Дополнительная образовательная программа "Робототехника"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа "Робототехника"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 144.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАНЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:1EA7A9AAA6AE4932A5F301DDFB27DFABC137FCE5
Владелец: Глушкова Наталья ВладимировнаДействителен: с 02.11.2021 до 02.02.2023
Содержание
1. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 6 |
1.3. | Содержание программы | 7 |
1.4. | Планируемые результаты | 9 |
2. | Комплекс организационно–педагогических условий | 10 |
2.1. | Календарный учебный график | 10 |
2.2. | Условия реализации программы | 13 |
2.3. | Формы аттестации | 14 |
2.4. | Оценочные материалы | 14 |
2.5. | Методические материалы | 14 |
2.6. | Список литературы | 21 |
- Комплекс основных характеристикпрограммы
- Пояснительная записка
Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития творческого мышления. Тяга к новому, технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве. Исходя из этого, главная наша задача своевременно заметить способности и стремление ребёнка к творчеству, вовремя помочь ему в достижении его детской мечты.
Конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов и приспособлений и т.п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового обучения и воспитания детей. Программа дополнительного образования «Робототехника» ориентирована на развитие технических способностей и реализацию интересов детей в сфере конструирования, электроники и робототехники.
Отличительной особенностью программы «Робототехника» является практико – ориентированная техническая направленность содержания детской деятельности. В процессе реализации программы дошкольники в игровой форме освоят способы и приемы конструирования из конструкторов нового поколения с включением в постройку простейших механических деталей и датчиков различного назначения. В рамках данной программы предлагается разработка и изготовление простых моделей самодвижущихся средств с проведением испытаний. Занятия построены по принципу концентричности построения учебного материала.
Модульное построение программы позволяет осуществить поэтапный переход от конструирования простых моделей к созданию роботов из конструктора нового поколения «Lego WeDo 2.0», «Cubroid Coding Block», «Aikiro step 1».
Программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Она составлена в соответствии с учетом возраста воспитанников и опирается на индивидуальность каждого ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, склонностями и задатками, разнообразием характеров детей.
В процессе занятий по программе сочетаются групповая и индивидуальная формы организации работы. Количество воспитанников в группе обусловлено имеющейся материально-технической базой ДОУ и составляет 5 - 12 человек.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет. Целевая группа формируется по возрастному принципу с учетом интересов и индивидуальных возможностей детей.
Особенности развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проанализируем особенности развития технических способностей детей дошкольного возраста. Развитие конструкторских способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Исходя из особых характеристик, соответствующие человеку, обладающему конструкторскими способностями, определены основы развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста, выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития:
- Развитие мелкой моторики рук (младший возраст);
- Развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);
-развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. При конструировании и сборки технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д.
Развитие пространственного мышления является следующей ступенью развития конструкторских способностей детей. Пространственное мышление -вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее, сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников. Что же касается мышления отвлеченного, логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний. Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). Ребенок 5-6 лет способен выйти на новый уровень пространственного мышления, избавившись от мыслительного эгоцентризма. Для преодоления мыслительного эгоцентризма необходимо включать в образовательную деятельность решение логических задач. Данная деятельность позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно следственную логику. Формируются пространственные представления у детей дошкольного возраста в процессе обучения следующим путем:
- наблюдение;
- восприятие и осмысливание информации;
-практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);
- мысленное оперирование пространственного представления.
На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей. Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а его целенаправленное развитие является базисом развития индивидуальных способностей в области конструкторского творчества. Абстрактно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.
Развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста опирается на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления, индивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования, элементарную компьютерную грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов.
Средствами развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста выступают ЛЕГО конструкторы и первороботы. Дети имеют возможность дистанционно строить карусели, машины, роботов, подъемные краны и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение.
Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста - это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного,логическогоитворческогомышления,обеспечивающихбазис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.
Данная программа направлена на:
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года и продолжаются с сентября по май. Учебная годовая нагрузка составляет 36 часов: одно занятие в неделю по 30 минут. Форма обучения –очная.
Уровень освоения программы–ознакомительный.
