ПедСовет "Центр экспериментирования в старшем дошкольном возрасте,2020год
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.5 КБ | |
| 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
1. Дети очень любят экспериментировать. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на “открытие нового”, которая развивает продуктивные формы мышления. Академик Николай Николаевич Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
Цель экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей, воспитание стремления к самостоятельному познанию окружающего мира.
Процесс познания - творческий процесс, и задача взрослого – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые при этом условия. Для этой деятельности в группе есть уголок экспериментирования.
2. Требования к оформлению центра экспериментирования
Оптимальное расположение в помещении группы. Центр экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы).
Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Компоненты материальной базы разделены на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
Безопасность. В центре экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини – лаборатории и проведению исследований. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребенка (марганцовка, зеленка, йод, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.
Познание дошкольником мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.
3. В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
4. Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:
Компонент дидактический.
Компонент оборудования.
Компонент стимулирующий.
5. Компонент дидактический.
- Познавательные книги
- Атласы
- Тематические альбомы
- Серии картин с изображением природных сообществ
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
6. Компонент оборудования.
приборы-помощники:
- микроскоп, лупы, увеличительные стекла
- весы, безмен
- песочные, механические часы,
- компас,
- магниты;
- портновский метр, линейки,
- треугольник т.д.
7. Компонент стимулирующий.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и обьема;
- Сита, воронки разного размера и материала;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья итд.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки итд.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики итд.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная итд.;
- Красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши итд.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла итд..
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда ;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" ;
- персонажи, наделённые определенными
- чертами ("Незнайка") от имени которого
моделируется проблемная ситуация.
8. В уголке экспериментальной деятельности
Старший дошкольный возраст
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
9. Ведение фиксации детского экспериментирования
- Дневник
- Картотека опытов
- Схема
- Личные блокноты детей
- Карточки подсказки
- Мини-стенд- «О чем хочу узнать завтра»
В группе проводится различные опыты
10. проводя опыты с водой мы знакомим детей со свойствами воды (жидкость прозрачная, не имеет вкуса, вода отражает окружающие предметы итд)
11. опыты с воздухом расширяют представления о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, формы, итд)
12. опыты с почвой формируют у детей представления о почве, знакомят с составом почвы, с ее свойствами. состав входят минеральные вещества, перегной, воздух, вода, микроорганизмы; свойства – водопроницаемость, влагоемкость, водоподьемностью и водоотдачей
13. опыты со светом знакомят детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.
14.Опыты с магнитом формируют представление о свойствах магнита; знакомят с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы».
15. Опыты со звуком развивают умение сравнивать различные звуки, определять их источник, формируют представление о характеристиках звука громкости, тембре, длительности итд
16. Опыты с песком расширяют представления детей о песке, что он сыпучий, бывает разно формы, а также со свойствами сухого(он может двигаться), мокрого (можно создать форму) и рассеянного ( он плотнее) песка
17.Химические опыты :Вулкан ,Домашний дождик. Дают элементарные представления о природном явлении –вулкан, взаимодействие щелочи с кислотой( реакция нейтрализации)
18. Вывод
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыты с водухом
Опыты с почвой
Опыты со светом
Опыты с магнитом
Опыты с песком
Химические опыты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.
Экспериментальная деятельность детей по использованию необычных материалов при художественом творчестве. Образовательные области " Познание" и " Художественное творчество" Развитие творческих способно...

Формирование основ поисково-исследовательской деятельности средствами экспериментирования детьми старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойства...

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» 2020год
Работа с родителями...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....

Консультация для воспитателей на тему «Влияние физической культуры на развитие речи детей дошкольного возраста. 2020год
Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...
