Детско-родительский проект «Россия - Родина моя»
проект (старшая группа)

Умрихина Наталья Владимировна

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект «Россия - Родина моя

Вид проекта

Долгосрочный, познавательно-творческий

Разработчик Проекта

Воспитатель Умрихина Наталья Владимировна

 

Основные исполнители Проекта

воспитанники ДОУ

родители воспитанников, посещающих ДОУ

Цель

Проекта

Формирование у дошкольников основ гражданско-правового воспитания, через приобщение детей к истории русского народа и развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

Основные    задачи       Проекта

1. Воспитывать любовь и уважение к своему району, городу, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага.

3. Закрепление знаний о культуре и традициях русского народа.

4. Привлечение внимания детей к влиянию жителей на состояние города и к значению города в жизни детей и взрослых.

5. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

6. Приобщение родителей к гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Дети будут знать: герб, флаг, гимн России.

Дети познакомятся русскими традициями и фольклором.

Дети будут иметь представление о столице нашей Родины, о государственных праздниках.

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и родного города.

Социально активная позиция  родителей и педагогов

Критерии эффективности проекта

знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);

знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.

повышение компетентности педагогов по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей 

социальная активность  родителей и педагогов в качестве субъекта патриотической деятельности

Основные принципы Проекта

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Сочетание научности и доступности исторического материала. 

Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей.

Реализуя  проект, участники образовательного процесса «родители  дети – воспитатели» создают триаду содружества.

Развитие  собственного,  личностного отношения детей  к родному городу, стране.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании»

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Обеспечение проекта:

материально-техническое   

 

Русские народные музыкальные инструменты

Ростовые куклы в русских народных костюмах

Коллекция образцов народно-прикладного искусства

Коллекция русских народных сказок

Атрибуты для сюжетно-роевых игр «Дом», «Школа», «Строим дом», «Путешествие по городу» и др.

Энциклопедия «История России для детей

Дидактическое пособие «С чего начинается Родина»

Учебно-методическое

 

Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2004

«Государственные праздники Российской Федерации»

Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»Волгогр.2008

Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду» М.2009

А.Е.Писарева «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2007

Н.Г.Зеленова «Мы живём в России» М.2008

Г.Н.Данилина «Дошкольнику -  об истории и культуре России»М.2005

Н..Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»М.2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rossiya-_rodina_moya_.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Д/с №21«Золотая рыбка »

Детско-родительский проект «Россия - Родина моя»

Выполнила:

воспитатель

Умрихина Наталья Владимировна

Ачинск 2021г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект «Россия - Родина моя

Вид проекта

Долгосрочный, познавательно-творческий

Разработчик Проекта

Воспитатель Умрихина Наталья Владимировна

Основные исполнители Проекта

воспитанники ДОУ

родители воспитанников, посещающих ДОУ

Цель

Проекта

Формирование у дошкольников основ гражданско-правового воспитания, через приобщение детей к истории русского народа и развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

Основные задачи Проекта

Воспитывать любовь и уважение к своему району, городу, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации- герба, Гимна, Флага.

Закрепление знаний о культуре и традициях русского народа.

Привлечение внимания детей к влиянию жителей на состояние города и к значению города в жизни детей и взрослых.

Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Приобщение родителей к гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Дети будут знать: герб, флаг, гимн России.

Дети познакомятся русскими традициями и фольклором.

Дети будут иметь представление о столице нашей Родины, о государственных праздниках.

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и родного города.

Социально активная позиция родителей и педагогов

Критерии эффективности проекта

знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);

знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.

повышение компетентности педагогов по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей

социальная активность родителей и педагогов в качестве субъекта патриотической деятельности

Основные принципы Проекта

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Сочетание научности и доступности исторического материала.

Принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей.

Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества.

Развитие собственного, личностного отношения детей к родному городу, стране.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании»

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Обеспечение проекта:

материально-техническое

Русские народные музыкальные инструменты

Ростовые куклы в русских народных костюмах

Коллекция образцов народно-прикладного искусства

Коллекция русских народных сказок

Атрибуты для сюжетно-роевых игр «Дом», «Школа», «Строим дом», «Путешествие по городу» и др.

Энциклопедия «История России для детей

Дидактическое пособие «С чего начинается Родина»

Учебно-методическое

Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2004

«Государственные праздники Российской Федерации»

Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ»Волгогр.2008

Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду» М.2009

А.Е.Писарева «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2007

Н.Г.Зеленова «Мы живём в России» М.2008

Г.Н.Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России»М.2005

Н..Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»М.2007

Проект «Россия – Родина моя»

Актуальность

Гражданское воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Гражданское воспитание вбирает в себя задачи патриотического, духовно-нравственного, интернационального, правового воспитания.

