Методическая разработка "Создание и использование развивающей среды для гармоничного развития детей раннего возраста через мягкую педагогику"
методическая разработка (младшая группа)
Цели,задачи, пример годового планирования для группы раннего возраста с использованием технологии "Мягкая среда"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида» с. Зеленец
Методическая разработка
«Создание и использование развивающей среды для гармоничного развития
детей раннего возраста через мягкую педагогику».
Автор: Иванова Т.А.,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1
общеразвивающего вида» с. Зеленец
с. Зеленец, 2024
Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на создании условий для индивидуализации развития ребёнка, поддержки его инициативы и эмоционального благополучия. В этом контексте особый интерес представляет технология «Мягкая педагогика», которая предполагает использование мягких, натуральных материалов для создания тактильно-обогащённой среды. Её ключевая идея — развитие ребёнка через взаимодействие с мягкими, натуральными материалами, которые стимулируют сенсорный опыт, эмоциональное благополучие и творческую активность. Этот подход соответствует требованиям ФГОС ДО, акцентируя внимание на индивидуализации, поддержке инициативы и интеграции образовательных областей Данный подход не только соответствует принципам гуманистической педагогики, но и способствует интеграции сенсорного, эмоционального и познавательного развития детей.
Мягкая педагогика базируется на следующих теоретических положениях:
- Гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс): создание условий для самореализации и эмоционального комфорта ребёнка.
- Сенсорная интеграция (А. Джин Айрес): развитие нейронных связей через тактильные, зрительные и слуховые стимулы.
- Игровая педагогика (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин): использование игры как ведущего вида деятельности для развития познавательных и социальных навыков.
- Мягкая арт-педагогика/ Мягкая среда (Т.Д. Фицнер, Е.Д. Файзулаева): создание одновременно безопасной, творческой и инклюзивной образовательно-развивающей среды.
Основная идея Мягкой педагогики заключается в том, что мягкие материалы (текстиль, фетр, вязаные изделия) создают ощущение безопасности и стимулируют сенсорное восприятие, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста. Пространство наполняется элементами, которые откликаются на прикосновения: ковры из фетра, вязаные игрушки, тканевые конструкторы, пушистые рукавички. Например, «Шифоновая радуга» — набор разноцветных лоскутов — используется для адаптации, снятия тревожности и обучения цветам
Методические аспекты реализации технологии
1. Создание тактильно-обогащённой среды
Пространство группы организуется с использованием мягких элементов: ковров, подушек, текстильных конструкторов. Это позволяет детям свободно исследовать материалы, развивая мелкую моторику и тактильную чувствительность.
2. Использование сенсорных пособий
- «Вязаная графика»: пособие для развития мелкой моторики и подготовки к письму.
- «Мнушки»: антистрессовые игрушки, способствующие эмоциональной регуляции.
- Мягкие рукавички: инструмент для установления доверительного контакта между воспитателем и ребёнком.
3. Интеграция образовательных областей
Мягкая педагогика позволяет реализовать задачи всех пяти образовательных областей ФГОС ДО:
- Социально-коммуникативное развитие: игры с мягкими куклами в национальных костюмах (например, коми девочка Настук и мальчик Ёгор ) знакомят с культурным разнообразием.
- Познавательное развитие: изучение форм, цветов и размеров через тактильные пособия (например, «Волшебный чемоданчик» с масками и костюмами, «Пушистые лапки»).
- Речевое развитие: составление рассказов с использованием мягких персонажей (например, использование пособия «Сказка на фартуке»).
- Художественно-эстетическое развитие: создание поделок из текстиля (например, «Гусеничка»).
- Физическое развитие: ползание по мягким «полянкам», игры с рукавичками.
При создании развивающей среды в группе раннего возраста в соответствии с технологией «Мягкая среда» основной целью будет создание условий для гармоничного развития детей раннего возраста через мягкую педагогику, обеспечивающую эмоциональный комфорт, безопасность и поддержку индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Задачи:
- Организовать мягкую, безопасную и комфортную среду для детей.
- Способствовать развитию эмоционального интеллекта, доверия к миру и самостоятельности.
- Развивать сенсорные, двигательные и социальные навыки через мягкие формы взаимодействия.
- Вовлечь родителей в процесс создания и поддержания мягкой среды.
Основные принципы мягкой педагогики:
- Эмоциональная поддержка – создание атмосферы доверия и заботы.
- Безопасность – использование мягких материалов, отсутствие острых углов и опасных предметов.
- Индивидуальный подход – учет темпа развития и интересов каждого ребенка.
- Свобода выбора – предоставление детям возможности выбирать деятельность.
- Естественность – использование природных материалов и мягких цветов.
Ожидаемые результаты:
- Создана комфортная и безопасная среда, которая способствует адаптации и развитию детей.
- Дети активно участвуют в играх и занятиях, проявляют интерес к мягким материалам.
- Родители вовлечены в процесс, что укрепляет взаимодействие между семьей и детским садом.
Пример годового планирования для группы раннего возраста с использованием технологии «Мягкая среда»
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Организация развивающей среды | Работа с родителями |
