«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ушакова Людмила Александровна

Тема проекта:

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

 

 

 

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                        Ушакова Людмила Александровна

                                                  воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» г. Ставрополя

                                                                                     Ставрополь, 2025 год

Содержание

 Актуальность проекта

 Проблема проекта

 Цель проекта

 Задачи проекта

         Ожидаемые результаты

         Сроки разработки и реализации проекта

         Ресурсы проекта

 Планирование проекта

 Практическая часть проекта

         Заключение

         Список использованной литературы

Актуальность проекта

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящие время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход за детьми и заботу о них, так и процессы воспитания, обучения, формирования необходимых жизненных навыков, развития личности и способностей, коррекции отклонений в развитии. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ должно изменить, прежде всего, установки взрослых: ведь особенности есть у всех детей. До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной), не только в том, что дети с ОВЗ должны быть включены в уже выстроенный процесс передачи знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует изменения образовательной ситуации. В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители (законные представители), дети, администрация), так как инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Проблема проекта:

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционирует группа общеразвивающей направленности полного дня, в которой обучается 1 ребенок-инвалид.

Цель проекта:

 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в воспитательно-образовательном процессе, создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

      Задачи проекта:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи ребенку - инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культурыродителей.

Ожидаемые результаты проекта:

   Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в детском саду, сформирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

 Сроки разработки и реализации проекта:

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, осуществляется  на протяжении всего периода пребывания в МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» г. Ставрополя.

Ресурсы проекта:

           Работа с детьми с ОВЗ строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

 

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр раннего развития детский сад № 14 «Росинка»

1. Планирование проекта

1.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, учитель- логопед, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико-педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

 В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

 Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

7) партнерского взаимодействия с семьей, означающий формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов, единство требований и стиля отношения к ребенку, совместную деятельность педагога, детей и родителей.

2. Практическая часть проекта

 2.1. Основная деятельность педагогов психолого – педагогического сопровождения:

Педагог – психологпсихологическая диагностикапсихологическое консультированиепсихотренингпсихокоррекция, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.

Учитель – логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Воспитатель: определяет уровни развития разных видов деятельности ребёнка, особенности коммуникативной культуры и активности, навыков самообслуживания согласно возрасту, реализует рекомендации специалистов.

Инструктор по ФИЗО: определяет уровень развития двигательных навыков, осуществляет систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленную на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка.

Музыкальный руководитель: реализует программу музыкального воспитания, активизируя и обогащая чувственные переживания детей, коррегируя слуховое восприятие детей.

Оценка деятельности обучаемых детей в нашем МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» проводится три раза в год (начало, середина и конец года) с помощью мониторинга по критериям программы Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, воспитателями и специалистами. Проведя диагностику с ребёнком, педагоги определяют образовательно – воспитательный маршрут ребёнка и осуществляют его сопровождение в течение всего периода пребывания в МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка». Для этого необходимо знать актуальные и потенциальные возможности ребёнка. Определение «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Исходя из уровня актуального развития (самостоятельное выполнение заданий) намечается зона ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого). Далее происходит отслеживание динамики развитии ребёнка. Показатели индивидуального развития наблюдаются в динамике и оцениваются у одного ребёнка на разных возрастных этапах и на разных этапах обучения.

По результатам мониторинга, а также по мере необходимости проводятся консилиумы с участием воспитателей группы, специалистов дошкольного учреждения, где обсуждается динамика успеваемости ребенка, намечается индивидуальный маршрут развития, проводится корректировка данного маршрута, определяются наиболее эффективные методы и приёмы взаимодействия с воспитанником.

Задачи консилиума ДОУ:

- всестороннее обсуждение проблем ребёнка, с использованием информации всех педагогов ДОУ;

- утверждение индивидуального образовательного маршрута с учётом рекомендаций всех специалистов;

- утверждение программ сопровождения и коррекции;

- включение родителей в деятельность службы сопровождения.

Хочется отметить, что наиболее эффективно задачу сопровождения может решить педагогический коллектив образовательного учреждения при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка.

Заключение

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Приглашаю вас окунуться в мир детства, чтобы коснуться мира «Особенных детей».

