Конспект ООД Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект ООД Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" для детей 5-6 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Сказка»
Подготовила: воспитатель
Пономарева Ольга Николаевна
Камень-на Оби, 2025
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная.
Форма: посещение картинной галереи, ООД по ознакомлению с пейзажем.
Цель: Знакомство детей с русским художником И.И. Шишкиным и его пейзажем «Утро в сосновом лесу», создание условий для формирования культурных ценностей у дошкольников.
Задачи для детей:
- Закрепить знания детей о жанре живописи; пейзаж. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
- Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности.
- Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки, неловкие, неповоротливые).
- Воспитывать эстетическое восприятие пейзажа.
Материалы и оборудование: Репродукция картины ««Утро в сосновом лесу», портрет И.И. Шишкина, д/и «Подбери оттенок к картине».
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Ход образовательной деятельности.
Последовательность, алгоритм | Содержание деятельности | Действия | |
Педагог | Дети | ||
1.Организационный этап. Эмоциональный настрой на совместную деятельность. | Здравствуйте уважаемые гости. Ребята, прошу вас встать в круг и взяться за руки. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! | Эмоционально включает детей в действие. | Концентрируют внимание, проявляют интерес. |
2. Мотивация к деятельности. | У нас в детском саду есть картинная галерея, в ней находится часть репродукций из Третьяковской галереи. С некоторыми из них мы уже познакомились и сегодня я приглашаю вас посетить нашу галерею еще раз. Посещение картинных галерей приобщает ребенка к культуре, и он становится благодарным и восприимчивым посетителем выставок, галерей, культурных событий нашей страны. | Активизирует к просмотру картин в галереи, мотивирует к дальнейшей деятельности. | Проявляют интерес к теме занятия. |
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть: В переводе – неживая природа. Это значит, мир вещей. Поищи их поскорей! То, что на столе стоит, То, что на полу лежит, То, что на стене висит Художник всё объединит, Одним словом назовет: «Натюрморт». Если видишь, что с картины Кто-то смотрит на тебя, Может женщина, мужчина, Может мамочка твоя Или несколько людей, То ты сразу не робей. Говори всегда в ответ: «Знаю я это – портрет!» Если видишь на картине Разливается река, Или горы, или иней, Или в небе облака; Если видишь дом, деревья, Поле, море иль шалаш, Обязательно картина Называется пейзаж. Как вы думаете, ребята, в каком жанре написаны все эти картины? | Заинтересовывает детей к дальнейшей деятельности.
| Отгадывают загадки. Дети определяют в каком жанре написаны представленные картины. | |
э3. Актуализация темы | Удивительный мир находится вокруг нас, и это мир природы. Увидеть ее красоту нам помогают художники через свои произведения, свои картины. | Задает вопрос, стимулирует на последующие действия. | Отвечают на вопросы, проявляют интерес. |
4. Определение совместной деятельности. | Сегодня я хочу познакомить вас с русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным и его пейзажем. Иван Иванович Шишкин – живописец недюжинного таланта, он имел большую славу и почет уже при жизни, и отдавался работе всем сердцем. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его называли «лесной богатырь». Есть у Ивана Ивановича Шишкина картина, которую знают все – и взрослые и дети. Она называется «Утро в сосновом лесу». Вопрос: - Как вы думаете, чем говорит название картины? (Само название картины «Утро в сосновом лесу» говорит о начале нового дня.) Сосны чуть пониже туч, По стволам смола стекает, И с утра на них играет Золотой зайчонок луч. Словно в синем море волны, Лес шумит прохладой полный В зелень яркую одетый Он хорош в разгаре лета. | Задает вопрос, стимулирует на последующие действия. | Сосредотачивают внимание, проявляют интерес. |
Вопрос: - Ребята, что изображают художники в пейзажах? - В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды, передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных. - Как вы думаете, чем говорит название картины? (Само название картины «Утро в сосновом лесу» говорит о начале нового дня.) Картина "Утро в сосновом лесу" находится в Москве в Третьяковской галереи — это одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Но оно известно еще под одним названием. Вопрос: - Может быть кто из вас знает, как по-другому называют картину Шишкина? Эту картину называют «Три медведя", а на самом деле на картине изображено четыре медведя. Вопрос: - Какое время суток художник изобразил на картине? - Утро какое? (раннее) - Почему вы так решили? (потому что солнечные лучи только пробиваются сквозь облака и нет яркого солнца). На картине все смотрится очень гармонично, первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса; зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. Они придают картине торжественную атмосферу. Вопрос: - Как вы думаете, с чего можно начать описание картины? Описание картины «Утро в сосновом лесу» стоит начать с тех деталей, которые внимательному зрителю могут показаться необычными. Вопрос: - Что находится в центе пейзажа? Как вы думаете, что случилось с сосной? В центре пейзажа ветхая сломанная посередине сосна, она вырвана из-под земли то ли разыгравшейся некогда стихией, а то ли дерево от своей старости медленно кренилось, постепенно обнажая свои корни. Первоначально на полотне был лишь сосновый лес, окутанный утренним туманом, совсем без медведей. И такой картина могла бы остаться. Но именно «мишки» сделали ее легендарной. Вопрос: - Как вы думаете откуда и почему появились медведи на картине? Как появились на холсте медведи, доподлинно неизвестно. По одной из версий предполагается, что Иван Иванович закончил работу и был ей вполне доволен. Как-то раз, пригласив в гости ближайшего друга Константина Савицкого, тоже художника, Шишкин продемонстрировал ему свое полотно. А тот убедил автора дополнить пейзаж медведями. И это именно он придумал композицию и сам изобразил медведей. Сначала двух, а потом так вошел во вкус, что в окончательном варианте медведей на картине стало четверо. Картина изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат. Вопрос: - Как вы думаете, откуда пришли мишки, что они делают в лесу на дереве, что ищут? Опишите их (шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный). Опишите, какой вы видите медведицу, что по вашему мнению она делает? Медвежата выбирались из укромного жилища и вышли на прогулку в сосновый лес. Он кажется таинственным и сказочным. Здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека. Три маленьких неповоротливых медвежонка карабкаются по обломкам сосны, исследуя ее текстуру и заодно тренируя цепкие когти. У основания поваленного дерева расположилась медведица-мать, упершись передними лапами в подзолистую почву. Почуяв опасность, она грозно рычит, готовая в любую секунду защитить своих несмышленых детенышей. Медведица, как заботливая и осторожная мать, зорко следит за своими резвыми медвежатами, которые, ещё не зная тревог и опасностей, исследуют мир вокруг себя. Утром в сосновом бору Затеяли мишки игру: Забравшись на дерево, мишки Кидали сосновые шишки… А мама - медведица сердится: - Слезайте! – кричит им медведица. – Вы что ж опять натворили? Такую сосну повалили! Но маму не слушают дети. Довольны собою медведи: - Пусть с виду мы косолапые, Зато мы ребята не слабые! Вопрос: - Как вы думаете, кто главный на этой картине? Эта группа животных на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание. Но главные в картине не эти симпатичные звери, а дремучий лес. Вопрос: - Ребята, а каким вы видите лес, опишите его, какой он? (могучий, таинственный, сказочный, густой, не проходимый) - Какие краски использовал художник чтобы передать красоту пробуждающегося леса? (цвета использовались в картине по насыщенности мрачные, темные неяркие, приглушенные, сумрачные, блёклые, спокойные, больше зелёного и коричневого тона, холодный – синий.). Лес находится далеко в глухих местах от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль. Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками. Какие чувства вызывает у вас картина? Какое настроение? Что вам хочется делать, глядя на неё? (Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох). Мне кажется, что художник писал эту картину с каким-то особым трепетом. Картина навевает такие чувства, как спокойствие, умиротворения, и вызывает улыбку на лице и веру в то, что все будет хорошо. Глядя на этот лес, не хочется оставаться в шумном городе, сидеть в душной квартире, а хочется попасть именно в этот сосновый лес, гулять по нему, дышать свежим воздухом и непременно хочется заглянуть за эти сосны, увидеть какую еще красоту скрывает от нас природа. Вопрос: - Как вы думаете, что может скрываться за этим лесом? (Наверняка за ними находятся горы, озеро, горная река) Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн. Мы не видим художника, не слышим его голоса, но глядя на картину «Утро в сосновом лесу» мы видим красоту и богатство нашей родной природы. | Включает детей в процесс знакомства с пейзажем. | Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога. Дети определяют время суток. Дети определяют с чего можно начать описание картины. Дети определяют, что находится в центре пейзажа. Дети предполагают почему художник решил дорисовать мишек. Дети предполагают откуда пришли медведи. Дети описывают, лес, медвежат, медведицу. Дети читают стихи. Дети определяют, кто главный на картине. Дети описывают лес. Дети называют цвета, которые художник использовал при написании картины. Дети описывают свои чувства, настроение. Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога. | |
5. Совместная деятельность воспитателя и детей | А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Подбери оттенок к картине».
| Обращает внимание на разнообразие оттенков, приготовленных на столе для игры. Активизирует на совместную деятельность. | Подбирают нужные оттенки. Представляю палитру цветов. |
6. Анализ-рефлексия | Какое настроение у вас вызвала картина? Какие краски использовал художник? Кто главный в этом натюрморте? Как называется картина? Угощение конфетами «Мишка косолапый» | Выражает оценку деятельности детей. Мотивирует желание у детей принимать участие мероприятиях. | Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, анализируют собственную и деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина "Зима"
обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; учить составлять рассказ по картине; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства, проявляет интере...

Рассматривание и описание картины И.Шишкина "Утро в сосновом бору"
Закрепляем с детьми умение рассматривать и описывать картину И.Шишкина "Утро в сосновом бору"...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Конспект НОД рассматривание и описание сюжетной картины "Ежи"
Цель: учить детей рассматривать и описывать картину....

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие в первой младшей группе по развитию речи и изодеятельности
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие в первой младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: &laq...