Гражданское сознание воспитывается с детства. Конечно, начинать работу по гражданскому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Меняются времена, эпохи, люди. Но стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине остаётся вечным. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г.Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, все взаимосвязано.

Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств, нравственных и эстетических ценностей. Знакомство детей с родной страной, городом, районом, с символикой, с историко-культурными, национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Реализация проекта

Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по определению знаний об истории и культуре нашей страны

Результаты анкетирования родителей показали, что 46% родители не знают истории и культуры русского народа; многие не применяют знания в жизни и не умеют передать детям данный опыт. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Таким образом, важнейшим направлением нашей деятельности становится социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленных задач в своей работе мы широко используем современные образовательные технологии:

технологию метода проектов

информационно-коммуникационные технологии (создание мультимедийных презентаций, видеотеки, персональной странички на сайте ДОУ);

здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, спортивные праздники и развлечения, народные подвижные игры).

Работа с детьми строилась по 4 тематическим блокам:

«Как жили люди в старину»

«Народно-прикладное искусство»

«Устное народное творчество»

«Какая она, моя Родина»

Этапы проекта

1. Организационный (информационный подготовительный)

Работа с детьми

Работа педагога

Работа с родителями

-обсуждение

проблемы: о своей Родине знаем мало.

- постановка задач: попросить родителей рассказать о России, о родном городе; Подобрать энциклопедическую и художественную литературу.

- подбор и изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников; - составление тематического плана реализации проекта; - подбор необходимых пособий, материалов, оборудования; - составление плана работы с родителями; - организация предметно-развивающей среды в группе

-предложить родителям рассказать детям о истории России, о городах

-вовлечь родителей в подбор иллюстраций, фотографий на тему: «Наша Родина»;

- чтение с детьми русских народных сказок;

2. Практический

Блок№1 «Как жили люди в старину»

Темы

Содержание

Непосредственно- образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Быт русского народа

Дом,

двор, национальная одежда, труд людей

Ознакомление с окружающим:

«Путешествие по русской избе»

«Как выращивают хлеб»

«Моя семья»

«Домашние животные»

Беседа «Одежда русской деревни»

Сюжетно-ролевые игры

«Дом», «Семья»

«А у нас во дворе»

«Строим дом»

Дидактические игры

«Русские народные сказки»

Лото «Сказки»

Постройка снежной горки и снеговика

Рисование

«Красны девицы и добры молодцы»

«Русская изба»

Традиции русского народа

Традиции и праздники

Ознакомление с окружающим:

«Культура и традиции русского народа»

«Русские посиделки»

Сюжетно-ролевые игра «Именины»

Слушание русских народных мелодий. Рассматривание народных инструментов Игра на деревянных ложках

Познавательно-тематические развлечения : «Покровские посиделки», «Щи да каша – пища наша», «Осенняя ярмарка», «Зелёные святки»

Чтение русских народных сказок, рисование по сказкам

Блок№2 «Народно-прикладное искусство»

Темы

Содержание

Непосредственно- образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Народная игрушка

Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки; матрёшки

Цикл занятий по декоративному рисованию и лепке

Выставка рисунков

«Мы рисуем дымковские игрушки»

«Гжельские узоры»

«Хохломские завитки»

«Ах, какие матрёшки»

Выставка работ по лепке

«Лепим сказку»

«Русская изба»

«Народные игрушки»

Народные промыслы

Изделия из керамики, дерева, металла

Занятие по ознакомлению с окружающим «Создание матрёшки»;

Цикл занятий по изо

Беседа «Создание матрёшки»

Поделка новогодних игрушек.

Выставка сувениров, матрёшек.

Рисование предметов декоративного искусства по мотивам уральской росписи.

Роспись пасхальных яиц.

Конкурс пословиц и поговорок о труде. Рисование «Картинки к пословицам». Презентации «Промыслы России» «Создание матрёшки».

Блок№3 «Устное народное творчество»

Темы

Содержание

Непосредственно- образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Сказки

Чтение русских народных сказок, драматизация сказок

Цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой (чтение русских народных сказок)

Беседа о сказочных героях

Литературная викторина «Русские народные сказки»

Драматизация сказок «Девочка и лиса»,

«Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Репка».

Настольный и пальчиковый театры «Русские народные сказки».

Аппликация: «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Малые фоль-клорные формы

Пословицы, поговорки, песенки, загадки

Знакомство с пословицами и поговорками

Заучивание песенок и потешек

Беседа о пословицах и поговорках.

Разучивание частушек к маминому празднику.

Рисование «Загадки».

Тематические вечера

«Чему учат сказки», «Народная мудрость о силе и мужестве».

