Конспект НОД по познавательному развитию. Масленица. Пришла весна.
план-конспект занятия
Цель: знакомство детей с историей и традициями русского народа. Дать детям представление о народном празднике – Масленица, ее значением, символами, традициями. Знакомить с русским народным фольклором, используя, скороговорки, народные песни, пословицы, детское народное творчество. Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
Задачи:
• познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями
• познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение
• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни
•активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье
• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни
• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию. Масленица. Пришла весна.
Цель: знакомство детей с историей и традициями русского народа. Дать детям представление о народном празднике – Масленица, ее значением, символами, традициями. Знакомить с русским народным фольклором, используя, скороговорки, народные песни, пословицы, детское народное творчество. Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
Задачи:
• познакомить детей с историей празднования Масленицы, её значением, символами, традициями
• познакомить с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение
• разучить русские народные частушки про масленицу, обрядовые песни
•активизировать словарь детей: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье
• воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа, умение применять их в жизни
• воспитывать интерес к русскому фольклору, воспитывать чувство музыкального ритма
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Звучит запись русской народной песни «Зимняя песенка».
Воспитатель:
Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима) А месяц какой? (февраль). Какой это по счету зимний месяц? (3-й) Значит, он последний? Зима заканчивается, скоро наступит весна. Скажите, ребята, чего нам так не хватает зимой? (солнца)
(На столе появляется шкатулка)
Ребята, как вы думаете, что в этой волшебной шкатулке?
Дети: солнышко.
Ребята, солнышко приглашает вас на праздник, который издавна отмечался в России и был связан с проводами зимы. Может кто-нибудь знает, что это за праздник?
Дети: Масленица
Правильно, Масленица. Мы сейчас все узнаем об этом празднике.
(Показ слайдов презентации «Красна Масленица»)
2. История появления Масленицы.
Воспитатель:
Масленицу на Руси встречали в конце февраля, начале марта, отмечали с размахом, ярко, шумно. Это один из веселых, заводных предвесенних народных праздников. Именно в это время русский народ провожает зиму и готовится встречать весну.
- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./
- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)
Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.
На шесте стою, с высока гляжу.
Тело, руки, голова всё из соломы у меня
Обрядили, принесли,
А затем меня сожгли. /Чучело куклы-масленицы./
Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. /Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы/.
Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. /Демонстрация куколки./ Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.
.Согласно легенде, Масленица родилась на севере. Отцом её был Мороз. Однажды в суровый зимний день увидел человек прячущуюся за большущими сугробами девушку. Позвал человек её развеселить, накормить людей. Пришла Масленица и предстала перед людьми не хрупкой девушкой, а здоровой бабой, с румяными от мороза щеками, строгим взглядом и громко смеющейся. Наши предки Масленицу отмечали широко: маскарадами, катаниями на санях, каруселях, с песнями, плясками, веселыми играми, частушками. Главным символом Масленицы было именно это. Отгадайте загадку и узнаете, что.
Загадка
Лежит передо мною, сметанкою полит. Люблю его, не скрою! Как солнышко блестит!Скажу я только маме: «Есть буду – не один! А поделю с друзьями, я самый вкусный …»
Дети: Блин
Верно, ребята, блин – ведь он похож на солнышко.
Игра «Блинок»
Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа.
Все стоят в кругу и говорят слова:
Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)
Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)
Оставайся такой, да не подгорай.
Пшшшш…. (присели на корточки)
Ой, подгорел. (Играем два раза)
Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»
Цель: воспитывать любовь к народным играм.
Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:
Ты катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячий блинчик, тот
Сейчас станцует нам.
У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.
А сейчас ребята подготовили для вас частушки.
а) Приходите, заходите
на румяные блины.
Нынче масляна неделя –
будьте счастливы, как мы!
б) Я на Масляну готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
в) Прилетели марсиане,
Осталися довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
г) Девки рады, парни тоже
Расцелуем всех, как сможем.
Подавим сопротивленье
Зимней стужи, без сомненья!
Пусть Весна – красна девица
С нами тоже порезвиться.