Программа «Робототехника» реализуется в условиях стажировочной площадки опережающих практик Красноярского краевого института развития образования.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития информационной и технологической культуры дошкольников и приобретения навыков самостоятельной творческой, конструкторской, экспериментальной деятельности через включение детей старшего дошкольного возраста в дополнительную образовательную деятельность.
Задачи программы: Образовательные:
- формировать и развивать интерес к практическому конструированию технических устройств (модели из конструкторов , роботы);
- учить формулировать простые гипотезы и осуществлять поиск возможных вариантов их подтверждения;
- повышать уровень практических умений и навыков при конструировании моделей по схемам, словесной инструкции;
- познакомить с конструктивными схемами и технологией изготовления моделей;
- научить самостоятельно проводить тренировочный запуск модели научить приемам и технологиям изготовления, регулировки и запуска роботов;
- познакомить с правилами техниками безопасности в процессе всех этапов конструирования;
- учить планировать собственную деятельность по средством использования «Инженерной книги».
Развивающие:
- способствовать развитию чувства формы, цвета, соразмерности частей;
- способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера, координации движений;
- развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
- развивать внимание, память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
- сформировать умение оценивать свою работу и работу членов коллектива.
Воспитывающие:
- воспитывать ответственность, умение доводить начатое дело до конца, умение взаимодействовать, работать в команде;
- способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
- способствовать воспитанию самоконтроля.
Содержание программы
Программа «Робототехника» реализуется по модулям :
- Конструктор : «Aikiro step 1». (Сентябрь-ноябрь)
- Конструктор: «Cubroid Coding Block», (Декабрь- январь)
- Конструктор: «Lego WeDo 2.0», (Февраль –май )
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Модуль 1- работа с конструктором «Aikiro step 1». (Сентябрь-ноябрь) | ||||||
111в1 | Знакомство с компонентами конструктора Aikiro step 1 Конструирование по замыслу. | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
2 | «Робот - слоненок»- конструирование модели; обыгрывание постройки | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
3 | «Робот- катапульта» - конструирование модели; обыгрывание постройки | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
4 | «Робот - Кики»- конструирование модели; ознакомление с ЦП, программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
5 | «Робот-самокат»- конструирование модели; ознакомление с датчиком -мотор, программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
6 | «Робот-самолет»- конструирование модели; ознакомление с датчиком (светодиодные лампочки), программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
7 | «Робот - гусеница» - конструирование модели; программирование со звуковыми карточками, запуск модели | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
8 | «Робот-мельница» - конструирование модели; ознакомление с датчиком касания, программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
9 | «Робот - бегемот»- конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
10 | «Музыкальная шкатулка» конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
11 | «Робот-машина»- конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
12 | «Робот-рыба»- конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
Модуль 2 – работа с конструктором «Cubroid Coding Block», (Декабрь- январь) | ||||||
1 | Знакомство с компонентами конструктора Cubroid Coding Block Конструирование по замыслу. | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
2 | «Парк развлечений» -конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
3 | «Умный будильник»- конструирование модели; программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
4 | «Ракета»- конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
5 | «Новогодняя ель» - конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
6 | «Робот-машина» - конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
7 | «Лучший друг» - конструирование модели; программирование, запуск | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
8 | «Маяк» - конструирование модели; программирование, запуск | 1 | - | 1 | беседа практич. работа экспериментир-е | |
Модуль 3- работа с конструктором: «Lego WeDo 2.0», (Февраль –май ) | ||||||
1. | Знакомство с компонентами конструктораLegoWeDo2.0 Знакомство с «Инженерной книгой» Конструирование по замыслу. | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. Работа экспериментир-е | |
2. | Базовая модель- «Улитка-фонарик» Знакомство с датчиком «Смартхаб» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; Рабочая тетрадь, стр 2 | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа практич. Работа экспериментир-е | |
3. | Базовая модель – «Вентилятор» Знакомство с датчиком «Мотор» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запуск моделей | |
