традиция воспитания трудолюбия в семьях разных этнических групп
статья

Белкова Виктория Сергеевна

описание сравнения воспитания мальчиков и девочек в этнических семьях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Кристина Дмитриевна

Студента5 курса

ИНПО ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан,

Белкова Виктория Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад «Хрусталик», г. Абакан

Научный руководитель – Горбунова Олеся Федоровна,

канд. пед. наук, доцент ИНПО

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

ТРАДИЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

Семья является источником формирования нравственных ценностей, важнейшей из которых является труд на благо других людей. общества. Именно в семье закладываются основы трудового воспитания, поскольку труд на благо семьи является важнейшей семейной ценностью. Благодаря такой особенности психики ребенка, как подражание, копирование действий взрослых, присущее ребенку, считается одним из важных мотивов, побуждающих детей к активной трудовой деятельности. Именно в семье у ребенка формируется такое важное личностное качество как трудолюбие.  Трудолюбие детей старшего дошкольного возраста - это «деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка» [1].

В исследованиях ученых (Н.В. Матяш, О.П. Мачехина И.П. Подласый и др.) отмечается, что «сензитивной стадией для развития трудолюбия считается старший дошкольный, младший школьный возраст. У детей имеется высокая эмоциональность, восприимчивость к внешним воздействиям, направленность к миру положительных ценностей, которые появляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной и др. В этот момент ребенку принципиально осознать нравственную пользу труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности» [3].

Воспитание трудолюбия начинается очень рано, в семье с формирования навыков самообслуживания. Овладевая элементарными умениями, ребенок постепенно приучается к труду и становятся трудолюбивыми. С возрастом ребенок осознает почему необходимо трудится, помогать старшим, для чего нужно быть аккуратным и опрятным, бережно относиться к вещам.

В каждой этнической системе воспитания существуют свои традиции воспитания трудолюбия у детей, поскольку семья является главным звеном, тем микросоциумом, который обладает всеми присущими обществу отношениями, культурой и трудом.

Как и любая историческая общность этнические семьи (киргизские, узбекские, тувинские и др.) имеют основные и важные характеристики национальной самобытности своего народа, стараются сохранять, поддерживать традиции, содействуют сохранению языка и национальной культуры, системы трудового воспитания детей в семье.  Приобщение к труду в этнических семьях начинается очень рано, поскольку обусловлено народными традициями. Традиции – (от лат. "traditio" – передача) - это элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени [4 с.594]. Се мейные тр адиции - од ин из ос новных сп особов воспитания ребенка в этнической семье, поскольку ре бенок по знает се бя и ид ентифицирует изначально в семье, прежде чем попадает в образовательное учреждение (детский сад, школу, учреждение дополнительного образования). Поэтому, в детский сад такие дети приходят с хорошо сформированными навыками самостоятельности и самообслуживания.

Руководствуясь данными фактами, мы провели эмпирическое исследование практики семейного воспитания и изучение традиций воспитания трудолюбия семей этнических диаспор (киргизов, узбеков, тувинцев и др.), проживающих в г. Абакане Республики Хакасия.  Нами предпринято локальное исследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – Детский сад «Хрусталик», г. Абакана, поскольку это образовательное учреждение является самым многочисленным по числу детей этнических групп, посещающих данное дошкольное учреждение.

Кроме того, проведение  нашего исследование было обусловлено тем, что в 2021 г. при кафедре Дошкольного и специального образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова в рамках реализации гранта РФФИ № 20-013-00661 «Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона)» на базе детского сада «Хрусталик» была открыта экспериментальная площадка по теме: «Педагогические традиции семей этнических диаспор как фактор обеспечения социального благополучия детей дошкольного возраста», (научный руководитель, канд. пед. наук, доцент О.Ф. Горбунова).

Изучая традиции и практику воспитания в этнических семьях, мы обратились к проведению эмпирического исследования. В качестве основных методов использовались: анкетирование родителей, опрос детей по опроснику, специально созданному авторами. Большую роль сыграло наблюдение за детьми в процессе организуемых в группе трудовой деятельности дошкольников. В исследовании принимали участие 20 родителей и 20 детей дошкольного возраста – представителей разных этнических групп киргизской, узбекской и тувинской национальностей.

