Экскурсия в музей "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тарасова Татьяна Владимировна

Познакомить детей с русско-народным бытом, с предметами обихода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_k_zadaniyu_4.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект экскурсии по мини музею «Русская изба».

  1. Определите тему экскурсии по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культурному наследию народов России в соответствии с выбранной возрастной группой.
  2. Разработайте план - конспект экскурсии по мини-музею вашего ДОУ.
  3. Заполните предложенную форму.

План - конспект экскурсии по мини-музею

Тема: «Быт русского народа.»

Возрастная группа: старшая

Место проведения: мини музей в ДОУ

Время проведения: 25 мин

Форма организации (индивидуальная/ групповая/ фронтальная):

Объект экскурсии (экспозиция):

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

1. Образовательные:

-познакомить детей с историей и культурой русского народа;

 активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками

2. Развивающие:

- развивать исследовательский интерес, любознательность;

- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

3. Педагогические:

-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;

Словарная работа:  прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лапти, лавка, брюхо, лыко.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.

Оборудование и материалы: макет русской избы, самовар

Технологическая карта проведения экскурсии

Этапы и

время отведенное на проведение

Экспонат

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

5 мин.

 Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:

«В нем предметы старины До сих пор сохранены, Любознательный народ Поглазеть на них идет»

Ребята, вы знаете, что такое музей?

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей «Быт русского народа».

Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музе.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Словесные

Основной

15 мин.

Русская печь макет

Ухват

Самовар

Лапти

Сундук

Лучина

Вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Которые мы вместе с родителями и педагогами своими руками изготовили  для нашего мини-музея.

В старину дом на Руси называли?

Избы на Руси строили из древесины: сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. При входе в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Чтобы в холода в избу меньше дуло и тепло не уходило, дверь в делали низкой, а порог, наоборот, высоким.

В доме всего одна комната, ее называют горницей. Что занимает центральное место в избе?

Правильно.Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», так говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь - всему голова» Самая главная. Голова - значит самая главная. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне. На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами.

Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?

Как вы думаете, почему называли печь «кормилицей»?

Правильно. Она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? 

А как сейчас обогреваются наши дома?

Сейчас жилые многоквартирные дома обогреваются горячей водой, которая течет по трубам системы центрального отопления. Воду до высокой температуры нагревают большие теплоэлектроцентрали и городские котельные.

Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Послушайте загадку:

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

А сам в угол идет».

А вот и ухват. Ухват – это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки. Педагог показывает ухват.

Отгадайте еще одну загадку:

«И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает».

Вокруг самовара собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (показывает самовар). Сейчас самовар на кухне встретить большая редкость – люди стали использовать электрочайники.

В старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за большой стол на лавки, а ночью спали на лавках. Лавки были длинные и широкие.

 Дети, а отгадайте еще одну загадку: «Мы раньше обувью служили. Крестьяне нами дорожили»

 Да, верно. Это лапти. А вы знаете из чего плелись лапти?  Лапти плелись из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу есть такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?».                      Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, у которых не было возможности купить сапоги.  Для хранения вещей и одежды использовали сундуки.

В сундуках хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили в качестве сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом.

Ребята, а вы знаете, каким способом крестьяне освещали свою избу вечерами, когда становилось темно? Электричество ведь было в домах не всегда.

Темными осенними, зимними вечерами крестьянская изба освещалась при помощи лучин. Лучина – это тонкая щепка из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает лучину.                             А теперь, я предлагаю вспомнить, как жили люди раньше. Поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше готовили в печи, а сейчас (на плите).

Раньше спали на лавках, а теперь (на кровати).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше освещали избу с помощью лучины, а теперь есть электричество. Проводится игра «Что было, что стало».

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей ( «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

В ней варили еду, пекли хлеб

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

(ухват)

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Наглядные

Словесные

Практические  

Заключительный

5мин.

Вам понравилась наша экскурсия?

Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? 

Что нового вы узнали? 

Расскажите своим родителям в каком музее вы сегодня побывали и пригласите их посетить наш музей.

Ответы детей

Словесные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по русской избе в ДОУ-1

Экскурсия по русской избе для детей и их родителей...

Экскурсия по русской избе в ДОУ-2

Экскурсия по русской избе для детей и их родителей...

Сценарий экскурсии "Мир русской избы"

Экскурсия по этнографическому музею "Русская горница" МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Сказка" п.Троицкий...

Экскурсия в русскую избу (развитие словаря) Средняя группа

Посещение "Русской избы" в ДОУ. Развитие словаря, Социализация...

Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Русские традиции"

Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Русские традиции"...

Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Колядки"

Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Колядки"...