Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Архипова Татьяна Рамильевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега.

Задачи:

Развивающие:

- развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Обучающие:

- формировать представление о снеге и его свойствах;

- учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Материалы и оборудование:

  • одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег;
  • одноразовая ложка;
  • три емкости воды;
  • кружочки разного цвета;
  • половинка яблока (апельсина)
  • наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
  • салфетки;
  • смайл – сигналы (грустный, веселый);
  • медальоны – снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка;
  • аудиозапись для физминутки.

Предварительная работа:

Наблюдение за снегом на прогулках.  Характеристика снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о воде, что- то вспомним, что-то узнаем новое. Посмотрите, а что это у нас на потолке? (воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (ответы детей). Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше узнаем о снеге.

Игра «Это можно или нет?»

Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Воспитатель: Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию. Но вход в нее не простой (на полу стоит дуга). Ребята, проходя через дугу, нужно ответить на вопрос «Где живет снежинка?» (дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые – исследователи. А скажите мне пожалуйста, кто такие ученые - исследователи? (ответы детей). Молодцы ребята. Ну, а теперь мы с вами будем выяснять, какой он снег, и каковы его свойства.

Ребята по мере того, как мы свами будем проводить опыты и делать выводы, мы будем с вами вешать на доску снежинки – со своствами снега, для того, чтобы лучше запомнить.

Дети подходят к столу, на столе стоят одноразовые тарелочки с расстаявшим снегом.

Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите, а что же стало со снегом?

Дети: Расстаял.

Воспитатель: Почему? (дети делают выводы, отвечают).

(На доску крепится снежинка с изображением 1 свойства снега. На снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).

Воспитатель: Ребята, а какой снег на ощупь (предлагает потрогать снег)

(Ответы детей)

Внимательно рассмотрим расстаявший снег. Что вы видите?

Дети: вода грязная.

Воспитатель: Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Можно ли есть снег?

Дети: нет, снег холодный и может быть грязным.

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас на столе лежат геометрические фигуры, назовите их. Какого они цвета?

Дети: круги синего цвета.

Воспитатель: А теперь мы на одни круги поставим тарелочку с водой, на другие круги – тарелочку со снегом. Посмотрите, где круги видно, а где нет? Почему?

Ответы детей с выводом, что снег не прозрачный. (На доску крепится снежинка 2 свойство: снег не прозрачный – нарисован закрытый глаз)

Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним, какого цвета вода и снег? А что еще бывает белым?

Дети: снег – белый, вода – бесцветная.

(На доску крепится снежинка 3 свойство: снег белый –в центре снежинки вата)

Воспитатель: Какие вы умницы и узнали много интресного о снеге. А теперь подумайте и скажите, как узнать, снег пахнет или нет?

Дети: Надо снег понюхать.

Воспитатель: Давайте сначала понюхаем яблоко (апельсин), какой запах чувствуете? А теперь понюхаем снег, что чувствуете?

Дети: запах у яблока (апельсина) сладкий, ароматный, душистый…а снег никак не пахнет.

(На доску крепится снежинка 4свойство: снег не имеет запаха–на снежинке нарисован нос)

Физкультминутка:

Снег пушистый все летает,

(поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело.

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы орожки разгребем

(имитация действия)

И в снежки играть пойдем.

(шагают)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, но это еще не все.. садитесь поудобнее, смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая вода? (холодная). Во вторую нальем теплую воду.. но как нам получить теплую воду?

Дети: смешать горячую и холодную воду.

Воспитатель: какую воду сначала нужно налить в баночку горячую или холодную? Почему?

Дети: Холодную, потом горячую. Потому, что от горячей воды баночка может лопнуть.

Воспитатель: В третью баночку я налью горячую воду. В эти три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег расстаял быстрее? А где медленнее?

Дети: В баночке с горячей водой снег тает быстрее, в холодной воде тает медленнее.

Делаем вывод: быстрота таяния снега зависит от температуры воды.

(На доску крепится снежинка 5свойство: на снежинке изображен градусник)

Воспитатель: Ребята, а еперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончании каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег – это замерзшая вода.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали о снеге, вы были настоящими учеными – исследователями. Но нам пора возвращаться назад (выход из лаборатории такой же, каким был вход, через дугу.)

Ребята, а о том понравилось ли вам быть учеными – исследователями, я узнаю по вашим смайл – сигналам (грустный, веселый). Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? (дети могут показать как веселые смайл – сигналы, так и грустные).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить на память снежинки, которые никогда не расстают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны – снежинки детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста "Свойства снега".Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойства...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация»

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация». Этот конспект очень понравился ре...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"...