Наше исследование показало, что в основном семьи, в которых воспитываются дети – многодетные: так 50% имеют троих детей. 25% имеют 4-х детей; 25% имеют свыше 5-ти детей. Все дети проживают в полных семьях, со своими родителями, причем во многих семьях проживают бабушка и дедушка, которые участвуют в воспитании детей, а также другие родственники (25%), которые участвуют в воспитании детей.

Традиция воспитания трудолюбия у детей в семье является одной из важнейших традиций в этнических семьях.  Поэтому, на вопрос «Считаете ли вы необходимым воспитывать вашего ребенка трудолюбивым?» все 100% родителей дали положительный ответ. Все родители (95%) сказали о том, что их дети любят дома трудится, они с удовольствием помогают маме, папе, бабушке, очень любят помогать родственникам.

На вопрос о том, какую помощь оказывают дома дети, 15% родителей сказали о том, что они ухаживают за младшими братьями и сестрами, 25% любят помогать убираться, ухаживать за растениями, поливать цветы, девочки любят рукодельничать вместе с мамой, помогать в приготовлении пищи. Большинство мальчиков помогают папе что-то мастерить. Но большинство ответов родителей (65%) было с вязано с желанием ребенка помогать маме и папе по хозяйству.

Многие родители отмечали, что дети в основном включаются в совместный со взрослыми труд, данный факт подтвердили 65% родителей. Однако 35% родителей отметили самостоятельность дошкольников: «ребенок любит что-то делать сам»; «трудится самостоятельно»; «всегда все хочет делать сам». 65% родителей отметили, что их дети постоянно трудятся дома, имеют постоянные обязанности и поручения, например: погулять с младшими детьми, помыть посуду, помочь по хозяйству, постирать. Остальные, 35% родителей сказали о том, что дети дошкольного возраста трудятся в семье «от случая к случаю».

Большинство родителей (80%) в этнических семьях контролируют выполнение ребенком домашней работы, и 20% делают это от случая к случаю. 75% родителей сказали о том, что они постоянно поощряют выполненную детьми домашнюю работу, остальные 25% респондентов ответили отрицательно, считая, что ребенок обязан помогать взрослым и их поощрение для этого не требуется.

«Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо, - большинство родителей (70%) ответили на этот вопрос отрицательно. Однако среди них оказались и те, кто наказывает детей за некачественно выполненную работу (25%).  Такие родители часто забывают о том, что выполнение   трудовых поручений требует от ребенка напряжения духовных и физических сил, и при несформированности определенных навыков ребенку трудно выполнить работу «качественно». Отрицательная оценка или наказания могут привести к тому, что у ребенка исчезнет желание что-то делать.

На вопрос: «Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в детском саду? – большинство родителей дали положительный ответ (80%). Таким образом, опрос родителей показал, что в большинстве этнических семей дети очень рано включаются в домашний труд, дети любят помогать родителям по хозяйству, включение в домашний труд является для естественным делом, не требующим контроля со стороны родителей.

Далее мы провели опрос детей, который включал в себя семь вопросов.  Анализ детских ответов показывает, что дети имеет недостаточные представления о том, что такое трудолюбие На вопрос: «Что значит быть трудолюбивым?» –75% дошкольников затруднялись ответить на данный вопрос. Многие из них затруднялись в ответах на вопрос, о том, почему нужно трудиться. Мы связываем это с тем, что в условиях билингвального обучения дети из этнических семей имеют более ограниченный словарный запас, чем русские дети. Это обусловлено тем, что в семье многие родители разговаривают с детьми на родном языке или на русском и родном языке одновременно.

Как показало наше исследование, 25% дошкольников в основном понимают значимость и нужность трудолюбия, но затрудняются при объяснении данного понятия. Проиллюстрируем сказанное ответами детей:: «это значит помогать старшим», «тот, кто помогает маме и бабушке» «что-то делать вместе», «трудиться») Дети описывает трудолюбие одним-двумя действиями.

На вопрос «Какого человека можно назвать трудолюбивым? – 14 человек (70%) затруднялись в ответе на данный вопрос, 6 человек (30%) имеют представление о данном понятии, верно классифицирует трудолюбивые и самостоятельные поступки, частично обосновывает свой выбор. Проиллюстрируем сказанное ответами детей. Например, трудолюбивый – это «хороший»; «который трудиться», «кто любит трудиться», «который готовит для всей семьи», «старается для всех». Отвечая на вопрос: «Как можно отличить трудолюбивого человека?», дети ответили, что «трудолюбивые люди помогают другим»; «у него натруженные руки».

