодолеть конкретную педагогическую ситуацию. Варианты решения.
- Обмен опытом педагогов.
- Сплочение педагогического коллектива в поиске вариантов решения сложных ситуаций.
- Ресурсное состояние. Опора.
Шаблон с эскизом дерева. На одном шаблоне работает группа 5-6 человек.
- 1 этап: Группа, обсуждая, записывает на кроне дерева, на листве, трудности с которыми они сталкиваются при взаимодействии с родителями. Далее все группы озвучивают свои версии и сравнивают совпадения.
- 2 этап: Группа обсуждает и записывает на корнях дерева решения каждой трудности которые они записали на кроне дерева. Делятся личным профессиональным опытом. Заземление. Корни - опора.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться.
Без построения конструктивного диалога невозможно наладить образовательный процесс. Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.
Информация. Правила эффективного общения:
- Демонстрировать профессионализм (владеете методиками, действуете по плану, владеете терминологией)
- Быть тактичным и проявлять уважение (не обсуждать неудачи, неуспеваемость, поведение ребёнка при всех родителях)
- Быть открытым (к вам можно обратиться), но не забывать о личных границах
- Помнить о социальной дистанции (излишняя дружелюбность)
Начиная общение с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка,
2. имя собеседника
3. добрые слова в адрес ребёнка
Информация.Как избежать конфликтных ситуаций:
- Представить себя на месте родителей
- Определить причину встречи с родителями
- Выбрать удобный способ коммуникации (чат, очная встреча)
- Заранее подготовьтесь к разговору
- Правила общения (двухстороннее общение)
- Техника «Сэндвич» - начинайте контакт с позитивной ноты, приятных моментов
- Техника «Я» - «Я заметила», «Я беспокоюсь», высказываете озабоченность и желание найти решение совместными усилиями
- Обсуждайте проблему, а не личные качества воспитанника (оценивая ребёнка, мы оцениваем родителя)
- Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с этой проблемой
- Вы вместе против проблемы, а не противдруг друга
Информация Советы психолога:
- Если человек к вам относится негативно, агрессивно «Не лезть на вилы»! Выдержать паузу
- Присмотреться к себе. Самоанализ
- Стараться быть выдержанным (провокации вас не трогают)
- Уметь себя защитить. Указать на недопустимое поведение
- Забота и внимание. Оставаться вежливым и сдержанным. Лишаете агрессора удовольствия наслаждаться вашей реакцией
- Попытаться выявить уязвимые места, которые он пытается скрыть
- Чаще улыбаться и кивать в ответ, но делать по-своему
- Решаем с помощью соблюдения формальностей - инструкции, правила, устав
- Обращаемся за помощью к коллегам, администрации. Не замыкаться в себе!
Решение педагогических ситуаций.
Предлагаю вам наиболее типичные педагогические ситуации из практики, в которых мы с вами попытаемся разобраться и найти правильный выход.
(Педагоги обсуждают ситуации в подгруппе и находят решение с которым выступает один представитель).
1. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий психолога: Воспитателю в беседе с родителем необходимо подчеркнуть важность утренних мероприятий, в результате которых ребенок включается в деятельность и успевает пообщаться со сверстниками. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Тани не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
2. Петя очень стеснительный мальчик, но его родители обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
Комментарий психолога: Важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.
3. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой несколько конфет. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий психолога: Важно объяснить папе, что получается очень не красиво, когда несколько детей едят конфеты, а другим не досталось. Из-за этого возникают ссоры между детьми. Некоторым детям нельзя есть конфеты, а им ведь очень хочется. Представьте себя на месте этого ребенка.
Техника «Круг баланса»
Наша с вами задача, как профессионалов в общении, необходимо уметь сохранить своё стабильное эмоциональное состояние и конструктивно подойти к решению рабочих проблем.
Цель: Личная саморегуляция.
- Красная половина - эмоции
- Синяя половина - разум
Рекомендуется изготовить такой знак людям работающим в сфере человек - человек для личной саморегуляции. Разместить в удобном для себя месте на рабочем месте. Когда чувствуете, что эмоции захлестывают, «закипаешь» перевести взгляд на знак. Понимая, что красный цвет заползает на территории синего. Эмоции начинают управлять разумом. Взять паузу! Пауза минимум 12 минут.
Техника «5-4-3-2-1» (Слайд № 12)
Цель: Позволяет на время переключить фокус внимания с беспокоящих мыслей и эмоций.
Назовите 5 вещей, которые вы видите вокруг себя. Опишите их: «белая шершавая стена», «жёлтые цветы в вазе», «голубое небо за окном» и так далее.
Назовите 4 вещи, чувствуете. Например, как спина прикасается к спинке стула, удобно ли вам стоять или сидеть, какую фактуру ощущают ваши руки.
Какие 3 звука вы слышите - за окном, на улице, или рядом с собой.
Какие 2 запаха чувствуете и, наконец, 1 один вкус, который ощущаете прямо сейчас.
Делайте это упражнение, когда чувствуете, что эмоции вас захлёстывают и вы не можете с ними справиться.
3. Рефлексия занятия (5 минут)
Анализ впечатлений и эмоций, чувств, ощущений после тренинга.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная компетентность способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии, выступать на публике; принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, совладать с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде; умение вступать в коммуникацию, быть понятым; способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов; сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности.
