Конспект НОД по познавательному развитию. Масленица. Пришла весна.
план-конспект занятия

Галахова Валентина Александровна

Цель: знакомство детей с историей и традициями русского народа. Дать детям представление о народном празднике – Масленица, ее значением, символами, традициями. Знакомить с русским народным фольклором, используя, скороговорки, народные песни, пословицы, детское народное творчество. Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Задачи:

• познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями

• познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение

• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни

активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье

• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни

• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию. Масленица. Пришла весна.

 

Цель: знакомство детей с историей и традициями русского народа. Дать детям представление о народном празднике – Масленица, ее значением, символами, традициями. Знакомить с русским народным фольклором, используя, скороговорки, народные песни, пословицы, детское народное творчество. Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Задачи:

• познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями

• познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение

• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни

активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье

• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни

• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Звучит запись русской народной песни «Зимняя песенка».

Воспитатель:

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима) А месяц какой? (февраль). Какой это по счету зимний месяц? (3-й) Значит, он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой? (солнца)

(На столе появляется шкатулка)

Ребята, как вы думаете, что в этой волшебной шкатулке?

Дети: солнышко.

Ребята, солнышко приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?

Дети: Масленица

Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.

(Показ слайдов презентации «Красна Масленица»)

2. История появления Масленицы.

Воспитатель:

Масленицу на Руси встречали в конце февраля, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из веселых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну.

- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова всё из соломы у меня

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли. /Чучело куклы-масленицы./

Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. /Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы/.

Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. /Демонстрация куколки./ Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

.Согласно легенде, Масленица родилась на севере. Отцом её был Мороз. Однажды в суровый зимний день увидел человек прячущуюся за большущими сугробами девушку. Позвал человек её развеселить, накормить людей. Пришла Масленица и предстала перед людьми не хрупкой девушкой, а здоровой бабой, с румяными от мороза щеками, строгим взглядом и громко смеющейся. Наши предки Масленицу отмечали широко: маскарадами, катаниями на санях, каруселях, с песнями, плясками, веселыми играми, частушками. Главным символом Масленицы было именно это. Отгадайте загадку и узнаете, что.

Загадка

Лежит передо мною, сметанкою полит. Люблю его, не скрою! Как солнышко блестит!Скажу я только маме«Есть буду – не один! А поделю с друзьями, я самый вкусный …»

Дети: Блин

Верно, ребята, блин – ведь он похож на солнышко.  

Игра «Блинок»

Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа. 

Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (Играем два раза)

Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»

Цель: воспитывать любовь к народным играм.

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

А сейчас ребята подготовили для вас частушки.

а) Приходите, заходите

на румяные блины.

Нынче масляна неделя –

будьте счастливы, как мы!

б) Я на Масляну готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

в) Прилетели марсиане,

Осталися довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

г) Девки рады, парни тоже

Расцелуем всех, как сможем.

Подавим сопротивленье

Зимней стужи, без сомненья!

Пусть Весна – красна девица

С нами тоже порезвиться.

д) Веселей играй, гармошка,

Масленица – не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Молодцы, ребята, развеселили нас.

Воспитатель:

4. Беседа «Масленичная неделя».

Масленица длилась семь дней и называлась «сырной седьмицей». Каждый день имел свое название и значение.

1 день – «Встреча»

В этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили в санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы. После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы ей было видно, откуда весна придет.

Давайте поприветствуем Масленицу песенкой.

Дети: поют песню

2 день – «Заигрыши»

Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.

Ребята, хотите узнать, какие забавы были на Масленицу?

Соберите из разрезных картинок одну картинку и узнаете.

3 день – «Лакомка»

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивались ярмарки. Главный герой Масленицы – блин, в каждый день был особым, назывался по –разному: в 1 день – блинище, во 2 день – блин, в 3 день – блинец, в 4 день – блинчик, в 5 день – блинок, в 6 день – блиночек, в 7 день – царский блин.

Давайте мы с вами испечем блины.

Пальчиковая гимнастика «Блины»

4 день – «Разгул»

В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.

Игра «Снежки»

Мы сейчас тоже поиграем в снежки (Дети разбиваются на две команды, у каждой команды своя корзина и снежки, нужно как можно больше снежков забросить в корзину противника)

Молодцы, обе команды сильные.

5 день – «Тещины вечера»

Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.

6 день – «Золовкины посиделки»

В этот день молодые невестки приглашали всю родню к себе в гости.

7 день – «Прощеное воскресенье»

В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды.При этом говорили«Прости меня, пожалуйста!».А в ответ слышали«Бог тебя простит!»

В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. Давайте и мы с вами сожжем чучело Масленицы.

Дети: на куклу Масленицы набрасывают макет огня и черную ткань,а один ребенок говорит слова:

Масленица прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Так народ окончательно прощался с зимой. После того, как чучело сгорало, пепел от него разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай с полей.

Итог занятия.

Звучит отрывок из «Времен года» П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

Воспитатель:

Есть такая поговорка«Не всё коту масленица».

Она означает, что всё заканчивается в своё время. И наше занятие подошло к концу. О каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы?

Солнышко, которое пришло сегодня к нам в гости послушать про Масленицу, прощается с вами и говорит спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Весна идет...."

Конспект НОД для детей младшего возраста на тему "Весна идет......."...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Весна»

Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Весна» ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда пришла книга"

Создание условий для  формирования интереса к книге, как к источнику знаний и произведению искусства...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Весна. Перелетные птицы»

В этом занитии у детей формируется  элементарные представления о жизни птиц в весенний период...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: "Весна" в младшей группе

Конспект ООД «Весна» в младшей группе.Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру.Задачи:Образовательные:-закрепление представлений о весне и ее приметах;-уточнени...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством уточнения и расширения представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.Задачи:  Образовательные:закрепить...