Автор методики «Нелепицы» и её цели
тест

Брянская Марина Павловна
 

Автор методики «Нелепицы» и её цели

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_testy.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

 «На свете нет такой нелепости, которая не имела бы своих защитников среди философов».

( Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»)

Автор методики «Нелепицы» и её цели

 «Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления.

Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.

В качестве целей Немов выдвинул следующие:

Определение начальных образных представлений испытуемого;

 мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;

оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.

 Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.

Порядок проведения диагностики мышления дошкольников.

Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, начиная с возраста 4 лет. Приём «Нелепицы» подразумевает индивидуальную работу с ребёнком, разделённую на два этапа, перед началом каждого испытуемому озвучивается инструкция, соответствующая той или иной части тестирования.

Инструкция первого уровня:

1.Педагог (психолог) предлагает малышу посмотреть на картинку в течение 3 минут.

2. Далее испытуемый должен рассказать, что (по его мнению) на изображении находится не на своём месте.

Инструкция второго уровня:

1.Взрослый просит ребёнка аргументировать, почему объект нарисован неправильно.

2.Тестируемому необходимо объяснить, как должно быть на самом деле.

Если малыш испытывает затруднения, то экспериментатор должен оказать ему поддержку необходимого характера:

Стимулирующую.

 Взрослый может подбодрить ребёнка, помочь сформулировать начало ответа и преодолеть неуверенность. С этой целью педагогу (или психологу) нужно задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Тебе понравилась картинка?», «Чем именно?», «Молодец, у тебя всё получается» и так далее.

 Направляющую.

Если побуждающих реплик недостаточно, то взрослому необходимо перейти к прямым вопросам, например: «Что смешного в этой картинке?».

 Обучающую.

 Для её реализации нужно выбрать какой-то фрагмент изображения и вместе с малышом выявить его нелепость: «Что здесь нарисовано? А разве такое возможно в жизни? Ещё что-то необычное видишь?».

Оценка и интерпретация результатов.

 В процессе оценки выполнения теста следует учитывать врабатываемость ребёнка, сосредоточенность и самостоятельность выполнения заданий, а также понимание и оценку ситуации, изображённой на картинке, и последовательность описания объектов.

 За работу малышу выставляются баллы:

 10 — испытуемый отметил не менее 7 нелепиц, успел прокомментировать каждую и рассказал, как должно быть на самом деле;

 8–9 — тестируемым были замечены ошибки, но 1–3 не были объяснены до конца, а предположения о том, как следовало бы нарисовать правильно, отсутствовали;

 6–7 — ребёнок отметил нелепицы, но 3–4 из них не успел объяснить до конца или успел, но не сумел предложить верный вариант сюжета;

 4–5 — испытуемым определены логические нарушения, 5–7 из них прокомментированы, но исправлены не были;

 2–3 — ребёнок не успел заметить больше 4 ошибок и не объяснил ни одну из них.

 0–1 — тестируемым обнаружено меньше 4 нелепиц.

 Важно учитывать, что 4 и выше очка малыш получает только в том случае, если ему удалось назвать не менее 7 нарушений, но либо не хватило времени, либо не получилось их объяснить.

 На основе обработки результатов теста взрослый делает вывод об уровне развития исследуемых качеств у ребёнка:

10 баллов — очень высокий;

 8–9 — высокий;

4–7 — средний;

 2–3 — низкий;

 0–1 — очень низкий.

 При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте, подробнее о которых можно почитать в статье «Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте» или стимульный материал к тесту Тулуз-Пьерона (о работе с ним можно узнать из текста «Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона»). При очень низких показателях подбор методики исправления должен проводиться детским психологом с учётом уровня развития других качеств испытуемого. Методика «Нелепицы» помогает легко и быстро диагностировать нарушения образно-логического мышления ребёнка. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют выстроить адекватную коррекционную работу, способствующую правильному развитию всех сфер личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА НЕЛЕПИЦЫ

МЕТОДИКА НЕЛЕПИЦЫПри помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого ...

«Методика обследования предмета с целью последующего его изображения в рисовании, лепке, аппликации».

Методика обследования игрушки - гусь с целью ее изображения в рисовании, лепке, аппликации.Игрушка выполнена из папье-маше, поэтому в ней можно прочувствовать рельефные особенности гуся, также она оче...

Методика «Нелепица»

Исследование восприятия, мышления...

Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

Опросник на определение уровня психического выгорания  (MBI)(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) Источник:  / Ф...

«Методика обследования предмета с целью последующего его изображения в рисовании, лепке, аппликации». план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

laquo;Методика обследования предмета с целью последующего его изображения в рисовании, лепке, аппликации».план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему...

Цветные палочки Кюизенера. Методика их использования с целью развития числовых представлений, овладения арифметическими действиями.

Цветные палочки Кюизенера. Методика их использования с целью развития числовых представлений, овладения арифметическими действиями.Математика играет важную роль в дошкольном образовании, помогая разви...