4. | Базовая модель- «Движущийся спутник» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | - | 1 | практич. Работа запуск моделей | |
5. | Базовая модель – «Робот- шпион» Знакомство с датчиком движения Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой Рабочая тетрадь, стр 10, задание 1,2 | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запуск моделей | |
6. | Базовая модель- «Майло, научный вездеход» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой | 1 | - | 1 | практич. Работа запуск моделей | |
7. | Базовая модель «Датчик перемещения Майло» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой | 1 | - | 1 | практич. Работа запуск моделей | |
8. | Базовая модель «Датчик наклона Майло» Знакомство с датчиком наклона Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; Рабочая тетрадь, стр 8, задание 1,2 | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запуск моделей | |
9. | Базовая модель «Совместная работа» Программирование модели, запуск; | 1 | - | 1 | практич. Работа запуск моделей | |
10. | «Робот -тягач». Знакомство с понятием «Тяга» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запуск моделей | |
11. | «Скоростной автомобиль». Знакомство с понятием «Скорость» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запускмоделей | |
12. | «Башни». Знакомство с прочными конструкциями Рабочая тетрадь стр4, задание 1 Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | 0.5 | 0.5 | Демонстрация и Защита проектов | |
13. | «Вертолет-спасатель». Знакомство с понятием «Десантирование и спасение» Рабочая тетрадь стр 14, задание 1,2 | 1 | 0.5 | 0.5 | практич. Работа запускмоделей | |
Проекты с открытым решением- | ||||||
14. | «Хищник и жертва», «Язык животных» Конструирование по знакомому механизму Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | - | 1 | Демонстрация и Защита проектов | |
15. | «Экстремальная среда обитания», «Исследование космоса», «Мост для животных» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; | 1 | - | 1 | Демонстрация и Защита проектов | |
16. | «Предупреждение об опасности», «Очистка океана», «Перемещение материалов» Программирование модели, запуск; Работа с инженерной книгой; Рабочая тетрадь стр 15, задание 2 | 1 | - | 1 | Демонстрация и Защита проектов | |
Итого | 36 | 9 | 27 | |||
Итогоза год | 36 | 9 | 27 | |||
Содержание учебного плана
«Робототехника».
- Теория: знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0; «Aikiro step 1». «Cubroid Coding Block», знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором).
- Практика: изготовление программируемых моделей-роботов:«Мини-робот»,
Из конструктора «Aikiro step 1»: «Робот - слоненок», «Робот- катапульта», «Робот – Кики», «Робот-самокат», «Робот-самолет», «Робот - гусеница», «Робот-мельница», «Робот - бегемот», «Музыкальная шкатулка», «Робот-машина», «Робот-рыба»,
Из конструктора «Cubroid Coding Block»: «Парк развлечений», «Умный будильник», «Ракета», «Новогодняя ель», «Робот-машина», «Лучший друг», «Маяк».
Из конструктора Lego WeDo 2.0: «Улитка-фонарик», «Вентилятор», «Движущийся спутник», «Робот- шпион», «Майло, научный вездеход», «Датчик перемещения Майло», «Датчик наклона Майло» , «Робот –тягач», «Скоростной автомобиль», «Башни», «Вертолет-спасатель», «Хищник и жертва»,
Проекты с открытым решением: «Хищник и жертва», «Язык животных», «Экстремальная среда обитания», «Исследование космоса», «Мост для животных», «Предупреждение об опасности», «Очистка океана», «Перемещение материалов».
Планируемые результаты
По окончании обучения воспитанники:
знают:
- Названия и назначения деталей, датчиков, механизмов;
- Технику изготовления моделей по схеме, словесной инструкции;
- основные технологические приемы изготовления и запуска моделей из различного вида конструкторов;
- правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования; умеют:
- формулировать простые гипотезы и осуществлять поиск возможных вариантов их подтверждения;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- уметь творчески подходить к решению задачи;
- владеть приемами изготовления простейших роботов;
- составлять программу и приводить в движение модели из конструкторов;
- работать с инженерной книгой, планировать свою деятельность;
- оценивать свою работу и работу членов коллектива.
Способы и формы определения результативности
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный |
|
Промежуточный | |
Итоговый |
|
- Комплекс организационно–педагогическихусловий
- Календарный учебныйграфик
Календарный учебный график дополнительной программы технической направленности«Робототехника»МАДОУ№15 «Сибирячок» разработан в
соответствии с нормативными документами различного уровня с учетом условий МАДОУ.
Детский сад работает в условиях пятидневной учебной недели 12-часового рабочего дня. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая, продолжительность зависит от начала учебного периода:
- с1по13сентября–адаптационный период в дошкольных группах;
- с17сентябряпо17декабря–учебный период;
- с10января–учебный период;
- в течение мая организуется мониторинг освоения программного содержания.