Актуальность вопроса организации эффективной коммуникации воспитателя с родителями отсутствует взаимопонимание между родителями и воспитателями дошкольных учреждений; не всегда педагоги посвящают родителей в вопросы жизни группы; общение по ситуационным поводам (что ребенок кушал, как спал) вытекающее в совместную неудовлетворенность качеством общения, стилем и содержательным компонентом; процесс взаимодействия зачастую выстраивается на конфликтной основе; нежелание педагогов работать с родителями, сложно идущими на контакт, выбирая защитный механизм избегания.
Возможные причины не эффективной организации процесса коммуникации воспитателя с родителями
Система практических занятий с применением интерактивных форм обучения
Нормативно-правовая документация Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. министром образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю. 19.12.2017 г.).
Методологические основания разработки системы практических занятий для педагогов
Цель: формирование эффективной коммуникации в диаде «педагог - родитель» Задачи: развитие и корректировка гуманистической направленности личности педагога; оценка основных элементов коммуникабельности педагога (способность к эмпатии , общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты); формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями; знакомство педагогов с теоретическими и практическими положениями в области коммуникативной компетентности; формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями.
Принципы работы 1.Принцип добровольности 2. Принцип информированного участия 3. Принцип доверительности 4. Принцип партнерства 5. Принцип конфиденциальности 6. Принцип ответственности и персонификации в дискуссии и при обсуждении результатов тренинга 7. Принцип «здесь и сейчас» 8. Принцип обратной связи
Ожидаемые результаты
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок» Клецкова С.Н., педагог-психолог Семинар-практикум с элементами тренинга по формированию эффективной коммуникации в диаде «педагог-родитель»
Мозговой штурм Все идеи принимаются, все идеи записываются !
Упражнение «Треугольник» РЕБЕНОК РОДИТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ
Притча «Страшный сон»
Портрет современного родителя
5 типов современных родителей: 1 тип – формальный подход (не держат в фокусе долгосрочные цели) 2 тип - либеральные родители (больше свободы, психологический комфорт) 3 тип – выстраивает тактику от личностных способностей ребёнка 4 тип – авторитарные родители (контроль) 5 тип – не стремятся контролировать детей (домашнее обучение, использование гаджетов)
Упражнение «Дерево» (ресурсы / опора)
Правила эффективного общения: Демонстрировать профессионализм (владеете методиками, действуете по плану, владеете терминологией) Быть тактичным и проявлять уважение (не обсуждать неудачи, неуспеваемость, поведение ребёнка при всех родителях) Быть открытым (к вам можно обратиться), но не забывать о личных границах Помнить о социальной дистанции (излишняя дружелюбность)
Как избежать конфликтных ситуаций 1.Представить себя на месте родителей 2.Определить причину встречи с родителями 3.Выбрать удобный способ коммуникации (чат, очная встреча) 4.Заранее подготовьтесь к разговору 5. Правила общения (двухстороннее общение) 6.Техника «Сэндвич» – начинайте контакт с позитивной ноты, приятных моментов 7.Техника «Я» – «Я заметила», «Я беспокоюсь», высказываете озабоченность и желание найти решение совместными усилиями 8.Обсуждайте проблему, а не личные качества воспитанника (оценивая ребёнка, мы оцениваем родителя) 9.Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с этой проблемой 10.Вы вместе против проблемы, а не против друг друга
Советы: Е сли ч еловек к вам относится негативно, агрессивно «Не лезть на вилы»! Выдержать паузу! Стараться быть выдержанным (провокации вас не трогают) Уметь себя защитить. Указать на недопустимое поведение Забота и внимание. Оставаться вежливым и сдержанным . Лишаете агрессора удовольствия наслаждаться вашей реакцией Попытаться выявить уязвимые места, которые он пытается скрыть Чаще улыбаться и кивать в ответ, но делать по-своему Решаем с помощью соблюдения формальностей – инструкции, правила, устав Обращаемся за помощью к коллегам, администрации. Не замыкаться в себе! Присмотреться к себе, самоанализ
Решение педагогических ситуаций
Упражнение «Круг баланса»
Упражнение «5-4-3-2-1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии эффективной коммуникации дошкольников
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым, что м...

Интерактивное взаимодействие детей как признак эффективной коммуникации.
Федеральные государственные требования диктуют нам новые подходы к образованию дошкольников, которые, прежде всего, предполагают проявление активности самого ребёнка в детском сообществе. Большой упор...

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей раннего возраста.
Статья содержит описание игровых технологий, а также рекомендации по применению данной работы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

Формирование у детей с умственной отсталостью навыков эффективной коммуникации
Даны практические рекомендации как развивать речь ребенка дома...

«Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»
laquo;Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»...