Результаты опроса показали, что все дети помогают дома по хозяйству, положительный ответ дали 80% дошкольников. Дети включены в домашний труд, они помогают убираться дома, моют посуду, накрывают на стол, помогают младшим братьям и сестрам, гуляют с ними, помогают на даче, помогают маме делать генеральную уборку дома и др.. Дети вместе с родителями оказывают разного рода помощь родственникам, о чем свидетельствуют ответы детей, например: «помогаем делать необходимые дела»; «помогаю делать уборку»; «нянчусь с маленькими детьми»; «хожу в магазин за продуктами»; «помогаю поднимать тяжести» и др.

Дети рассказывали нам о том, что они любят больше всего делать дома. Превалирующими ответами были следующие: «играть» и «смотреть мультики» (60%). Этот факт мы связываем с тем, что в дошкольном возрасте труд непосредственно связан с игрой, с бытовой деятельностью дошкольников, очень часто в деятельности детей труд перерастает в игру или наоборот, игра содержит в себе элементы трудовых действий.  Дети не заинтересованы результатом труда, для них более важен сам процесс труда, они еще плохо распознают игру и труд. При правильном воспитании труд для них станет выделяться как автономная деятельность, понемногу они начнут понимать его общественное значение. Остальные ответы детей (40%) были связаны с мотивами труда: – выносить мусор, готовить, помогать папе по хозяйству; ухаживать за растениями, убираться.

Кроме того, в результате опроса мы выяснили, что большинство детей (70%) понимают необходимость оказания помощи старшим. Ведущими мотивами являются следующие: «чтобы не уставали», «чтобы побыть всем вместе», «вместе быстрее все можно сделать»; «потому что они старшие и их нужно уважать», «чтобы быстрее получалось».

Таким образом, дети в этнических семьях очень рано включаются в домашний труд, имеют определенные обязанности и поручения, осознают значимость и необходимость домашнего труда, труд по хозяйству является для них важным и необходимым. То есть воспитанию трудолюбия в этнических семьях родители придают большое внимание Данные факты подтверждаются наблюдениями воспитателей. Наблюдая детьми узбекской и киргизской национальности, можно сделать вывод, что девочки и мальчики воспитываются по-разному. Девочки в таких семьях наиболее приучены к домашнему труду, чем мальчики. Они лучше следят за порядком на полках с игрушками, зачастую умеют застилать кровать (и не только кукольную), очень хорошо справляются с дежурством по столовой и перед образовательной деятельностью. В семьях их с раннего детства приучают следить за младшими братьями или сестричками и это дает девчонкам хорошую основу для дальнейшей жизни в обществе.

Итак, подводя итоги нашего исследования, можно констатировать, что большинство родителей понимают и осознают значимость воспитания трудолюбия у детей, опираясь в этом на народные традиции. Как показало наше исследование, система воспитания в этнических семьях формируется эмпирическим путем, во многих семьях сохраняются народные традиции воспитания детей, они передают их из поколение в поколение.

Библиографический список

  1. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 18-21.
  2. Крухлет М.В. Проблема целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта трудовой деятельности. СПб., 2015. 210 с.
  3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2015.-  76 с.
  4. Словарь философских терминов [Текст] /научная редакция профессора В.Г.Кузнецовап. – М.:ИНФРА-М, 200. - 731 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».

СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...

Аналитическая справка. Анкетирование родителей на тему :"Воспитание трудолюбия в семье".

Аналитическая справка по анкетированию на тему :"Воспитание трудолюбия в семье"....

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье у детей дошкольного возраста»

Детский труд должен сменяться отдыхом. Быть посильным ребенку, ненавязчивым!...

статья "Воспитание трудолюбия в семье"

Рекомендации для родителей...

Аналитическая справка по анкетированию родителей(законных представителей) воспитанников подготовительной группы на тему: «Воспитание трудолюбия в семье»

Аналитическая справка по анкетированию родителей воспитанников подготовительной группы на тему: «Воспитание трудолюбия в семье»...