Использование фонопедических дыхательных упражнений в работе воспитателя
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для воспитателей по использованию игровых дыхательных упражнений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.43 КБ | |
| 374.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.1
Рекомендации для воспитателей
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, не отличаются силой, их надо развивать.
В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.
Для эффективного использования дыхательной гимнастики в режиме дня с дошкольниками в детском саду педагоги предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения. Медицинские работники рекомендуют не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.
Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формы выполнения с постепенным усложнением, по мере освоения детьми их можно варьировать.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.2
Рекомендованные игровые дыхательные упражнения
для использования в режиме дня в группе.
«Качели» | |
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Воспитатель произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), | |
«Насосик» | |
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. | |
«Самолет» | |
Самолётик - самолёт (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). | |
«Мышка и мишка» У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) | |
«Дровосек» | |
Положение корпуса прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклоняется, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. На выдохе "а-а-ах". | |
«Воздушный шарик» | |
Вариант 1. Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Вариант 2. Исходное положение лежа на полу. Ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. | |
«Пушок» Лёгкое пёрышко на веревочке. Дети дуют на него. Необходимо следить за тем, чтобы очень глубокий вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы, как можно дольше. | |
«Каша кипит» | |
Исходное положение сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». | |
«Регулировщик» | |
Исходное положение - встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». | |
«Ножницы» | |
Исходное положение - встать прямо, руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. | |
«Паровозик» | |
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. | |
«Вырасти большой» | |
Исходное положение: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! | |
«Бегемотик» | |
Исходное положение лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). | |
Хомячок» | |
В этом упражнении ребёнок, вдыхая, изо всех сил надувает щёки. Затем выполняется задержка вдоха, во время которой щёки остаются напряженными. Во время этой задержки можно выполнить несколько шагов (хомяк тащит припасы, спрятанные за щеками, в свою нору). Резкий выдох происходит за счёт удара ладошками по щекам. После этого следует сделать несколько частых вдохов — хомяк обнюхивает окружающее пространство. И затем вновь отправляется за припасами — вдох с надуванием щёк, задержка, резкий выдох за счёт хлопка по щекам, несколько частых вдохов. | |
«Лягушонок» | |
Исходное положение - ноги вместе. «Лягушонок быстро и резко прыгает: слегка приседая, вдохнув, прыжок вперед. Приземлившись, на выдохе – «ква-а-а". | |
«Ныряльщик» | |
На морском дне лежат сокровища, чтобы их достать за ними нужно нырнуть. В положении стоя сделать по 2 спокойных вдоха и 2 спокойных выдоха, а на третьем вдохе задержать дыхание и зажать нос пальцами. Присесть (нырнуть) и задержать дыхание как можно дольше, затем встать (вынырнуть) и медленно выдохнуть | |
«Надуем пузырь» | |
Дети стоят тесным кругом, имитируя не надутый пузырь. Затем, делая глубокий медленный вдох, отходят назад, растягивая круг. Педагог: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф-ф-ф» и подражают выходящему воздуху. | |
«Дует ветерок» | |
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Воспитатель проговаривает: «Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порою. Подуем на живот, как трубка станет рот. Ну а теперь на облака Подуем мы слегка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».
Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками....

Правила выполнения детьми дыхательных упражнений (консультация для воспитателей)
Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов....

Консультация для воспитателей "Использование игр и упражнений в работе с гиперактивными детьми"
Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что по...

Использование кинезиологических игр и упражнений в работе воспитателя
Материал рассказывает о том, как можно использовать кинезиологические упражнения и игры в работе воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей и по развитию высших психических функ...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"
Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

Использование игровых дыхательных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - нескольк...



















