Экскурсия в музей "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей с русско-народным бытом, с предметами обихода.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект экскурсии по мини музею «Русская изба».
- Определите тему экскурсии по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культурному наследию народов России в соответствии с выбранной возрастной группой.
- Разработайте план - конспект экскурсии по мини-музею вашего ДОУ.
- Заполните предложенную форму.
План - конспект экскурсии по мини-музею
Тема: «Быт русского народа.»
Возрастная группа: старшая
Место проведения: мини музей в ДОУ
Время проведения: 25 мин
Форма организации (индивидуальная/ групповая/ фронтальная):
Объект экскурсии (экспозиция):
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
1. Образовательные:
-познакомить детей с историей и культурой русского народа;
активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками
2. Развивающие:
- развивать исследовательский интерес, любознательность;
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
3. Педагогические:
-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;
Словарная работа: прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лапти, лавка, брюхо, лыко.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций с предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.
Оборудование и материалы: макет русской избы, самовар
Технологическая карта проведения экскурсии
Этапы и время отведенное на проведение | Экспонат | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы и приемы |
Организационно-мотивационный 5 мин. | Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку: «В нем предметы старины До сих пор сохранены, Любознательный народ Поглазеть на них идет» Ребята, вы знаете, что такое музей? Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей «Быт русского народа». Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музе. | Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Словесные | |
Основной 15 мин. | Русская печь макет Ухват Самовар Лапти Сундук Лучина | Вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Которые мы вместе с родителями и педагогами своими руками изготовили для нашего мини-музея. В старину дом на Руси называли? Избы на Руси строили из древесины: сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. При входе в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Чтобы в холода в избу меньше дуло и тепло не уходило, дверь в делали низкой, а порог, наоборот, высоким. В доме всего одна комната, ее называют горницей. Что занимает центральное место в избе? Правильно.Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», так говорили в старину. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь - всему голова» Самая главная. Голова - значит самая главная. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне. На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? Как вы думаете, почему называли печь «кормилицей»? Правильно. Она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? А как сейчас обогреваются наши дома? Сейчас жилые многоквартирные дома обогреваются горячей водой, которая течет по трубам системы центрального отопления. Воду до высокой температуры нагревают большие теплоэлектроцентрали и городские котельные. Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье. Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит, отдает, А сам в угол идет». А вот и ухват. Ухват – это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки. Педагог показывает ухват. Отгадайте еще одну загадку: «И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает». Вокруг самовара собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (показывает самовар). Сейчас самовар на кухне встретить большая редкость – люди стали использовать электрочайники. В старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за большой стол на лавки, а ночью спали на лавках. Лавки были длинные и широкие. Дети, а отгадайте еще одну загадку: «Мы раньше обувью служили. Крестьяне нами дорожили» Да, верно. Это лапти. А вы знаете из чего плелись лапти? Лапти плелись из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу есть такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?». Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, у которых не было возможности купить сапоги. Для хранения вещей и одежды использовали сундуки. В сундуках хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили в качестве сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Ребята, а вы знаете, каким способом крестьяне освещали свою избу вечерами, когда становилось темно? Электричество ведь было в домах не всегда. Темными осенними, зимними вечерами крестьянская изба освещалась при помощи лучин. Лучина – это тонкая щепка из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает лучину. А теперь, я предлагаю вспомнить, как жили люди раньше. Поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги). Раньше готовили в печи, а сейчас (на плите). Раньше спали на лавках, а теперь (на кровати). Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу). Раньше освещали избу с помощью лучины, а теперь есть электричество. Проводится игра «Что было, что стало». | Ответы детей Ответы детей Ответы детей ( «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению») В ней варили еду, пекли хлеб Ответы детей Ответы детей Ответы детей (ухват) Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей. Ответы детей. | Наглядные Словесные Практические |
Заключительный 5мин. | Вам понравилась наша экскурсия? Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? Что нового вы узнали? Расскажите своим родителям в каком музее вы сегодня побывали и пригласите их посетить наш музей. | Ответы детей | Словесные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экскурсии "Мир русской избы"
Экскурсия по этнографическому музею "Русская горница" МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Сказка" п.Троицкий...

Экскурсия в русскую избу (развитие словаря) Средняя группа
Посещение "Русской избы" в ДОУ. Развитие словаря, Социализация...
Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Русские традиции"
Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Русские традиции"...
Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Колядки"
Экскурсия в музей "Изба-чайная". Тема занятия: "Колядки"...