Список использованной литературы

  1. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14.
  2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.
  3.  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М. : Просвещение. 2009. – 175 с.
  4.  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение. 2003. – 272 с.
  5.  Иванова А. Е., Кравец О. Ю. Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под редакцией Н. В. Серебряковой. СПб. : КАРО, 2005. – 112 с.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

                                                                                                         Выполнила:

                                                                  Ушакова Людмила Александровна

                                                  воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» г. Ставрополя

   

Ставрополь, 2025 год

Содержание

 Актуальность проекта

 Проблема проекта

 Цель проекта

 Задачи проекта

         Ожидаемые результаты

         Сроки разработки и реализации проекта

         Ресурсы проекта

 Планирование проекта

 Практическая часть проекта

         Заключение

         Список использованной литературы

Актуальность проекта

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящие время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход за детьми и заботу о них, так и процессы воспитания, обучения, формирования необходимых жизненных навыков, развития личности и способностей, коррекции отклонений в развитии. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ должно изменить, прежде всего, установки взрослых: ведь особенности есть у всех детей. До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной), не только в том, что дети с ОВЗ должны быть включены в уже выстроенный процесс передачи знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует изменения образовательной ситуации. В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители (законные представители), дети, администрация), так как инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Проблема проекта:

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционирует группа общеразвивающей направленности полного дня, в которой обучается 1 ребенок-инвалид.

Цель проекта:

 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в воспитательно-образовательном процессе, создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

      Задачи проекта:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи ребенку - инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культурыродителей.

Ожидаемые результаты проекта:

   Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в детском саду, сформирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

 Сроки разработки и реализации проекта:

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, осуществляется  на протяжении всего периода пребывания в МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» г. Ставрополя.

Ресурсы проекта:

           Работа с детьми с ОВЗ строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр раннего развития детский сад № 14 «Росинка»

1. Планирование проекта

1.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, учитель- логопед, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико-педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

 В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

 Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

7) партнерского взаимодействия с семьей, означающий формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов, единство требований и стиля отношения к ребенку, совместную деятельность педагога, детей и родителей.

2. Практическая часть проекта

 2.1. Основная деятельность педагогов психолого – педагогического сопровождения:

Педагог – психолог: психологическая диагностикапсихологическое консультированиепсихотренингпсихокоррекция, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.

Учитель – логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам, воспитателям и родителям по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Воспитатель: определяет уровни развития разных видов деятельности ребёнка, особенности коммуникативной культуры и активности, навыков самообслуживания согласно возрасту, реализует рекомендации специалистов.

Инструктор по ФИЗО: определяет уровень развития двигательных навыков, осуществляет систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленную на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка.

Музыкальный руководитель: реализует программу музыкального воспитания, активизируя и обогащая чувственные переживания детей, коррегируя слуховое восприятие детей.

Оценка деятельности обучаемых детей в нашем МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка» проводится три раза в год (начало, середина и конец года) с помощью мониторинга по критериям программы Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, воспитателями и специалистами. Проведя диагностику с ребёнком, педагоги определяют образовательно – воспитательный маршрут ребёнка и осуществляют его сопровождение в течение всего периода пребывания в МБДОУ ЦРР – д/с №14   «Росинка». Для этого необходимо знать актуальные и потенциальные возможности ребёнка. Определение «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Исходя из уровня актуального развития (самостоятельное выполнение заданий) намечается зона ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого). Далее происходит отслеживание динамики развитии ребёнка. Показатели индивидуального развития наблюдаются в динамике и оцениваются у одного ребёнка на разных возрастных этапах и на разных этапах обучения.

По результатам мониторинга, а также по мере необходимости проводятся консилиумы с участием воспитателей группы, специалистов дошкольного учреждения, где обсуждается динамика успеваемости ребенка, намечается индивидуальный маршрут развития, проводится корректировка данного маршрута, определяются наиболее эффективные методы и приёмы взаимодействия с воспитанником.

Задачи консилиума ДОУ:

- всестороннее обсуждение проблем ребёнка, с использованием информации всех педагогов ДОУ;

- утверждение индивидуального образовательного маршрута с учётом рекомендаций всех специалистов;

- утверждение программ сопровождения и коррекции;

- включение родителей в деятельность службы сопровождения.

Хочется отметить, что наиболее эффективно задачу сопровождения может решить педагогический коллектив образовательного учреждения при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка.

Заключение

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Приглашаю вас окунуться в мир детства, чтобы коснуться мира «Особенных детей».

Список использованной литературы

  1. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14.
  2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.
  3.  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М. : Просвещение. 2009. – 175 с.
  4.  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение. 2003. – 272 с.
  5.  Иванова А. Е., Кравец О. Ю. Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под редакцией Н. В. Серебряковой. СПб. : КАРО, 2005. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной найчной публикации описаны цели, задачи и содержание музыкального воспитания с ограниченными возможностями здоровья( умственная отсталость) в младшем дошкольном возрасте....

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...