Методическая разработка "Создание и использование развивающей среды для гармоничного развития детей раннего возраста через мягкую педагогику"
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Татьяна Андреевна

Цели,задачи, пример годового планирования для группы раннего возраста с использованием технологии "Мягкая среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 общеразвивающего вида» с. Зеленец

Методическая разработка

«Создание и использование развивающей среды для гармоничного развития

детей раннего возраста через мягкую педагогику».

Автор: Иванова Т.А.,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1

общеразвивающего вида» с. Зеленец

с. Зеленец, 2024

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на создании условий для индивидуализации развития ребёнка, поддержки его инициативы и эмоционального благополучия. В этом контексте особый интерес представляет технология «Мягкая педагогика», которая предполагает использование мягких, натуральных материалов для создания тактильно-обогащённой среды. Её ключевая идея — развитие ребёнка через взаимодействие с мягкими, натуральными материалами, которые стимулируют сенсорный опыт, эмоциональное благополучие и творческую активность. Этот подход соответствует требованиям ФГОС ДО, акцентируя внимание на индивидуализации, поддержке инициативы и интеграции образовательных областей Данный подход не только соответствует принципам гуманистической педагогики, но и способствует интеграции сенсорного, эмоционального и познавательного развития детей.

Мягкая педагогика базируется на следующих теоретических положениях:

- Гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс): создание условий для самореализации и эмоционального комфорта ребёнка.

- Сенсорная интеграция (А. Джин Айрес): развитие нейронных связей через тактильные, зрительные и слуховые стимулы.

- Игровая педагогика (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин): использование игры как ведущего вида деятельности для развития познавательных и социальных навыков.

- Мягкая арт-педагогика/ Мягкая среда (Т.Д. Фицнер, Е.Д. Файзулаева): создание одновременно безопасной, творческой и инклюзивной образовательно-развивающей среды.

Основная идея Мягкой педагогики заключается в том, что мягкие материалы (текстиль, фетр, вязаные изделия) создают ощущение безопасности и стимулируют сенсорное восприятие, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста. Пространство наполняется элементами, которые откликаются на прикосновения: ковры из фетра, вязаные игрушки, тканевые конструкторы, пушистые рукавички. Например, «Шифоновая радуга» — набор разноцветных лоскутов — используется для адаптации, снятия тревожности и обучения цветам

Методические аспекты реализации технологии

1. Создание тактильно-обогащённой среды

Пространство группы организуется с использованием мягких элементов: ковров, подушек, текстильных конструкторов. Это позволяет детям свободно исследовать материалы, развивая мелкую моторику и тактильную чувствительность.

2. Использование сенсорных пособий

- «Вязаная графика»: пособие для развития мелкой моторики и подготовки к письму.

- «Мнушки»: антистрессовые игрушки, способствующие эмоциональной регуляции.

- Мягкие рукавички: инструмент для установления доверительного контакта между воспитателем и ребёнком.

3. Интеграция образовательных областей

Мягкая педагогика позволяет реализовать задачи всех пяти образовательных областей ФГОС ДО:

- Социально-коммуникативное развитие: игры с мягкими куклами в национальных костюмах (например, коми девочка Настук и мальчик Ёгор ) знакомят с культурным разнообразием.

- Познавательное развитие: изучение форм, цветов и размеров через тактильные пособия (например, «Волшебный чемоданчик» с масками и костюмами, «Пушистые лапки»).

- Речевое развитие: составление рассказов с использованием мягких персонажей (например, использование пособия «Сказка на фартуке»).

- Художественно-эстетическое развитие: создание поделок из текстиля (например, «Гусеничка»).

- Физическое развитие: ползание по мягким «полянкам», игры с рукавичками.

При создании развивающей среды в группе раннего возраста в соответствии с технологией «Мягкая среда» основной целью будет создание условий для гармоничного развития детей раннего возраста через мягкую педагогику, обеспечивающую эмоциональный комфорт, безопасность и поддержку индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Задачи:

- Организовать мягкую, безопасную и комфортную среду для детей.

- Способствовать развитию эмоционального интеллекта, доверия к миру и самостоятельности.

- Развивать сенсорные, двигательные и социальные навыки через мягкие формы взаимодействия.

- Вовлечь родителей в процесс создания и поддержания мягкой среды.

Основные принципы мягкой педагогики:

- Эмоциональная поддержка – создание атмосферы доверия и заботы.

- Безопасность – использование мягких материалов, отсутствие острых углов и опасных предметов.

- Индивидуальный подход – учет темпа развития и интересов каждого ребенка.

- Свобода выбора – предоставление детям возможности выбирать деятельность.

- Естественность – использование природных материалов и мягких цветов.

Ожидаемые результаты:

- Создана комфортная и безопасная среда, которая способствует адаптации и развитию детей.

- Дети активно участвуют в играх и занятиях, проявляют интерес к мягким материалам.

- Родители вовлечены в процесс, что укрепляет взаимодействие между семьей и детским садом.

Пример годового планирования для группы раннего возраста с использованием технологии «Мягкая среда»

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Организация развивающей среды

Работа с родителями

Сентябрь

Адаптационный период Проведение игр на знакомство («Кто у нас тут?», «Давай познакомимся»).

Чтение сказок и потешек в уютной обстановке.

-помочь детям адаптироваться к новой среде.

-создать атмосферу доверия и комфорта.

