Семинар-практикум «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»
материал
Семинар-практикум
«Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру»
Подготовила: педагог-психолог
Цветкова Е.Д
2024
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру».
Посмотрите внимательно на тему как вы думаете, каким одним общим словом связанна эта тема?
Ответ: Эмоции
Совершенно верно. Давайте вспомним, что же такое эмоции?
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности
К выразительным формам эмоций относятся:
- жесты (движения рук),
- мимика (движения мышц лица),
- пантомимика (движения всего тела),
- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
- вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)
Мы с вами вспомнили, что такое эмоции, а теперь давайте поиграем с вами в игру.
Психологическая игра (мимика и жесты) «Передавалки»
Вы должны по цепочке с помощью мимики, жестов, творческого воображения- передай соседу улыбку; «сердилку» (сердитое выражение лица); «испуг», страшилку», «Смешинку», «дразнилку». Педагоги выполняют.
Игра « Найди свою команду»
Педагогам раздаются картинки с эмоциями человека, животного, погоды, ситуации, пиктограммы и т.д. Им необходимо без слов найти свою команду.
Почему же стали плотно заниматься вопросом развития социально-эмоционального интеллекта?
Проблема современного общества в том, что растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Все это идет из детства один немаловажный аспект замедленного развития эмоционального интеллекта у современных детей - уменьшение количества живого общения и совместных игр между детьми.
Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас утрачивается. Культура дворовых игр растворяется под напором большого количества свободного времени, проводимого в обществе гаджетов.
В современном обществе количество общения значительно сократилось, гораздо реже дети ходят друг к другу в гости, организовываются в массовые игры во дворах. Для развития понимания жестов, выражения лица, голоса и эмоций недостаточно практики. Дети предпочитают играть с гаджетами, а не друг с другом.
Телевизор и гаджеты не позволяют ребенку проживать и осознавать свои чувства, происходит «заморозка» эмоций.
Современным подросткам, согласно результатам исследования, разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы.
Современные дети настолько мало общаются «глаза в глаза», что элементарный навык распознавания эмоций превращается для них в загадочный ребус.
Дети не учатся сопереживанию, умению подстроиться, уступить, поставить себя на место другого. У современного поколения очень низкий уровень эмпатии.
Притча «Узнать причину»:
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но тот, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги.
-Разве тебе безразлична судьба детей? — спросили его спасатели.
Третий путник ответил им:
-Я вижу, то вы вдвоём пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.
Эта история напоминает о том, что устранять стоит корень своих проблем, а не только их видимые признаки.
Нам с вами необходимо научить детей Чему?
Знать, понимать, различать управлять эмоциями своими и окружающих людей.
Результаты исследований подтверждают, что у детей дошкольного возраста плохо сформирован социально- эмоциональный интеллект, а это нарушение мешает нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Поэтому все те изменения, которые происходят в российском обществе и образовании делают проблему систематизации развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста актуальной.
Так что же такое Эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.
А как вы понимаете определение социальный интеллект?
Социальный интеллект –это способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Новейшие исследования, показывают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известного IQ – коэффициента интеллекта, измеряющего степень умственных способностей.
Прежде чем развивать у детей социально-эмоциональный интеллект нужно начинать с себя.
Необходимо наблюдать за своими эмоциями.
Гнев заставляет нас повышать голос, неуверенность невнятно говорить. От наших жестов зависит, на сколько мы открыты в общении с собеседником будь то ребенок, родитель или коллега.
Давайте выполним такое упражнение, сейчас я буду говорить вам, а вы выполнять то, что я прошу.
Помашите мне рукой те кто сидит с права, помашите мне рукой те кто сидит с лева ( психолог говорит это с улыбкой и с раскрытыми ладонями), теперь помашите мне рукой те кто сидит с права, помашите мне рукой те кто сидит с лева ( психолог говорит это с улыбкой но показывает указательным пальцем на первую и вторую группу), а сейчас помашите мне рукой те кто сидит с лева ( психолог говорит это с улыбкой но делает махи рукой на группы по очереди ладонями вниз как будто отмахивается).
Вопрос что вы ощущали?
Ответы педагогов: во второй и третий раз не хотелось махать, было
неприятно.
Психолог: Совершенно верно одна и тоже просьба, улыбка на лице, но разные жесты и отношение к собеседнику меняется. Из этого следует, что жесты играют не маловажную роль в общении. И нам необходимо уметь применять их что бы расположить к общению собеседника.
Упражнение «Мои качества».
Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.
Психолог: «Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:
- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;
- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;
- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
- протяните руки ко мне те, кто очень добрый;
-закройте руками лицо те, кто часто злится;
- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;
Спасибо за честные ответы.
Методические комментарии. Детям, после этой игры, нужно обязательно напомнить, что в каждом человеке есть как положительные, так и отрицательные качества.
Упражнение «Я тебя понимаю».
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас, и "говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух." Далее приглашается участник занять стул, дает ему конверт, в котором есть указания на то, с кем сейчас состоится разговор.
"Вам позвонили и сообщили, что вы выиграли в лотерею 1000000руб"
"Вам позвонил муж и поставил перед фактом, что через час к вам в гости придет свекровь".
Задача группы - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого ведущий просит наблюдавших высказать предположения:
- С кем и о чем говорили?
- На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривал тот или иной участник?
Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Все участники семинара становятся в круг. На одного из участников ведущий надевает маску с настроением (участник не знает, что это за маска). Остальные рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз. Участник в маске должен угадать, какая маска настроения на его лице.
Упражнение «Портрет эмоций»
Посредине листа формата А4 приклеена эмоция, педагогам раздаются картинки с различными эмоциями и ситуациями. Педагогам необходимо выбрать те картинки которые могут вызвать эту эмоцию. (н-р: эмоция «страх» картинки: шторм, баба яга, злая собака и т.д).
Регулярная работа по развитию эмоционального интеллекта, будет способствовать уменьшению конфликтности в группах среди детей. Дети смогут свободно различать и называть эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управлять своими эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть....

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Консультация для воспитателей «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Консультация для родителей на тему: «Повышение эффективности образовательной деятельности по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через внедрение социоигровой технологии».
Консультация для родителей на тему:«Повышение эффективности образовательной деятельности по развитию социал...

Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
В опыте представлены материалы:- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с педагогом»
В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давн...