Народные игры

Пальчиковые, подвижные, хороводные игры

Часть физкультурных занятий

Народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Горелки», «У медведя во бору», «Краски», «Классики», «Ручеёк», «Каравай», «Городки»

Блок№4 «Какая она, моя Родина»

Темы

Содержание

Непосредственно-организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Наша страна

Символы государства, столица, города, государ-ственные праздники

«День Знаний»

«Символы России»;

«День космонавтики»

«9 мая - День Победы»

«Будем в армии служить»

«Россия- родина моя»

Рисование:

«День победы»;

«Космос»

Беседы «Символы России» «Георгиевская лента»

Викторина «Родина моя»

Презентация «Города России»

Тематический вечер «День матери»

Сюжетно-ролевые игры:

«Полёт в космос»

«Армия»

Оформление стенда "Москва-столица нашей Родины"

Рисование:

«Красная площадь»

«Военная техника»

Аппликация «Флаг России»

Фотовыставки:

«Наши мамы»,

«Прадедушки, прабабушки – ветераны»

Экскурсия к вечному огню

Заключительный (результативный)

Обобщение и анализ результатов этапов проекта;

Оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставки рисунков, фотовыставки)

Презентация проекта

Работа с родителями по проекту

1. Родительские собрания на тему: «Мудрость воспитания», «Семейные традиции»

2. Конкурс поделок из природного материала на тему «Русские народные сказки»

3. Оформление папки-передвижки «Народный календарь»

#1054;формление фотоальбомов на тему: «Города России», «Мой город», «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»

5. Консультация для родителей:

«Что рассказать детям о Пасхе». «Роль сказок в воспитании и развитии детей»

«Массаж и гимнастика с потешкой». «Важность колыбельной песни»

6. Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях: «Роль матери и отца в воспитании детей», «Приучение ребенка к труду», «Послушание, дисциплина, активность»

В патриотическом воспитании детей огромная роль отводится работе с родителями.

Перед новым годом провели родительское собрание на тему «Семейные традиции», т.к. встреча нового года – это одна из традиций русского народа. На этой встрече родители делились своими кулинарными секретами и семейными традициями по подготовке к новому году, а мы рассказали в какие игры можно поиграть с детьми в новогоднюю ночь. Так же провели консультаций для родителей «Мудрость воспитания», «Какие читать детям сказки», «Пальчиковая гимнастика».

В дни открытых дверей для родителей проводим мастер-классы, где делаем с родителями такие поделки, как зайчик (по принципу традиционной русской куклы- закрутки) и цыплёнок к пасхе.

У воспитанников сформировалась система знаний об истории России, народных праздниках и традициях, появился интерес к русской национальной культуре. Разработанный проект показал свою высокую практическую значимость в работе с детьми.

Результативность проекта

В группе сформировались теплые, доброжелательные отношения. У многих детей повысилась самооценка и уверенность в себе, своих силах. Дети говорят о своем желании способствовать развитию природной среды мегаполиса, понимают ее ценность для здоровья и настроения горожан.

Дети привыкают чувствовать себя творцами, а не потребителями, а активная жизненная позиция – неотъемлемая черта человека-гражданина, который собирает, скрепляет все доброе в самом себе, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной.

Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов.

Дети почувствовали себя маленькими горожанами, участниками жизни города, у детей появились маленькие росточки гражданственности.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, активно участвовать во всех мероприятия проекта, старались стать примером отношения к своему городу, к месту, где живешь.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга сформированности семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

70% детей проявляет активный познавательный интерес к прошлому, настоящему своего народа, своей семьи (динамика 30%);

70% детей имеют представления о своей «малой родине» (динамика 45%);

75% детей проявляют интерес к истории нашей страны, её культуре (динамика 35%);

100% педагогов повысили свою компетентность по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей ;

У 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада и группы.

Практическая значимость реализации проекта «Россия - Родина моя»

создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей на дальнейших ступенях системы российского образования.

формирование активной жизненной позиции детей и взрослых; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

для системы образования

возможность использования проекта «Россия - Родина моя» в воспитательно-образовательной работе в системе дошкольного образования,

обеспечение процесса преемственности в системе детский сад - семья - школа по формированию основ гражданско-правового воспитания

повышение профессиональной компетентности специалистов и педагогов ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к дню России "Россия родина моя"

Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...

Сценарий праздника День России на улице для детей дошкольного возраста «Россия — Родина моя»

Данное мероприятие следует проводить в форме игры «Вертушка» по станциям.На каждой станции воспитатели  проводят ряд игр и эстафет, связанных с темой праздника.Дети проходят по станциям согласно ...

Сценарий праздника «Россия – Родина моя» (ко Дню России)

Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, России, родному краю; гордость за принадлежность к гражданам России....

Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России 12 июня

Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России-12 июня....

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....