5sбережливые технологии
методическая разработка
Стратегическая цель внедрения бережливых технологий в системе образования - это улучшение качества образовательного процесса минимальными затратами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина
Ядринского муниципального округа Чувашской Республики.
Консультация для педагогов:
« Инструменты бережливого управления в детском саду: Система 5С. Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий»
Разработал: Воспитатель I квалификационной категории Абрамова О. И. |
2025г
Слайд:1
Рост и благосостояние народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.
Слайд: 2 высказывания о бережливости
Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребёнка не только необходимая и удобная одежда, но ещё и много лишней, которая в основном тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребёнок не будет её беречь, а главное он всегда будет хотеть чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и при этом, не огорчаются, часто просто не зная своих вещей.
И эти же дети, увидев что-то понравившиеся им в магазине, тут же будут требовать от родителей этой вещи, капризничать, обижаться, если их неразумное желание не будет сразу же удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один - лишь бы ребёнок не был хуже других. Так постепенно воспитывается расточительность. А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым не будет с уважением относиться к общественным ценностям.
Необходимо воспитывать бережное отношение к вещам: к бумаге, к тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Всё это доступно и стоит дёшево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают незаконченные альбомы, карандаши, теряют игрушки. И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к вещам. В беседе с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.
Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу. Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают лишнее количество калорий, от чего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением. Поэтому важно воспитывать культуру потребления пищи с самых малых лет: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами.
Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребёнок должен знать режим дня, время утреннего подъёма, занятий в детском саду, прогулок, игр. Конечно, 6-летнему ребёнку трудно самостоятельно контролировать расход времени, взрослые обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей, необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.
Во время прогулки малыш с раннего возраста знакомится с природой. Значит, первое, чему надо научить ребёнка - это не разрушать природу. Научить быть её защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении, подвести к познанию причинно- следственных связей окружающего мира.
Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с «нельзя» у взрослых. И взрослые должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.
Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.
Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения их в жизни – важный аспект в подготовке подрастающего поколения.
Слайд: 3 система 5с
Основной целью внедрения бережливых технологий в ДОУ является
повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест,
повышение информированности родителей воспитанников, «формирования
бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам,
книгам, предметам».
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Работа может осуществляться по трём направлениям:
- Образовательная и игровая деятельность с детьми.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
- Взаимодействие с родителями.
К принципу 5 S относится:
- «Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
- «Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
- «Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности
- «Стандартизация" – поддержание порядка
- «Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
- Принцип 5S: Бережем Время, место и себя. Основным методом работы 5S, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию)
Слайд 4 задачи
Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в
действии, что сокращает время на выполнение необходимого действия
- учит детей планировать свои действия, работать по правилу, образцу,
- понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы,
- анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата,
- переносить усвоенные способы алгоритмов в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.
Слайд:5 Каждой игрушки свое место
БЕРЕЖЁМ МЕСТО
К принципу «Бережём своё место» относится правило: Каждой игрушки свое место это: Правила, маркёры в виде картинок, где что должно находиться.
Сначала РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРАВИЛА
1.Правила бережного обращения с игрушками
2.Правила расположения игрушек.
Затем ОПРЕДЕЛЯЕМ МЕСТО и готовим условные обозначения
И ЗАКРЕПЛЯЕМ В ДЕЙСТВИИ!
Слайд 6
Как обычно, в детском саду групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем. Большое значение для хорошо организованной и продуктивной игры имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. Количество игрушек должно пополняться с ростом потребностей и интересов детей. Игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и в поле видимости ребенка. Каждая из них должна иметь свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и предлагает познакомиться с новым «жителем» группы. Можно обсудить с детьми внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дать новому герою имя и конечно, определить место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Для наглядности в группах можно схематично, либо в виде фотографии разместить правила расположения игрушек. Это ускорит наведение порядка в группе после игры и исключит неправильное расположение игрушек по зонам.
Слайд:7
Принцип: БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ + МЕСТО
Предметно- пространственная развивающая среда детского сада выстроена так, чтобы ребенку было комфортно пребывать в группе. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения и быть содержательно-насыщенной.
Используя принцип : БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ + МЕСТО педагог рационально может организовывать среду. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры.
В группе можно наклеить маркёры в виде картинок, где что должно
находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в
каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.
Убирая конструктор, благодаря маркировке, дети знают, в какой контейнер положить крупные детали, в какой мелкие, а в какой – дополнительное игровое оборудование.
Максимальная визуализация всех процессов помогает детям самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Например:
В раздевалке инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте или на дверцах шкафчиков изнутри. чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Также может быть алгоритм порядка в шкафах.
Слайд;8
Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами.
Соблюдая принципы визуализации, дети меньше времени тратят на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. Усамих детей возникает желание разложить всё по полочкам.
Игра «Наш день» или «Доска выбора», состоящая из карточек с ситуациями в течение дня и стрелочек, предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.
Для того чтобы сберечь место и время на «Утреннем круге друзей» с детьми обсуждается «Во что ты сегодня хочешь играть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем бы ты хотел этим заниматься?». Определяется время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью и место (фиксируется на «доске выбора», заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В конце дня на «Вечернем круге друзей» делают анализ результатов своей деятельности и обсуждают «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»
Дети с утра сами могут составлять, какие события будут происходить сегодня, в какие игры планируют играть: так дети строят распорядок дня.
Слайд: 9
Принцип: БЕРЕЖЁМ СЕБЯ. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения.
Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод
воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим
определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт,
который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки
безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.
Указание – синий цвет. Знаки:
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен
запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким
образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном
поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей,
и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести
маркёры красного цвета.
