Методы обучения для педагогов дошкольного образования
статья
Методы обучения для педагогов дошкольного образования
статья на тему
В современной педагогике нет общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления ребенка.
Таких методов несколько: наглядно - действенные, практические, игровые, словесные. К наглядным методам относится наблюдение, зрительное рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация фрагментов, показ образца, способа действия, сравнительное наблюдение.
К практическим методам относят: упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование. Эти методы придают познавательной деятельности практический характер. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий, заданного содержания. Упражения делятся на подражательные ( артикуляционные, пальчиковые), конструктивные (ребенок решает задачи, аналогичные тем, которые решал под руководством педагога). Например: мячик - клубок, шарик и т. д. и творческие (здесь требуется иное сочетание знаний и умений, которыми владеет ребенок). Например: надо придумать конец сказки, дети упражняются в монологической речи, сочетании частей речи. Правила проведения упражнений: 1.ставить перед детьми задачу. 2. показ способа выполнения действий с одновременным словесным пояснением. 3.многократное повторение упражнения с постепенно усложняющейся задачей. 4. контроль взрослого во избежание закрепления ошибочных приемов. Опыты и эксперименты направлены на то,чтобы помочь приобрести новые знания, а также выявить скрытые признаки. Педагог создает условия, которые помогают выявить скрытые признаки. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета его изображением, другим предметом, условным знаком. Моделирование развивает мышление, с другой стороны облегчает процесс познания ( открывает путь познания скрытых свойств). Для использования моделей необходимо, чтобы у детей были сформированы умения анализировать, сравнивать, обобщать.
К словесным методам относят: рассказ воспитателя или детей; беседы; чтение художественных произведений. Только словесные методы имеют ограничительное значение. По мере накопления у детей представлений, опыта, развивается умение понимать материал, который излагается в словесной форме.
1.Рассказ педагога - наиболее эмоциональный метод словесного обучения. Должна быть отчетливо представлена главная мысль. Разговор не должен быть перегружен деталями, содержание динамичное, созвучно с личным опытом детей. Вызывает эмоциональный отклик сопереживания.
2.Беседа - используется, когда у детей есть опыт и знания, которым посвящена беседа.
3.Чтение художественной литературы - источник знания об окружающем. Надо тщательно отбирать материал по возрасту, качеству; подготовка к восприятию короткой беседой; сочетание с другими методами; проводить беседу после чтения. Словесными приемами являются: пояснения, объяснения, указания, педагогическая оценка.
Игровые методы вызывают повышенный интерес и положительные эмоции, помогают концентрировать внимание. Испытание игровых методов помогает осуществить задачи в атмосфере легкости, заинтересованности, активности детей. К игровым методам относят: дидактические игры; воображаемые или реальные ситуации (путешествия) - игровой прием: внезапное появление персонала; выполнение воспитателем игровых действий; использование загадок; создание игровой ситуации.
Эти методы в реальном обучении используются в совокупности, в разных комбинациях, а не изолированно. Выбор методов зависит от особенностей содержания материала ( сложности, новизны) подготовленности, возрастных особенностей детей, от конкретных педагогических целей, от учебно - материальной оснащенности, наличия наглядности и пособий, индивидуальных способностей и личностных качеств педагога, его ответственности и педагогического мастерства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения для педагогов дошкольного образования
статья на тему
В современной педагогике нет общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления ребенка.
Таких методов несколько: наглядно - действенные, практические, игровые, словесные. К наглядным методам относится наблюдение, зрительное рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация фрагментов, показ образца, способа действия, сравнительное наблюдение.
К практическим методам относят: упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование. Эти методы придают познавательной деятельности практический характер. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий, заданного содержания. Упражения делятся на подражательные ( артикуляционные, пальчиковые), конструктивные (ребенок решает задачи, аналогичные тем, которые решал под руководством педагога). Например: мячик - клубок, шарик и т. д. и творческие (здесь требуется иное сочетание знаний и умений, которыми владеет ребенок). Например: надо придумать конец сказки, дети упражняются в монологической речи, сочетании частей речи. Правила проведения упражнений: 1.ставить перед детьми задачу. 2. показ способа выполнения действий с одновременным словесным пояснением. 3.многократное повторение упражнения с постепенно усложняющейся задачей. 4. контроль взрослого во избежание закрепления ошибочных приемов. Опыты и эксперименты направлены на то,чтобы помочь приобрести новые знания, а также выявить скрытые признаки. Педагог создает условия, которые помогают выявить скрытые признаки. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета его изображением, другим предметом, условным знаком. Моделирование развивает мышление, с другой стороны облегчает процесс познания ( открывает путь познания скрытых свойств). Для использования моделей необходимо, чтобы у детей были сформированы умения анализировать, сравнивать, обобщать.
К словесным методам относят: рассказ воспитателя или детей; беседы; чтение художественных произведений. Только словесные методы имеют ограничительное значение. По мере накопления у детей представлений, опыта, развивается умение понимать материал, который излагается в словесной форме.
1.Рассказ педагога - наиболее эмоциональный метод словесного обучения. Должна быть отчетливо представлена главная мысль. Разговор не должен быть перегружен деталями, содержание динамичное, созвучно с личным опытом детей. Вызывает эмоциональный отклик сопереживания.
2.Беседа - используется, когда у детей есть опыт и знания, которым посвящена беседа.
3.Чтение художественной литературы - источник знания об окружающем. Надо тщательно отбирать материал по возрасту, качеству; подготовка к восприятию короткой беседой; сочетание с другими методами; проводить беседу после чтения. Словесными приемами являются: пояснения, объяснения, указания, педагогическая оценка.
Игровые методы вызывают повышенный интерес и положительные эмоции, помогают концентрировать внимание. Испытание игровых методов помогает осуществить задачи в атмосфере легкости, заинтересованности, активности детей. К игровым методам относят: дидактические игры; воображаемые или реальные ситуации (путешествия) - игровой прием: внезапное появление персонала; выполнение воспитателем игровых действий; использование загадок; создание игровой ситуации.
Эти методы в реальном обучении используются в совокупности, в разных комбинациях, а не изолированно. Выбор методов зависит от особенностей содержания материала ( сложности, новизны) подготовленности, возрастных особенностей детей, от конкретных педагогических целей, от учебно - материальной оснащенности, наличия наглядности и пособий, индивидуальных способностей и личностных качеств педагога, его ответственности и педагогического мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения для педагогов дошкольного образования
В современной педагогике нет общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления ребенка....

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Содержание и методы обучения единого непрерывного процесса образования на дошкольных и начальных этапах развития ребенка.
Приемственность дошкольного и начального школьного образования...
Консультация для воспитателей "Технология проблемного обучения в детском саду" (выступление на РМО педагогов дошкольного образования)
Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными техноло...

Консультация для педагогов : «Метод кейс – технологии в дошкольном образовании»
Согласно требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.Это является значимым, так как в посл...
Мастер -класс для педагогов дошкольного образования. Тема: «Использование методов кинезиологии в работе с детьми старшего до-школьного возраста».
Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников....
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось познакомить вас (или напомнить) с современной здоровьесберегающей технологией – кинезиология и помочь усвоить применение кинезиологических упражнений в...