В середине учебного года с 17 декабря по 10 января для воспитанников дошкольных групп организуются каникулы, во время которых педагогом планируются занятия спортивно – развлекательной направленности.
Количество учебных недель- 36.
Занятия планируются во вторую половину дня.
В летнее время года непосредственно образовательная деятельность не проводится. Педагогами реализуется план летней оздоровительной работы, который включает в себя спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии и т.д., а также увеличивается продолжительность прогулки.
Условия реализации программы
Материально–техническое обеспечение.
Для проведения занятий оборудован специальный кабинет на 10 посадочных рабочих мест. Рабочее место педагога оснащено персональным компьютером. В кабинете находится шкаф для хранения инструментов, материалов, наглядного- демонстрационных пособий. Под потолком имеются крепления для размещения и демонстрации летающих моделей. Имеются расходный (бросовый, природный) материал.
Расходный материал | Количество, шт |
Робототехника | |
КонструкторбазовыйLegoWeDo2.0 | 6 |
КонструкторLegoWeDo2.0 ресурсный | 2 |
КонструкторLegoWeDo2.0набор запасных частей | 2 |
«Aikiro step 1». Базовый набор | 4 |
«Cubroid Coding Block», | 2 |
Элементы питания | 1 |
Ноутбук | 4 |
Планшеты | 6 |
Информационное обеспечение.
Для реализации дополнительной программы технической направленности
«Робототехника»МАДОУ№15«Сибирячок»вкабинетеконструированияимеется картотека фотоматериалов:
- «Авиация»;
- «Такие разные самолеты»;
- «Корабли и лодки»;
- «Роботы».
Видеоматериалы:«История авиастроения»,«История судостроения». Интернет – источники: https://robo-sapiens.ru/obzoryi/obrazovatelnyie-konstruktoryi-po-robototehnike-dlya-detey/
Кадровое обеспечение.
Дополнительную программу «Робототехника» МАДОУ № 15 «Сибирячок» реализует воспитатель Туманова Виктория Викторовна. Образование высшее – Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»,
Имеется опыт участия в профессиональном конкурсе «Воспитатель года Красноярского края – 2024», Диплом лауреата;
Формы аттестации
Мониторинг освоения программы проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и направлен на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности, эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования. Педагог использует текущий контроль и диагностику на начало, и конец года.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Ведется совместно с педагогом обсуждение работы на данном этапе. Завершенные изделия выставляются на текущих выставках ДОУ.
Итоговая диагностика: проводится в конце года, с целью, определенияуровня освоения полученных знаний и навыков по содержанию программы.
Результаты подведения итогов реализации программы отражены в диагностической карте воспитанника
Диагностическая карта воспитанника
Показатели | Результаты % | ||
Начало года | Конец года | ||
1. | Освоение детьми содержания образования | ||
2. | Детские практические и творческие достижения | ||
3. | Мониторинг социально-педагогических результатов | ||
Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Мониторинг освоения программы проводится по показателям:
Освоение детьми содержания образования
Разнообразие умений и навыков.
Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческиедостижения
Позиция активности в обучении устойчивого интереса к деятельности. Разнообразие творческих достижений (выставки, соревнования).
Развитиеобщихпознавательныхспособностей(моторика,память,воображение, внимание).
- Социально-педагогические результаты Выполнение санитарно –гигиенических требований. Выполнение требований техники безопасности. Культура поведения.
Характер отношений в коллективе.
