«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях»
статья

Надежда Сергеевна Лысенкова

«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

                                                  Василий Александрович Сухомлинский

 

Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. А чувство любви к Родине - это патриотизм.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачи

формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;

• - формирование духовно-нравственных отношений;

• - формирование любви к культурному наследию своего народа;

• - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

• - чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

• - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Модель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Участие в конкурсах

- Образовательная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Целенаправленные прогулки и экскурсии

- Сюжетно-ролевые игры

- Создание атрибутов к играм

- Праздники и развлечения

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ создана РППС, целью, которой является и воспитание нравственно-патриотических чувств.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.

Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях, приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов. Дети совместно с родителями и воспитателями приняли участие в онлайн- шествии «Бессмертного полка», организовали экскурсию к памятку Василия Горшкова. Организуем и проводим праздники и развлечения посвященные Дню Победы, Защитникам Отечества. К юбилейной дате «60-летие Дня Космонавтики» была организована совместная работа с родителями в изготовлении оригинальных костюмов и поделок. Провели праздничное развлечение «Космическое приключение».

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству. Принимали активное участие 7-дневном марафоне посвященный Дню Башкирского языка и 190-летию М. Акмуллы, совместно с родителями был организован семейный просмотр башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», постановка театра кукол по башкирской народной сказке «Арыслан менэн куян», участие в праздниках и развлечениях: Масленница, Карга-боткасы, Детский сабантуй, День республики Башкортостан, День родного языка.

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели праздники посвященные Дню Матери, Международному празднику 8 марта, совместно с руководителем Изо студии была организована выставка детских рисунков «Милая моя мама», «Мой папа военный».

В работе с родителями используем разнообразные формы:

- консультации: Роль отца в воспитании ребенка, роль семьи в воспитании ребенка, как рассказать ребенку о Дне Победы, патриотическое воспитание дошкольников, приобщение к народной культуре и традициям, приобщение к традициям башкирского народа.

- конкурсы,

- выставки,

Родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом «Моя родословная».

Традиционным стало забота о птицах нашего города. Ежегодно приминаем участие в районном конкурсе по изготовлению скворечников «Лучший птичий дом».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

И закончить своё выступление мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»

Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях» 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

                                                  Василий Александрович Сухомлинский

Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. А чувство любви к Родине - это патриотизм.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачи

формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;

• - формирование духовно-нравственных отношений;

• - формирование любви к культурному наследию своего народа;

• - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

• - чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

• - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Модель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Участие в конкурсах

- Образовательная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Целенаправленные прогулки и экскурсии

- Сюжетно-ролевые игры

- Создание атрибутов к играм

- Праздники и развлечения

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ создана РППС, целью, которой является и воспитание нравственно-патриотических чувств.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.

Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях, приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов. Дети совместно с родителями и воспитателями приняли участие в онлайн- шествии «Бессмертного полка», организовали экскурсию к памятку Василия Горшкова. Организуем и проводим праздники и развлечения посвященные Дню Победы, Защитникам Отечества. К юбилейной дате «60-летие Дня Космонавтики» была организована совместная работа с родителями в изготовлении оригинальных костюмов и поделок. Провели праздничное развлечение «Космическое приключение».

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству. Принимали активное участие 7-дневном марафоне посвященный Дню Башкирского языка и 190-летию М. Акмуллы, совместно с родителями был организован семейный просмотр башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», постановка театра кукол по башкирской народной сказке «Арыслан менэн куян», участие в праздниках и развлечениях: Масленница, Карга-боткасы, Детский сабантуй, День республики Башкортостан, День родного языка.

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели праздники посвященные Дню Матери, Международному празднику 8 марта, совместно с руководителем Изо студии была организована выставка детских рисунков «Милая моя мама», «Мой папа военный».

В работе с родителями используем разнообразные формы:

- консультации: Роль отца в воспитании ребенка, роль семьи в воспитании ребенка, как рассказать ребенку о Дне Победы, патриотическое воспитание дошкольников, приобщение к народной культуре и традициям, приобщение к традициям башкирского народа.

- конкурсы,

- выставки,

Родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом «Моя родословная».

Традиционным стало забота о птицах нашего города. Ежегодно приминаем участие в районном конкурсе по изготовлению скворечников «Лучший птичий дом».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

И закончить своё выступление мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»

Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.

Тема доклада: Театрализованная  деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников     В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...

Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в условиях современного образования на примере музыкально-литературной гостиной

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в условиях современного образования на примере музыкально-литературной гостиной...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в условиях работы с уменьшенными копиями памятников героям Великой Отечественной войны

             "Педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине», говорил В. А. Сухомлинский. Из эт...