–целью данного принципа является: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в природе; на воде, с растениями и животными
Формирование навыков безопасного поведения в быту: с электричеством, пожарной безопасности, формирование знаний ПДД.
Таким образом, основным инструментом в данном направлении (совершенствование развивающей предметно-пространственной среды) является визуализация ( алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры).Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов. При обучении воспитанников использованию маркёров в групповом пространстве, детям не предлагается готовая информация о том, для чего предназначен тот или иной маркёр. Сами ребята выстраивают предположения о его назначении. Этим самым, решаются задачи активизации мышления дошкольников, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
Слайд:10берегоши
Формы работы по воспитанию бережливости и экономии в дошкольном учреждении могут быть разнообразны. Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому содержание системы работы с детьми реализуется в игровой форме через различные виды деятельности. Вся деятельность, ориентированная на формирование у дошкольников понятий экономии и бережливости, имеет определённую структуру последовательности в организации образовательного процесса.
На первом этапе работы с дошкольниками - с детьми проводится ряд бесед, направленные на формирование понимания того, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам. Дети знакомятся с тем, что Планета Земля - наш общий дом, с условиями сохранения жизни на планете, значимости и возможности действий каждого человека для сохранения планеты. Темы познавательных бесед: «Капелька воды», «Дары природы», «Наши потребности и возможности», «Береги электроэнергию», «Расскажи о пользе воды», «Откуда к нам пришла вода», «Волшебница вода», и др. Особое внимание уделяется анализу игровых проблемных ситуаций, позволяющих дать самые первые представления о бережливости и экономии, проведение игр («Расскажи пословицу», «Добрые дела», «Азбука бережливых»). Закрепление знаний этих понятий осуществляется через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и заучивание пословиц и поговорок. Так же на данном этапе работы в практических видах деятельности дети учатся быть бережливыми и экономными.
На втором этапе работы по формированию бережливости используются такие формы и виды деятельности, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, развитию различным видам игр: дидактическим, сюжетно-дидактическим, интеллектуальным, игровым комплексам.
Слайд:11
Одним из условий работы является включение дидактических игр по формированию понятий «экономии и бережливости» у детей в разные виды деятельности, в том числе и в специально-организованную деятельность. С детьми проводятся ряд игровых занятий: «История электрической лампочки», «Откуда к нам приходит электричество» и др.. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя дети знакомятся с конкретными понятиями, а затем закрепляют их посредством использования дидактических игр. Так игра, «Приключение лампочки» наглядно показывает, что значит быть «экономным», в чем это выражается. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту экономных дел, поступков и отношений», построенная на литературных произведениях и личном опыте детей, позволяет еще раз обратить внимание детей на вышеописанные понятия в разных ситуациях. Игра способствует тому, что экономические представления и понятия уточняются и закрепляются в практической деятельности дошкольников.
Например: Дошкольникам интересно играть в «Маленьких Берегош». Дети распределяются на микрогруппы: «Теплоши», «Электроши», «Капитоши». Каждая микрогруппа имеет своё задание. Так, например, «Электроши» следят за экономией электроэнергии дома, в детском саду, собирают стихи, загадки, рассказы об электричестве, электроприборах, изучают, как попадает электричество в дом, где его можно встретить.
Микрогруппа «Теплоши» изготавливает дома из картона, учится утеплять их; наблюдает за состоянием батарей дома и в группе в зависимости от погоды; помогает взрослым утеплять окна в доме и в саду; проводит опыты, эксперименты для выбора способов сохранения тепла в разных условиях, сочиняет рассказы, стихи и сказки, а потом еще и изготавливает собственную книгу “Мы – маленькие берегоши”. В этой книге “берегоши” дают свой совет о том, как надо экономить электричество и тепло, чтобы его хватило, не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.
Не менее интересными для дошкольников являются такие познавательные проекты как «Чудо вещи вокруг нас», «Почему нужно беречь воду», «Правильно ли мы расходуем воду», игровые ситуации «Стирка кукольного белья».
Дети усваивают уроки бережливости и через виртуальные экскурсии. «Электричество в моем городе»; через наблюдения за использованием электричества и воды в домашнем хозяйстве; через наблюдения за естественным и искусственным освещением; через познавательно-практическую деятельность «Экономим электроэнергию в детском саду и дома». Дошкольники на практике осваивают правила пользования электроприборами.
Воспитание бережливости осуществляется также и через общение со сказкой, рассказами, устным народным творчеством (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, Н. Носов “Карасик”, С. Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме» и др.). По художественным произведениям с детьми проводятся не только беседы, но и постановки, обсуждение проблемных ситуаций, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
Овладение навыками бережного отношения осуществляется и в ходе общения детей и взрослых, когда в результате анализа тех или иных поступков отдельных детей уточняются представления о добре, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт.
Слайд:12
Взаимосвязь с родителями:
Немаловажную роль в обучении бережливых технологий играют родители. Привлекая их в обучающий процесс, проводятся консультации на темы про бережливые технологии («Опрятность в одежде детей», «Воспитываем к.г.н.», «Каждой вещи –свое место» и т.д.е), выпускаются памятки рекомендательного характера, стенгазеты. Родителей привлекают в работу по организации предметно- развивающей среды группы, к изготовлению карточек-схем, моделей для группы и для дома, к акциям: «Одежда для кукол», где родители и дети совместно шьют одежду для кукол. Родители участвуют на родительских собраниях и в различных мастер – классах. Для них размещаются информации в групповых чатах, в различных мессенджерах.,
Таким образом, формировать понятия экономии и бережливости необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни.
Можно сказать, что методы и принципы бережливого производства понятны и продуктивны для восприятия детьми дошкольного возраста, позволяют заложить ростки «бережливого мировоззрения» у дошкольников.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...