Мониторинг образовательных результатов
Показатель | Высокий | Средний | Низкий | |
Мониторингобразовательныхрезультатов. | ||||
Разнообразиеуменийи навыков | имеет четкие технические уменияинавыки, умеет правильно использовать инструменты | имеет отдельные техническиеуменияи навыки, умеет правильно использовать инструменты | имеет слабые техническиенавыки, отсутствует умение использовать инструменты | |
Глубинаиширота знаний | имеет широкий кругозорзнанийпо программе,владеет необходимыми понятиями, свободно использует технические обороты, использует дополнительный материал | имеетнеполные знания по содержанию программы,оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу | недостаточны знания по содержанию программы,знает отдельные определения | |
Детскиепрактическиеитворческиедостижения | ||||
Позиция активности в обучениииустойчивого интересак деятельности | проявляетактивныйинтереск деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, занимается дома, оказываетпомощь другим, активно участвует в соревнованиях | проявляетинтереск деятельности, настойчив в достижениицели, проявляетактивность на определенных этапах работы | неактивен, выполняетработы только по конкретным заданиямпедагога. | |
Разнообразие творческихдостижений | постоянно принимаетучастие в выставках, конкурсах, соревнованиях любогомасштаба. | участвуетв выставках, соревнованиях учреждения | редкоучаствуетв мероприятиях |
Развитие общих познавательных способностей | хорошееразвитие моторики рук, обладает творческим воображением, четкоотвечаетна поставленные вопросы, умение читать чертежи, точность в обработкедеталей, обладает творческим воображением, устойчивое внимание | четко воспринимает формы и величины, недостаточноразвита моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества,знаяответ на вопрос не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. | не всегда может соотнестиразмери форму, слабая моторика рук, воображение репродуктивное |
Мониторингсоциально-педагогическихрезультатов | |||
Выполнениесанитарно- гигиенических требований | аккуратен при работесклеем, красками, без напоминанияпосле работы с клеем и краскамимоетруки | выполняетсанитарно- гигиенические требованияпосле напоминания преподавателя | отказываетсяили очень редко соглашается выполнять санитарно- гигиенические требования |
Выполнениетребований техники безопасности | выполняет все правилатехники безопасности при работе с инструментом | выполняет правила техникибезопасности после напоминания преподавателя | выполняетправила техники безопасноститолько под контролем |
Культураповедения ребенка | имеетморальные суждения о нравственности, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества(доброта, уважение, дисциплина). | имеетморальные суждения о нравственности, обладаетнормами поведения, но не всегдаихсоблюдает | моральные сужденияо нравственности расходятся с общепринятыми нормами,нормы поведения соблюдаетредко |
Характеротношенийв коллективе | доброжелателенв коллективе, стремитсяоказать помощь,поделится | не склонен к конфликту,ноине стремится к сотрудничествус | обособлен, отказывается сотрудничатьс товарищами |
инструментомс другими учащимися, проявляетжелание участвовать в коллективных работах | товарищами. |
- Методическиематериалы
Программа «Робототехника» реализуется в очной форме обучения вусловиях сетевого взаимодействия с социальными партнерами. Реализацию программыкурируетзаместительдиректорапоИКТМБОУДО«Центрадетского технического творчества» (далее - ЦДТТ) А. А. Черников. Права и обязанности сторон регулируются договором.
Цель:повышение качества образовательного процесса и привлечения дополнительных ресурсов ДОУ через реализацию социального партнерства с учреждениями и организациями города Канска.
Социальныепартнеры | Форма взаимодействия |
МАОУЛицей№1г.Канска | совместныемероприятия,экскурсии,открытыепросмотры |
МБОУДО«Центрдетского технического творчества» (ЦДТТ) | кураторство, консультации, совместные проекты, соревнования, выставки, конкурсы |
КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» | обучениеипереподготовкакадров; консультации; семинарыдляпедагогов; совместныемероприятия |
Во время выполнения заданий предусматривается сообщение воспитанникам сведений по устройству и техническим характеристикам судов и яхт, роботов, моделированию, осуществляется профориентационная работа, знакомятся с историей развития Российского Флота, авиацией. Дошкольникам необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при работе с материалами, инструментами. Формы организации детей:
- групповойспособ–выполнениезаданийодновременновсемидетьми;
- индивидуально–групповойспособ–распределениедетейнаподгруппы внутри группы, выполнение индивидуального задания для общего проекта;
- индивидуальныйспособ-корректирование,выполнениеболеесложного задания отдельными детьми, дети с ОВЗ, индивидуальные проекты.
Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий педагога, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности – изготовлениемоделей, запуска моделей, игры, соревнований и так далее.
Последовательность и преемственность – основной принцип, то есть первые модели изготавливаются по готовым шаблонам, но следующие модели по уже разработаннымчертежам вобъединении.Далее – модели изготавливаются одного типа, но из различного материала и проводятся сравнительные испытания с анализом результатов.
