Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Архипова Татьяна Рамильевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".

Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности попознавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

- развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Обучающие:

- формировать представление о снеге и его свойствах;

- учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Материалы и оборудование:

  • одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег;
  • одноразовая ложка;
  • три емкости воды;
  • кружочки разного цвета;
  • половинка яблока (апельсина)
  • наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
  • салфетки;
  • смайл – сигналы (грустный, веселый);
  • медальоны – снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка;
  • аудиозапись для физминутки.

Предварительная работа:

Наблюдение за снегом на прогулках.  Характеристика снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о воде, что- то вспомним, что-то узнаем новое. Посмотрите, а что это у нас на потолке? (воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (ответы детей). Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше узнаем о снеге.

Игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Воспитатель: Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию. Но вход в нее не простой (на полу стоит дуга). Ребята, проходя через дугу, нужно ответить на вопрос «Где живет снежинка?» (дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые – исследователи. А скажите мне пожалуйста, кто такие ученые - исследователи? (ответы детей). Молодцы ребята. Ну, а теперь мы с вами будем выяснять, какой он снег, и каковы его свойства.

Ребята по мере того, как мы свами будем проводить опыты и делать выводы, мы будем с вами вешать на доску снежинки – со своствами снега, для того, чтобы лучше запомнить.

Дети подходят к столу, на столе стоят одноразовые тарелочки с расстаявшим снегом.

Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите, а что же стало со снегом?

Дети: Расстаял.

Воспитатель: Почему? (дети делают выводы, отвечают).

(На доску крепится снежинка с изображением 1 свойства снега. На снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).

Воспитатель: Ребята, а какой снег на ощупь (предлагает потрогать снег)

(Ответы детей)

Внимательно рассмотрим расстаявший снег. Что вы видите?

Дети: вода грязная.

Воспитатель: Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Можно ли есть снег?

Дети: нет, снег холодный и может быть грязным.

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас на столе лежат геометрические фигуры, назовите их. Какого они цвета?

Дети: круги синего цвета.

Воспитатель: А теперь мы на одни круги поставим тарелочку с водой, на другие круги – тарелочку со снегом. Посмотрите, где круги видно, а где нет? Почему?

Ответы детей с выводом, что снег не прозрачный. (На доску крепится снежинка 2 свойство: снег не прозрачный – нарисован закрытый глаз)

Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним, какого цвета вода и снег? А что еще бывает белым?

Дети: снег – белый, вода – бесцветная.

(На доску крепится снежинка 3 свойство: снег белый –в центре снежинки вата)

Воспитатель: Какие вы умницы и узнали много интресного о снеге. А теперь подумайте и скажите, как узнать, снег пахнет или нет?

Дети: Надо снег понюхать.

Воспитатель: Давайте сначала понюхаем яблоко (апельсин), какой запах чувствуете? А теперь понюхаем снег, что чувствуете?

Дети: запах у яблока (апельсина) сладкий, ароматный, душистый…а снег никак не пахнет.

(На доску крепится снежинка 4свойство: снег не имеет запаха–на снежинке нарисован нос)

Физкультминутка:

Снег пушистый все летает,

(поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело.

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы орожки разгребем

(имитация действия)

И в снежки играть пойдем.

(шагают)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, но это еще не все.. садитесь поудобнее, смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая вода? (холодная). Во вторую нальем теплую воду.. но как нам получить теплую воду?

Дети: смешать горячую и холодную воду.

Воспитатель: какую воду сначала нужно налить в баночку горячую или холодную? Почему?

Дети: Холодную, потом горячую. Потому, что от горячей воды баночка может лопнуть.

Воспитатель: В третью баночку я налью горячую воду. В эти три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег расстаял быстрее? А где медленнее?

Дети: В баночке с горячей водой снег тает быстрее, в холодной воде тает медленнее.

Делаем вывод: быстрота таяния снега зависит от температуры воды.

(На доску крепится снежинка 5свойство: на снежинке изображен градусник)

Воспитатель: Ребята, а еперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончании каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег – это замерзшая вода.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали о снеге, вы были настоящими учеными – исследователями. Но нам пора возвращаться назад (выход из лаборатории такой же, каким был вход, через дугу.)

Ребята, а о том понравилось ли вам быть учеными – исследователями, я узнаю по вашим смайл – сигналам (грустный, веселый). Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? (дети могут показать как веселые смайл – сигналы, так и грустные).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить на память снежинки, которые никогда не расстают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны – снежинки детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.Цель: Уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Как сберечь ресурсы планеты»

финансовая грамотность детей в настоящее время приобретает важное значение. Многоие дети уже в среднем возрасте имеют "свои" деньги, но значение и цену им не знают. Задача нас, взрослых, при...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация»

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация». Этот конспект очень понравился ре...