Детско-родительский проект «Россия - Родина моя»
проект (старшая группа)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Проект «Россия - Родина моя |
Вид проекта | Долгосрочный, познавательно-творческий |
Разработчик Проекта | Воспитатель Умрихина Наталья Владимировна
|
Основные исполнители Проекта | воспитанники ДОУ родители воспитанников, посещающих ДОУ |
Цель Проекта | Формирование у дошкольников основ гражданско-правового воспитания, через приобщение детей к истории русского народа и развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. |
Основные задачи Проекта | 1. Воспитывать любовь и уважение к своему району, городу, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. 2. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага. 3. Закрепление знаний о культуре и традициях русского народа. 4. Привлечение внимания детей к влиянию жителей на состояние города и к значению города в жизни детей и взрослых. 5. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. 6. Приобщение родителей к гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | Дети будут знать: герб, флаг, гимн России. Дети познакомятся русскими традициями и фольклором. Дети будут иметь представление о столице нашей Родины, о государственных праздниках. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и родного города. Социально активная позиция родителей и педагогов |
Критерии эффективности проекта | знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др. повышение компетентности педагогов по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей социальная активность родителей и педагогов в качестве субъекта патриотической деятельности |
Основные принципы Проекта | «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста). Сочетание научности и доступности исторического материала. Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей. Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества. Развитие собственного, личностного отношения детей к родному городу, стране. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании» Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. |
Обеспечение проекта: материально-техническое
| Русские народные музыкальные инструменты Ростовые куклы в русских народных костюмах Коллекция образцов народно-прикладного искусства Коллекция русских народных сказок Атрибуты для сюжетно-роевых игр «Дом», «Школа», «Строим дом», «Путешествие по городу» и др. Энциклопедия «История России для детей Дидактическое пособие «С чего начинается Родина» |
Учебно-методическое
| Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2004 «Государственные праздники Российской Федерации» Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»Волгогр.2008 Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду» М.2009 А.Е.Писарева «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2007 Н.Г.Зеленова «Мы живём в России» М.2008 Г.Н.Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России»М.2005 Н..Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»М.2007 |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Д/с №21«Золотая рыбка »
Детско-родительский проект «Россия - Родина моя»
Выполнила:
воспитатель
Умрихина Наталья Владимировна
Ачинск 2021г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Проект «Россия - Родина моя |
Вид проекта | Долгосрочный, познавательно-творческий |
Разработчик Проекта | Воспитатель Умрихина Наталья Владимировна |
Основные исполнители Проекта | воспитанники ДОУ родители воспитанников, посещающих ДОУ |
Цель Проекта | Формирование у дошкольников основ гражданско-правового воспитания, через приобщение детей к истории русского народа и развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. |
Основные задачи Проекта | Воспитывать любовь и уважение к своему району, городу, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага. Закрепление знаний о культуре и традициях русского народа. Привлечение внимания детей к влиянию жителей на состояние города и к значению города в жизни детей и взрослых. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. Приобщение родителей к гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | Дети будут знать: герб, флаг, гимн России. Дети познакомятся русскими традициями и фольклором. Дети будут иметь представление о столице нашей Родины, о государственных праздниках. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и родного города. Социально активная позиция родителей и педагогов |
Критерии эффективности проекта | знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др. повышение компетентности педагогов по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей социальная активность родителей и педагогов в качестве субъекта патриотической деятельности |
Основные принципы Проекта | «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста). Сочетание научности и доступности исторического материала. Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей. Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества. Развитие собственного, личностного отношения детей к родному городу, стране. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании» Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Русские народные музыкальные инструменты Ростовые куклы в русских народных костюмах Коллекция образцов народно-прикладного искусства Коллекция русских народных сказок Атрибуты для сюжетно-роевых игр «Дом», «Школа», «Строим дом», «Путешествие по городу» и др. Энциклопедия «История России для детей Дидактическое пособие «С чего начинается Родина» |
Учебно-методическое | Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2004 «Государственные праздники Российской Федерации» Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»Волгогр.2008 Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду» М.2009 А.Е.Писарева «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2007 Н.Г.Зеленова «Мы живём в России» М.2008 Г.Н.Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России»М.2005 Н..Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»М.2007 |
Проект «Россия – Родина моя»
Актуальность
Гражданское воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Гражданское воспитание вбирает в себя задачи патриотического, духовно-нравственного, интернационального, правового воспитания.
Гражданское сознание воспитывается с детства. Конечно, начинать работу по гражданскому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Меняются времена, эпохи, люди. Но стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине остаётся вечным. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.
Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г.Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, все взаимосвязано.
Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств, нравственных и эстетических ценностей. Знакомство детей с родной страной, городом, районом, с символикой, с историко-культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Реализация проекта
Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по определению знаний об истории и культуре нашей страны
Результаты анкетирования родителей показали, что 46% родители не знают истории и культуры русского народа; многие не применяют знания в жизни и не умеют передать детям данный опыт. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.
Таким образом, важнейшим направлением нашей деятельности становится социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач в своей работе мы широко используем современные образовательные технологии:
технологию метода проектов
информационно-коммуникационные технологии (создание мультимедийных презентаций, видеотеки, персональной странички на сайте ДОУ);
здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, спортивные праздники и развлечения, народные подвижные игры).
Работа с детьми строилась по 4 тематическим блокам:
«Как жили люди в старину»
«Народно-прикладное искусство»
«Устное народное творчество»
«Какая она, моя Родина»
Этапы проекта
1. Организационный (информационный подготовительный)
Работа с детьми | Работа педагога | Работа с родителями |
-обсуждение проблемы: о своей Родине знаем мало. - постановка задач: попросить родителей рассказать о России, о родном городе; Подобрать энциклопедическую и художественную литературу. | - подбор и изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников; - составление тематического плана реализации проекта; - подбор необходимых пособий, материалов, оборудования; - составление плана работы с родителями; - организация предметно-развивающей среды в группе | -предложить родителям рассказать детям о истории России, о городах -вовлечь родителей в подбор иллюстраций, фотографий на тему: «Наша Родина»; - чтение с детьми русских народных сказок; |
2. Практический
Блок№1 «Как жили люди в старину»
Темы | Содержание | Непосредственно- образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах |
Быт русского народа | Дом, двор, национальная одежда, труд людей | Ознакомление с окружающим: «Путешествие по русской избе» «Как выращивают хлеб» «Моя семья» «Домашние животные» | Беседа «Одежда русской деревни» Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья» «А у нас во дворе» «Строим дом» Дидактические игры «Русские народные сказки» Лото «Сказки» Постройка снежной горки и снеговика Рисование «Красны девицы и добры молодцы» «Русская изба» |
Традиции русского народа | Традиции и праздники | Ознакомление с окружающим: «Культура и традиции русского народа» «Русские посиделки» | Сюжетно-ролевые игра «Именины» Слушание русских народных мелодий. Рассматривание народных инструментов Игра на деревянных ложках Познавательно-тематические развлечения : «Покровские посиделки», «Щи да каша – пища наша», «Осенняя ярмарка», «Зелёные святки» Чтение русских народных сказок, рисование по сказкам |
Блок№2 «Народно-прикладное искусство»
Темы | Содержание | Непосредственно- образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах |
Народная игрушка | Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки; матрёшки | Цикл занятий по декоративному рисованию и лепке | Выставка рисунков «Мы рисуем дымковские игрушки» «Гжельские узоры» «Хохломские завитки» «Ах, какие матрёшки» Выставка работ по лепке «Лепим сказку» «Русская изба» «Народные игрушки» |
Народные промыслы | Изделия из керамики, дерева, металла | Занятие по ознакомлению с окружающим «Создание матрёшки»; Цикл занятий по изо | Беседа «Создание матрёшки» Поделка новогодних игрушек. Выставка сувениров, матрёшек. Рисование предметов декоративного искусства по мотивам уральской росписи. Роспись пасхальных яиц. Конкурс пословиц и поговорок о труде. Рисование «Картинки к пословицам». Презентации «Промыслы России» «Создание матрёшки». |
Блок№3 «Устное народное творчество»
Темы | Содержание | Непосредственно- образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах |
Сказки | Чтение русских народных сказок, драматизация сказок | Цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой (чтение русских народных сказок) | Беседа о сказочных героях Литературная викторина «Русские народные сказки» Драматизация сказок «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Репка». Настольный и пальчиковый театры «Русские народные сказки». Аппликация: «Орнаменты для сарафанов и кокошников». |
Малые фоль-клорные формы | Пословицы, поговорки, песенки, загадки | Знакомство с пословицами и поговорками Заучивание песенок и потешек | Беседа о пословицах и поговорках. Разучивание частушек к маминому празднику. Рисование «Загадки». Тематические вечера «Чему учат сказки», «Народная мудрость о силе и мужестве». |
Народные игры | Пальчиковые, подвижные, хороводные игры | Часть физкультурных занятий | Народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Горелки», «У медведя во бору», «Краски», «Классики», «Ручеёк», «Каравай», «Городки» |
Блок№4 «Какая она, моя Родина»
Темы | Содержание | Непосредственно-организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах |
Наша страна | Символы государства, столица, города, государ-ственные праздники | «День Знаний» «Символы России»; «День космонавтики» «9 мая - День Победы» «Будем в армии служить» «Россия- родина моя» Рисование: «День победы»; «Космос» | Беседы «Символы России» «Георгиевская лента» Викторина «Родина моя» Презентация «Города России» Тематический вечер «День матери» Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос» «Армия» Оформление стенда "Москва-столица нашей Родины" Рисование: «Красная площадь» «Военная техника» Аппликация «Флаг России» Фотовыставки: «Наши мамы», «Прадедушки, прабабушки – ветераны» Экскурсия к вечному огню |
Заключительный (результативный)
Обобщение и анализ результатов этапов проекта;
Оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставки рисунков, фотовыставки)
Презентация проекта
Работа с родителями по проекту
1. Родительские собрания на тему: «Мудрость воспитания», «Семейные традиции»
2. Конкурс поделок из природного материала на тему «Русские народные сказки»
3. Оформление папки-передвижки «Народный календарь»
#1054;формление фотоальбомов на тему: «Города России», «Мой город», «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»
5. Консультация для родителей:
«Что рассказать детям о Пасхе». «Роль сказок в воспитании и развитии детей»
«Массаж и гимнастика с потешкой». «Важность колыбельной песни»
6. Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях: «Роль матери и отца в воспитании детей», «Приучение ребенка к труду», «Послушание, дисциплина, активность»
В патриотическом воспитании детей огромная роль отводится работе с родителями.
Перед новым годом провели родительское собрание на тему «Семейные традиции», т.к. встреча нового года – это одна из традиций русского народа. На этой встрече родители делились своими кулинарными секретами и семейными традициями по подготовке к новому году, а мы рассказали в какие игры можно поиграть с детьми в новогоднюю ночь. Так же провели консультаций для родителей «Мудрость воспитания», «Какие читать детям сказки», «Пальчиковая гимнастика».
В дни открытых дверей для родителей проводим мастер-классы, где делаем с родителями такие поделки, как зайчик (по принципу традиционной русской куклы- закрутки) и цыплёнок к пасхе.
У воспитанников сформировалась система знаний об истории России, народных праздниках и традициях, появился интерес к русской национальной культуре. Разработанный проект показал свою высокую практическую значимость в работе с детьми.
Результативность проекта
В группе сформировались теплые, доброжелательные отношения. У многих детей повысилась самооценка и уверенность в себе, своих силах. Дети говорят о своем желании способствовать развитию природной среды мегаполиса, понимают ее ценность для здоровья и настроения горожан.
Дети привыкают чувствовать себя творцами, а не потребителями, а активная жизненная позиция – неотъемлемая черта человека-гражданина, который собирает, скрепляет все доброе в самом себе, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной.
Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов.
Дети почувствовали себя маленькими горожанами, участниками жизни города, у детей появились маленькие росточки гражданственности.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, активно участвовать во всех мероприятия проекта, старались стать примером отношения к своему городу, к месту, где живешь.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга сформированности семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
70% детей проявляет активный познавательный интерес к прошлому, настоящему своего народа, своей семьи (динамика 30%);
70% детей имеют представления о своей «малой родине» (динамика 45%);
75% детей проявляют интерес к истории нашей страны, её культуре (динамика 35%);
100% педагогов повысили свою компетентность по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей ;
У 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада и группы.
Практическая значимость реализации проекта «Россия - Родина моя»
создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей на дальнейших ступенях системы российского образования.
формирование активной жизненной позиции детей и взрослых; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
для системы образования
возможность использования проекта «Россия - Родина моя» в воспитательно-образовательной работе в системе дошкольного образования,
обеспечение процесса преемственности в системе детский сад - семья - школа по формированию основ гражданско-правового воспитания
повышение профессиональной компетентности специалистов и педагогов ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к дню России "Россия родина моя"
Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»
Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...

Сценарий праздника День России на улице для детей дошкольного возраста «Россия — Родина моя»
Данное мероприятие следует проводить в форме игры «Вертушка» по станциям.На каждой станции воспитатели проводят ряд игр и эстафет, связанных с темой праздника.Дети проходят по станциям согласно ...
Сценарий праздника «Россия – Родина моя» (ко Дню России)
Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, России, родному краю; гордость за принадлежность к гражданам России....

Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России 12 июня
Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России-12 июня....

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»
Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....