Прививать знания, развивать умения и навыки необходимо постепенно, переходя от простого к сложному. Поэтому для начинающих судомоделистов предлагается начать занятия с изготовления как можно более простых моделей (как по конструкции, так и по технологии их изготовления), например, с моделей бумажного катамарана и картонной яхты.По мере приобретения знаний, умений и навыков конструкция и технология изготовления моделей усложняются. Далее следуют простейшие модели катера и подводной лодки.
Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется путем бесед, наблюдений и практической деятельности. Организация и проведение соревнований в течение года среди воспитанников согласно плану.
Формыорганизацииобразовательнойдеятельности
Для обеспечения сознательного и прочного усвоения детьми содержания программы, развить навыки их творческой работы, используются следующие методы работы:
- познавательныебеседыпоизучаемойтеме;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опытно-экспериментальнаядеятельность;
- игроваядеятельность;
- творческиезадания;
- самостоятельная работа по технологическим картам по обработке деталей из бумаги, пенопласта, бросового материала;
- коллективный запуск изготовленных моделей на стадионе (в конце каждой пройденной темы);
- объяснение, рассказ и показ используются при изучении основ технологического процесса изготовления моделей;
- технология проектирования используется в конце обучения при совершенствовании умений и навыков обучающихся (изготовление моделей планеров, самолетов, воздушных змеев, вертолетов).
Описаниеметодов,способов,формреализацииПрограммы
Содержание программы реализуется в тесной взаимосвязи с принципом интеграции. Полноценная реализация темы возможна при интеграции не только содержания дошкольного образования, но и ее организационных форм, методов в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные видыдетской деятельности.
Направление развития | Методы,приемыи средства |
Социально– коммуникат | Методыиприемы:наглядные,речевые,практическиеметоды, игровые. Средства: |
ивное развитие | Различные виды игр: интерактивные, ритмические, коммуникативные, творческие, игры-дискуссии. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):
|
Познаватель ноеразвитие | Методы и приемы Методысообщениядетямпознавательнойинформации:
Методыосуществлениядетьмипознавательнойдеятельности:
Методыповышенияпознавательнойактивностидетей:
Наглядныеметодыиприемы:
Словесныеметодыи приемы:
Практическиеметоды иприемы: |
Игровыеприемы:
| |
Речевое развитие | Методы:
продуктивные(моделирование,творческиезадания). Словесныеприемы:речевойобразец;повторноепроговаривание;объяснение; указания; оценка детской речи; вопрос. |
Художествен но- эстетическое развитие | Словесныеметодыиприемы работы:
Наглядныеметодыиприемыработы:
Практическиеметодыиприемы:игровыеприемы;пальчиковаягимнастика; упражнения в держании карандаша, кисти
самостоятельнаяхудожественно-творческаядеятельность. |
Физическое развитие | Формы:
|
Педагог организует конструктивное взаимодействие детей в группе в разных видах деятельности; вовлекает детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.
Приорганизацииобразовательнойдеятельностиприменяютсяразные педагогические технологии:
- игровые (сюжетные игры, строительно-конструктивные игры): поиск партнера по игре, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта;
- исследовательские (коллекционирование, опыты, экспериментирование, путешествие по карте, по «реке времени», мини-музеи);
- проектные-поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни;
- коммуникативные - ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, детский досуг. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к сверстникам, взрослым, к продуктам детской деятельности.
Списоклитературы Основная
- Венгер,Л.А.Путькразвитиютворчества.//Дошкольноевоспитание. -2008.
-№11.-С.32-38
- ЕрмаковА.М.Простейшиеавиамодели.–М.:Просвещение,1984.
- ИшмаковаМ.С.Конструированиевдошкольномобразованиивусловиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска». -2013.-100 с.
- ПервоРоботLegoWeRDoTM.Книгадляучителя.(Электроннаяверсия)
- РожковВ.С.Авиамодельныйкружок.–М.:Просвещение,1986.
- Смирнов Э.П.Каксконструироватьипостроитьлетающуюмодель. –М.: ДОСААФ, 1973.
Дополнительная
- ГаевскийО.К.Авиамоделирование.–М.:ДОСААФ,1990. детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
- ПарамоноваЛ.А.Теорияиметодикатворческогоконструированияв
- ШавровВ.Б.Историяконструкцийсамолётов.–М.,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....




