Развитие логического мышления у старших дошкольников с использованием ТРИЗ технологии
консультация (старшая группа)

Устинова Анастасия Вячеславовна

Консультация для педагогов по развитию логического мышления с использованием ТРИЗ технологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель: Устинова Анастасия Вячеславовна г.Йошкар-Ола,2023 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Чудо-остров» Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование игр и игровых технологий ТРИЗ

Слайд 2

Актуальность Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Слайд 3

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление. Теория позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Слайд 4

Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1988) ТРИЗ технология была была разработана около 50 лет назад замечательным советским учёным,изобретателем,писателем-фантастом - Генрихом Сауловичем Альтшуллером .

Слайд 5

Цель Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных,креативных способностей посредством дидактических игр и ТРИЗ технологии

Слайд 6

Задачи 1. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 2. Формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления. 3 . Совершенствовать произвольное внимание, память. 4 . Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

Слайд 7

Этапы работы по использованию ТРИЗ в ДОУ Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание раз-ных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя не-стандартные , оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 8

Методы ТРИЗ Мозговой штурм Метод каталога Метод фокальных объектов Системный анализ Метод морфологического анализа Метод золотой рыбки Моделирование маленькими человечками Метод аналогий Типовое фантазирование

Слайд 9

Моделирование маленькими человечками Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).

Слайд 10

Системный анализ помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Слайд 11

Метод морфологического анализа Круги Луллия . Дидактическое пособие многофункционального характера, состоящее из нескольких кругов разного диаметра, нанизанные на общий стержень, в верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко.

Слайд 12

Игры и упражнения «Поиск аналогов»- необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по существенным признакам. Например,шар-яблоко (форма) птица(летает); « Поиск противоположного объекта» -необходимо назвать объект и как можно больше ему противоположных. «Хорошо-плохо» - берется объект, не вызывающий стойких положительных или отрицательных его сторон; « Да-нет »- игроки отгадывают слово, загаданное ведущим. Игроки задают вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет. « Складушки-вычиталки » Например: пчела + цветок= мёд ; « Четвертый лишний» «Преврати себя» Например: ребенок превращается в дерево. Что он видит ночью? Кто к нему приходит в гости? Что оно слышит по утрам?

Слайд 13

Заключение Систематическое использование игр и игровых технологий ТРИЗ позволяют получить следующие положительные результаты: дети могут анализировать отношения между понятиями; могут объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее, а так же развивают и активизируют навыки сравнения и объединения; Пройдя все этапы работы по использованию технологии ТРИЗ мы сможем добиться развития нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления у детей, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий; формировать целостную картину мира; воспитать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи.

Слайд 14

В перспективе Использование в работе таких методов ТРИЗ, как мозговой штурм, метод каталога, метод золотой рыбки,типовое фантазирование; Развивать творческую составляющую личности ,обогащать круг представлений и пополнять словарный запас; развивать наглядно-образное представление, воображение и память; Научить ребенка думать не стандартно и находить собственные решения , поставленных задач.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовател...

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»

В данной консультации раскрыта важность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении; преимущество использования компьютерных технологий для обогащения и преобразован...

Статья «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»

В данной статье описывается использование ИКТ технологий в работе с детьми для развития логического мышления у старщих дошкольников. посредством онлайн игр - упражнений....

«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"...

Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"

Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...