«Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.»
материал

Цель: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.

Задачи:

1. Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.

2. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения).

3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы.

4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально – положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.

5. Помочь овладению коммуникативными навыками.

6. Последовательно знакомить детей с разными видами театра.

7. Совершенствовать речевую активность детей.

8. Способствовать накоплению эмоционально -чувственного опыта у детей.

9. Помочь овладению коммуникативными навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2 имени В.И. Воропаева»

Доклад на МО  

«Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.»  

                                               

                                                                         

.

                                                                             Воспитатель: Тихонова Е. М.

                                      г. Ула -Удэ

Цель: Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.

Задачи:

1. Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.

2. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения).

3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы.

4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально – положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.

5. Помочь овладению коммуникативными навыками.

6. Последовательно знакомить детей с разными видами театра.

7. Совершенствовать речевую активность детей.

8. Способствовать накоплению эмоционально -чувственного опыта у детей.

9. Помочь овладению коммуникативными навыками.

Структура проведения занятий:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов.

Игры «Бегал заяц по болоту»«Сидит белка на тележке»«А каток, каток, каток»,

«Дует ветер нам в лицо» и т. д.

Часть 2. Продуктивная

В неё входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций,

рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

Сказкотерапия, с элементами импровизации,

разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с

использованием мимики. Игры на развитие воображения и памяти - игры включают в себя

запоминание (стихов, потешек, схем, небольших рассказов, рисование,

аппликации, коллажи - использование различных видов

нетрадиционного рисования).

3 часть. Завершающая.

Цель занятия - получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А также получение ребёнком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО  деятельности организуются выставки детских работ.

Каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, рекомендуют понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

     - предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т. к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Контроль знаний и умений детей :

1. Начальная диагностика – проводиться в начале обучения, при поступлении ребёнка на реабилитацию.

2. Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время реабилитации.

Критерии оценки умений и навыков детей в театральной деятельности детей ОВЗ младшего школьного возраста.

1. Использование всех частей речи.

3 балла – использует в разговоре все части речи правильно,

2 балла - частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно.

1 балл – зачастую неправильно использует части речи.

2. Составление предложений.

3 балла – грамотно составляет простые предложения, предложения с однородными членами

2 балла – правильно составляет простые предложения, не всегда грамотно пользуется предложениями с однородными членами.

1 балл – испытывает сложности в построении даже простых предложений.

3. Умение имитировать характерные действия персонажей.

3 балла – самостоятельно имитирует действия персонажа.

2 балла – имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого.

1 балл – не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа.

4. Передача эмоционального состояния другого человека.

3 балла – ребёнок сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя.

2 балла –передаёт эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого или другого ребёнка.

1 балл – не может показать эмоцию даже повторить её за другим.

5. Использование в играх театральных игрушек, картинок.

3 балла – ребёнок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль.

2 балла – ребёнок может использовать театральные игрушки в игре, повторяя действия взрослого.

1 балл – никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки.

6. Импровизация на несложные сюжеты песенок, сказок.

3 балла – ребёнок с удовольствием использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.

2 балла – ребёнок с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.

1 балл – ребёнок не использует в игре знакомый сюжет

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей ОВЗ младшего школьного возраста.

Высокий уровень (18-21 балл) - ребёнок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного      произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен  сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно -образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поёт, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов) - проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнёрами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов) – мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.​ Чтение и совместный анализ сказок.

2.​ Проигрывание отрывка из сказок.

3.​ Прослушивание сказок, потешек , стихотворений с использованием компьютера.

4.​ Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5.​ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6.​ Словесные, настольные и подвижные игры.

7.​ Пантомимические этюды и упражнения.

8.​ Дыхательная гимнастика.

9.​ Артикуляционная гимнастика.

10.​ Пальчиковые игры со словами.

11.​ Разучивание чистоговорок.

12. Посещение спектаклей в театрах города.

Правила работы с детьми.

1.​ Осуществлять выбор детей на роль с учётом их собственных желаний.

2.​ Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

3.​ Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребёнком, каковы его основные достижения.

4.​ При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Дети будут знать и уметь:

- уметь самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки;

- снимать напряжение с отдельных групп мышц;

- научатся запоминать и описывать любого героя;

- строить простейший диалог;

- распределять между собой обязанности и роли;

Занимаясь театрализованной  деятельностью дети приобретут:

- уверенность в себе;

- умение играть в коллективе.

Работа складывается следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, раскрывает перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность дошкольника.

2. Творческие задания,  направленные  на  разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Метод сказкотерапии  используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

4. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Взаимодействие с родителями.

1. Изготовление костюмов для постановок, утренников.

2. Презентация « Мы – артисты»

3. Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности.

4. Оформление различных видов театра из бросового материала.

5. Подготовка информации для родителей по следующим темам:

    Консультации 

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей », «Развитие у детей сценического искусства»«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»;

    Рекомендация 

«Театрализованные игры дома»;

     Буклет 

«Как поддержать интерес к театру».

6 Итоговая инсценировка сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....

Развитие творческих способностей у людей с ОВЗ средствами изобразительного искусства

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котор...

Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"

Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»

Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»

laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов    «Театральный ринг»...