Сентябрь | Адаптационный период Проведение игр на знакомство («Кто у нас тут?», «Давай познакомимся»). Чтение сказок и потешек в уютной обстановке. | -помочь детям адаптироваться к новой среде. -создать атмосферу доверия и комфорта. | Организация «мягких уголков» с подушками, пледами, мягкими игрушками. | Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду». Сбор мягких игрушек и материалов для группы изготовленных своими руками из безопасных материалов. |
Октябрь | Осенние краски Игры с мягкими мячами и кубиками. Творческая деятельность: аппликация из мягкой бумаги и ткани. | -развитие сенсорного восприятия через мягкие материалы. -знакомство с осенними явлениями. | Создание «сенсорных коробок» с мягкими листьями, шишками, тканью. Внесение пособия «Коврограф». | Мастер-класс «Сенсорные игры дома». |
Ноябрь | «Здравствуй, зима!» Игры с мягким снегом (вата, синтепон). Чтение зимних сказок в «мягком уголке». Лепка из мягкого теста. | -развитие мелкой моторики через мягкие материалы. -формирование представлений о зиме. | Наполнение контейнеров «мягким снегом» (синтепон, вата) Пополнение центра художественно-эстетического развития соленым тестом, воздушным пластилином, кинетическим песком. | Совместное создание «зимнего уголка» в группе. |
Декабрь | «Новогодние чудеса» Новогодний утренник с мягкими персонажами (куклы, мишки). Игры с мягкими снежинками Выполнение заданий адвент-календаря | - создание праздничной атмосферы, радости ожидания праздника. - развитие творческих способностей. | украшение группы мягкими игрушками, изготовление пособия для выполнения дыхательной гимнастики - обруч «Снеговик с пушистыми снежками» - создание «мягкого» адвент-календаря из фетра и флиса. | Участие в подготовке новогоднего праздника. |
Январь | «Зимние забавы» Игры с мягкими мячами и ковриками. Сказкотерапия в «мягком уголке». Творческая деятельность: рисование на мягкой бумаге. | -развитие двигательной активности. -формирование навыков взаимодействия. | Пошив и внесение в уголок сенсорного ковра и пособия «Вязаная графика», сенсорных перчаток расшитых бусинами. | Консультация «Как играть с ребенком дома». |
Февраль | «Дружная семья» Сюжетно-ролевые игры с мягкими куклами и животными. Чтение сказок о дружбе и семье. Творческая деятельность: Игры на взаимодействие («Помоги другу»). | -формирование социальных навыков. - развитие эмоционального интеллекта. | внесение мягконабивных кукол, пошив нарядов для них; корзина с клубочками разноцветных шерстяных ниток | Совместное создание «семейного альбома». |
Март | «Весна-красна» Игры с мягкими цветами и травой (ткань, бумага). Творческая деятельность: аппликация «Весенний луг». Чтение весенних стихов и потешек. | -знакомство с весенними явлениями. -развитие творческих способностей. | Внесение пособия «Шифоновая радуга», разноцветных платочков разных размеров, сенсорных колец с лентами разной текстуры. | Мастер-класс «Весенние цветы» (изготовление цветов из синельной проволоки) |
Апрель | «В гостях у сказки» Театрализованные игры с мягкими персонажами. Чтение сказок в «мягком уголке». Игры с мягкими кубиками и вязанным конструктором. | -развитие воображения и речи. -формирование интереса к сказкам. | Внесение вязанного конструктора, вязанных мнушек. | Совместное создание мягких кукол, пальчикового театра. |
Май | «Здравствуй, лето!» - Игры с мягкими мячами и ковриками на улице. Творческая деятельность: рисование на песке. Чтение летних стихов и потешек. Наблюдение за одуванчиками. | - подготовка к летнему периоду. -развитие двигательной активности. | Массажные резиновые коврики и мячики. | Консультация «Летние игры на свежем воздухе». Мастер-класс «Веселая гусеничка» по изготовлению мягкой игрушки из носка и крупы. |
Рекомендации:
- Постепенно пополнять среду новыми материалами.
- Привлекать родителей к изготовлению пособий и организации игрового пространства.
- Уделять особое внимание индивидуальным занятиям с детьми.
Мягкая педагогика представляет собой эффективный инструмент для создания психологически безопасной образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Использование мягких материалов не только стимулирует сенсорное и эмоциональное развитие, но и способствует формированию у детей положительного отношения к обучению. Данная технология может быть рекомендована для внедрения в дошкольных учреждениях с целью повышения качества образовательного процесса.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом от 17 октября 2013 г. № 1155
2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.
3. Айрес А. Джин. Ребёнок и сенсорная интеграция.
4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы — Волгоград: Учитель, #1089;.
5. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006 г.
6. Файзулаева Е.Д. Мягкая педагогика. Воспитание детей раннего возраста. - М: Цветной Мир, #1089;.
#1070;шкова Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 240-243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

"Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"
В этой презентации я бы хотела поделиться своим опытом работы....

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"
Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)
Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...
Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"
В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....

Практика: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через проектную деятельность и создание предметно-развивающей среды»
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ре...

Картотека игр с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» для детей раннего возраста.
Картотека для педагогов раннего возраста, работающих с развивающей средой "Фиолетовый лес"...