Организация «мягких уголков» с подушками, пледами, мягкими игрушками.
Внесение пособия «Пушистые лапки»
Пошив мягких, ярких чехлов на стульчики.

Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду».

Сбор мягких игрушек и материалов для группы изготовленных своими руками из безопасных материалов.

Октябрь

Осенние краски

Игры с мягкими мячами и кубиками.

Творческая деятельность: аппликация из мягкой бумаги и ткани.

-развитие сенсорного восприятия через мягкие материалы.

-знакомство с осенними явлениями.

Создание «сенсорных коробок» с мягкими листьями, шишками, тканью.

Внесение пособия «Коврограф».

Мастер-класс «Сенсорные игры дома».

Ноябрь

«Здравствуй, зима!»

Игры с мягким снегом (вата, синтепон).

Чтение зимних сказок в «мягком уголке».

Лепка из мягкого теста.

-развитие мелкой моторики через мягкие материалы.

-формирование представлений о зиме.

Наполнение контейнеров «мягким снегом» (синтепон, вата)

Пополнение центра художественно-эстетического развития соленым тестом, воздушным пластилином, кинетическим песком.

Совместное создание «зимнего уголка» в группе.

Декабрь

«Новогодние чудеса»

Новогодний утренник с мягкими персонажами (куклы, мишки).

Игры с мягкими снежинками

Выполнение заданий адвент-календаря

- создание праздничной атмосферы, радости ожидания праздника.

- развитие творческих способностей.

украшение группы мягкими игрушками,

изготовление пособия для выполнения дыхательной гимнастики - обруч «Снеговик с пушистыми снежками»

- создание «мягкого» адвент-календаря из фетра и флиса.

Участие в подготовке новогоднего праздника.

Январь

«Зимние забавы»

Игры с мягкими мячами и ковриками.

Сказкотерапия в «мягком уголке».

Творческая деятельность: рисование на мягкой бумаге.

-развитие двигательной активности.

-формирование навыков взаимодействия.

Пошив и внесение в уголок сенсорного ковра и пособия «Вязаная графика», сенсорных перчаток расшитых бусинами.

Консультация «Как играть с ребенком дома».

Февраль

«Дружная семья»

Сюжетно-ролевые игры с мягкими куклами и животными.

Чтение сказок о дружбе и семье.

Творческая деятельность:
«Платочек для мамы»

Игры на взаимодействие («Помоги другу»).

-формирование социальных навыков.

- развитие эмоционального интеллекта.

внесение мягконабивных кукол, пошив нарядов для них; корзина с клубочками разноцветных шерстяных ниток

Совместное создание «семейного альбома».

Март

«Весна-красна»

Игры с мягкими цветами и травой (ткань, бумага).

Творческая деятельность: аппликация «Весенний луг».

Чтение весенних стихов и потешек.

-знакомство с весенними явлениями.

-развитие творческих способностей.

Внесение пособия «Шифоновая радуга», разноцветных платочков разных размеров, сенсорных колец с лентами разной текстуры.

Мастер-класс «Весенние цветы» (изготовление цветов из синельной проволоки)

Апрель

«В гостях у сказки»

Театрализованные игры с мягкими персонажами.

Чтение сказок в «мягком уголке».

Игры с мягкими кубиками и вязанным конструктором.

-развитие воображения и речи.

-формирование интереса к сказкам.

Внесение вязанного конструктора, вязанных мнушек.
Изготовление игрового пособия «Театр на фартуке», масок из фетра, пальчикового театра из фетра и ниток.

Совместное создание мягких кукол, пальчикового театра.

Май

«Здравствуй, лето!»

- Игры с мягкими мячами и ковриками на улице.

Творческая деятельность: рисование на песке.

Чтение летних стихов и потешек.

Наблюдение за одуванчиками.

- подготовка к летнему периоду.

-развитие двигательной активности.

Массажные резиновые коврики и мячики.
Внесение сенсорной книги, с мягкими страницами и различными сенсорными материалами.
Внесение мягкого конструктора – липучки, водного коврика для рисования водой

Консультация «Летние игры на свежем воздухе».

Мастер-класс «Веселая гусеничка» по изготовлению мягкой игрушки из носка и крупы.

Рекомендации:

- Постепенно пополнять среду новыми материалами.

- Привлекать родителей к изготовлению пособий и организации игрового пространства.

- Уделять особое внимание индивидуальным занятиям с детьми.

Мягкая педагогика представляет собой эффективный инструмент для создания психологически безопасной образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Использование мягких материалов не только стимулирует сенсорное и эмоциональное развитие, но и способствует формированию у детей положительного отношения к обучению. Данная технология может быть рекомендована для внедрения в дошкольных учреждениях с целью повышения качества образовательного процесса.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом от 17 октября 2013 г. № 1155

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.

3. Айрес А. Джин. Ребёнок и сенсорная интеграция.

4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы — Волгоград: Учитель, #1089;.

5. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006 г.

6. Файзулаева Е.Д. Мягкая педагогика. Воспитание детей раннего возраста. - М: Цветной Мир, #1089;.

#1070;шкова Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 240-243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

"Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"

В этой презентации я бы хотела поделиться своим опытом работы....

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"

В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....

Практика: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через проектную деятельность и создание предметно-развивающей среды»

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ре...

Картотека игр с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» для детей раннего возраста.

Картотека для педагогов раннего возраста, работающих с развивающей средой "Фиолетовый лес"...