Развитие логического мышления у старших дошкольников с использованием ТРИЗ технологии
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов по развитию логического мышления с использованием ТРИЗ технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление. Теория позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1988) ТРИЗ технология была была разработана около 50 лет назад замечательным советским учёным,изобретателем,писателем-фантастом - Генрихом Сауловичем Альтшуллером .
Цель Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных,креативных способностей посредством дидактических игр и ТРИЗ технологии
Задачи 1. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 2. Формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления. 3 . Совершенствовать произвольное внимание, память. 4 . Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Этапы работы по использованию ТРИЗ в ДОУ Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание раз-ных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя не-стандартные , оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Методы ТРИЗ Мозговой штурм Метод каталога Метод фокальных объектов Системный анализ Метод морфологического анализа Метод золотой рыбки Моделирование маленькими человечками Метод аналогий Типовое фантазирование
Моделирование маленькими человечками Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
Системный анализ помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Метод морфологического анализа Круги Луллия . Дидактическое пособие многофункционального характера, состоящее из нескольких кругов разного диаметра, нанизанные на общий стержень, в верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко.
Игры и упражнения «Поиск аналогов»- необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по существенным признакам. Например,шар-яблоко (форма) птица(летает); « Поиск противоположного объекта» -необходимо назвать объект и как можно больше ему противоположных. «Хорошо-плохо» - берется объект, не вызывающий стойких положительных или отрицательных его сторон; « Да-нет »- игроки отгадывают слово, загаданное ведущим. Игроки задают вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет. « Складушки-вычиталки » Например: пчела + цветок= мёд ; « Четвертый лишний» «Преврати себя» Например: ребенок превращается в дерево. Что он видит ночью? Кто к нему приходит в гости? Что оно слышит по утрам?
Заключение Систематическое использование игр и игровых технологий ТРИЗ позволяют получить следующие положительные результаты: дети могут анализировать отношения между понятиями; могут объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее, а так же развивают и активизируют навыки сравнения и объединения; Пройдя все этапы работы по использованию технологии ТРИЗ мы сможем добиться развития нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления у детей, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий; формировать целостную картину мира; воспитать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи.
В перспективе Использование в работе таких методов ТРИЗ, как мозговой штурм, метод каталога, метод золотой рыбки,типовое фантазирование; Развивать творческую составляющую личности ,обогащать круг представлений и пополнять словарный запас; развивать наглядно-образное представление, воображение и память; Научить ребенка думать не стандартно и находить собственные решения , поставленных задач.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по развитию логического мышления у старших дошкольников с использованием блоков Дьенеша
методическая разработка...

Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.
Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовател...

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»
В данной консультации раскрыта важность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении; преимущество использования компьютерных технологий для обогащения и преобразован...

Статья «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»
В данной статье описывается использование ИКТ технологий в работе с детьми для развития логического мышления у старщих дошкольников. посредством онлайн игр - упражнений....

«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».
Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"...

Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"
Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...