д) Веселей играй, гармошка,
Масленица – не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Молодцы, ребята, развеселили нас.
Воспитатель:
4. Беседа «Масленичная неделя».
Масленица длилась семь дней и называлась «сырной седьмицей». Каждый день имел свое название и значение.
1 день – «Встреча»
В этот день парни и девушки делали соломенное чучело, надевали на него старую женскую одежду и возили в санях по всей деревне с песнями – приветствиями Масленицы. После катаний, насаживали чучело на шест, вывозили на самое высокое место, чтобы ей было видно, откуда весна придет.
Давайте поприветствуем Масленицу песенкой.
Дети: поют песню
2 день – «Заигрыши»
Парни приглашали девушек кататься с ледяных горок, присматривали себе невест. В этот день устраивались разные игры, забавы, пляски.
Ребята, хотите узнать, какие забавы были на Масленицу?
Соберите из разрезных картинок одну картинку и узнаете.
3 день – «Лакомка»
В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. На улицах устраивались ярмарки. Главный герой Масленицы – блин, в каждый день был особым, назывался по –разному: в 1 день – блинище, во 2 день – блин, в 3 день – блинец, в 4 день – блинчик, в 5 день – блинок, в 6 день – блиночек, в 7 день – царский блин.
Давайте мы с вами испечем блины.
Пальчиковая гимнастика «Блины»
4 день – «Разгул»
В этот день строили снежные крепости, снежные городки, которые брали «с боем», бросались снежками. Это был самый заводной, весёлый, озорной день масленичной недели.
Игра «Снежки»
Мы сейчас тоже поиграем в снежки (Дети разбиваются на две команды, у каждой команды своя корзина и снежки, нужно как можно больше снежков забросить в корзину противника)
Молодцы, обе команды сильные.
5 день – «Тещины вечера»
Это были тихие, спокойные вечера, в которые зятья приглашали своих тёщ (матерей своих жен) на блины.
6 день – «Золовкины посиделки»
В этот день молодые невестки приглашали всю родню к себе в гости.
7 день – «Прощеное воскресенье»
В этот день все ходили друг к другу мириться, просить прощение за нанесенные в течение года обиды.При этом говорили: «Прости меня, пожалуйста!».А в ответ слышали: «Бог тебя простит!»
В воскресенье «барыню Масленицу» провожали, разжигали большой костер и торжественно сжигали чучело масленицы. Давайте и мы с вами сожжем чучело Масленицы.
Дети: на куклу Масленицы набрасывают макет огня и черную ткань,а один ребенок говорит слова:
Масленица прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Так народ окончательно прощался с зимой. После того, как чучело сгорало, пепел от него разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай с полей.
Итог занятия.
Звучит отрывок из «Времен года» П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»
Воспитатель:
Есть такая поговорка: «Не всё коту масленица».
Она означает, что всё заканчивается в своё время. И наше занятие подошло к концу. О каком народном празднике мы сегодня говорили? Что он означает? Как долго длится? Что является символом Масленицы? Как заканчивается праздник? Для чего сжигают чучело Масленицы?
Солнышко, которое пришло сегодня к нам в гости послушать про Масленицу, прощается с вами и говорит спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Весна идет...."
Конспект НОД для детей младшего возраста на тему "Весна идет......."...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Весна»
Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Весна» ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда пришла книга"
Создание условий для формирования интереса к книге, как к источнику знаний и произведению искусства...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Весна. Перелетные птицы»
В этом занитии у детей формируется элементарные представления о жизни птиц в весенний период...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «познавательное, социально-коммуникативное развитие, безопасность» Раздел «познавательное развитие» Тема: «Пришла весна» Возрастная группа: средняя группа.
Расширять представления об изменениях в природе (деревьях)весной на экологической тропе....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: "Весна" в младшей группе
Конспект ООД «Весна» в младшей группе.Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру.Задачи:Образовательные:-закрепление представлений о весне и ее приметах;-уточнени...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
Цель: формирование экологической культуры воспитанников посредством уточнения и расширения представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.Задачи: Образовательные:закрепить...
