Презентация опыта работы по сенсорному развитию
материал
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕНАЖЁРОВ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Баранова С.Ю.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕНАЖЁРОВ»
р.п. Турки
Обследование материальной базы для дидактических игр по сенсомоторному развитию и наблюдения за играми детей показали необходимость обновления развивающей среды новыми пособиями. Многие стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры устарели, они малофункциональны, имеют узкую направленность. Современному ребенку недостаточно просто получить информацию сенсорного содержания. Ребенку необходимо искать и находить ответы на вопросы, уметь обследовать, сравнивать, делать выводы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении многофункциональных, мобильных пособий в специально организованной педагогом и самостоятельной деятельности детей с целью решения комплексных задач сенсорного воспитания дошкольников.
Цель: Создать условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста через игровую деятельность с нетрадиционными развивающими тренажёрами. Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему реализации нетрадиционных тренажеров в сенсорном развитии дошкольников.
2. Выявить уровень развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить план игр по сенсорному развитию детей с использованием нетрадиционных тренажеров.
4. Проверить эффективность плана работы по сенсомоторному развитию детей через дидактические игры с нетрадиционным пособием.
Началом работы по данной теме стало проведение мониторинга уровня сформированности сенсорных представлений (автор Николаева Т.В. 2004г).
Цель методики – выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, выявление развитости умения выделять цвет как признак предмета. По результатам мониторинга видно, что у детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие. (П.5)
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) считали: раскрытие большого потенциала ребенка по сенсомоторному воспитанию в специально подготовленной взрослыми развивающей среде. Доступной, многофункциональной и вариативной, которая позволяет организовать деятельность детей, обеспечивая максимум их активности и инициативности. Пополнить развивающую среду именно нетрадиционными пособиями вдохновила меня работа Е.В.Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала» (2009г), где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве. Нетрадиционные пособия не требуют больших финансовых затрат, просты в изготовлении, что не мало важно в наше время.
Создавались нетрадиционные развивающие тренажеры на основе следующих принципов:
Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.
Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.
Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.
Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.
Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.
Содержит постепенное усложнение игровой задачи.
В результате уголок сенсомоторного развития, при активном участии родителей, пополнился следующими развивающими тренажерами из бросового материала:
Нестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» (П.3), в котором собраны разнообразные игры с использованием крышек от пластиковых бутылок. Варианты игр: «Разноцветные фигуры» - в вырезанные круглые отверстия на пластиковых фигурках правильно подобрать по цвету и размеру пробки. «Спрячь крышку в домике» Дети раскладывают крышки в домики по цвету и размеру. «Собери гусеницу» нанизать на шнурок крышки в соответствии с цветом головки гусеницы.
Цель игр с пробками: развитие зрительного восприятия предметов, обучение детей умению подбирать предметы по цвету, развитие мелкой моторики пальцев, формирование самостоятельности в игровых действиях.
Развивающий тренажер «Бизиборд» (П.1) – это доска, на которую прикрепили всякие привлекательные для ребенка вещички; все, что можно вертеть, крутить и щелкать: различные замочки, крючки, счеты, бусы, часы.
Предусмотрена возможность добавлять новые предметы. Ребёнку будет вряд ли интересно слушать объяснения, как работает тот или иной механизм. А вот понять самому принципы его функционирования намного интересней. Методом проб и ошибок он поймёт, как закрывается щеколда или ручка двери. А само достижение станет для него поводом гордиться собой. Такое он запомнит надолго, сможет быстрее осмыслить предназначение вещей, размещённых на доске, и научится пользоваться ими.
Игры с прищепками (П.2.) – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку.
Варианты дидактических игр с прищепками:
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для стрекозы и т. д.. Игра развивает мелкую моторику, воображение. Расширяет знания об окружающем мире, закрепляет цвета.
«Массаж пальчиков» - пощипать малыша за пальчики. Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Можно за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.
Игра «Рыбки» - накормить рыбок, — макаронами , пуговицами и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек
«Вешаем бельё» - прикрепить прищепки к предметам по цвету. . Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
Закрепляет умение классифицировать предметы по определенному цвету.
«Конструктор» Из прищепок можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Игра прекрасно развивает детское воображение.
«Поймай жучка»- собрать всех разноцветных «жучков», прикрепленных в различных местах комнаты. Эта игра развивает внимание.
Огромный интерес у детей вызвал «Сенсорный куб». (П.4) Пособие представляет собой куб из шести граней-решеток для раковины, соединенных при помощи пластмассовых хомутов. В центре куба можно подвесить легкий предмет - это будет являться тренажёром для дыхательной гимнастики. Внутри куба расположены пластмассовые шары разной величины, формы и цвета (для развития мелкой моторики, памяти, внимания, речи, навыков классификации). К решеткам с разных сторон привязаны ниточки с бусинами, ленточки разной длины, катушки от ниток, колокольчики, прищепки и мн. др. Есть множество упражнений и игр, которые можно использовать с этим пособием. Перспектива: Обновлять грани. Куб может стать демонстрационным. На нем разместить предметные, сюжетные картинки. Его можно использовать как мини – театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки. «Cенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, может быть использован как индивидуально, так и в коллективе. Игры с сенсорным кубом развивают способность концентрированно работать и планировать свою деятельность, они оказывают помощь социальному развитию детей, обучению навыкам повседневной деятельности.
Игра детей с нетрадиционными сенсорными тренажерами вызывают чувства радости и хорошего настроения. Это является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Диагностические исследования детей (по методике Т.В. Николаевой 2004г.) (П.5) показали положительную динамику уровня развития мелкой моторики, связной речи, дифференцированного восприятия качества предметов. У детей улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Библиографический список.
1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова – «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва, Мозаика-синтез, 2002г.
2. Венгер 1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М.: «Просвещение», 1988.
3. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. М., 2005.
4. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1963. – 98с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Развитие зрительного восприятия и формирование представления о цвете у детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности"
Пояснительная записка и презентация....

презентация"опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3682775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"368278...

Презентация опыта работы на тему:"Развитие речевых навыков и коммуникативной активности посредством музыкально -литературных постановок"
В данной презентации обобщен опыт работы с детьми за трех летний период. Для меня этот раздел педагогической работы особенно дорог ,потому что музыка и литература в моей профессиональной ж...
Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

Презентация опыта работы по сенсорному развитию с детьми младшей группы
В презентации представлена развивающая среда и дидактический материал первой младшей группы...

Презентация опыта работы "Формирование сенсорных представлений". Выступление на ГМО.
Формирование сенсорных представлений в совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности.Основой умственного развития дошкольника является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развит...

Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"
Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"...