Семинар-практикум «Шахматный всеобуч» для детей 6-7лет.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Семинар-практикум "Шахматный всеобуч"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы Задачи: Формирование устойчивого интереса детей к игре в шахматы; Содействие освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры; Знакомство с правилами поведения партеров во время шахматной игры. Развитие познавательной сферы: мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
Целевые ориентиры к концу обучения: Сформирован устойчивый интерес детей к игре в шахматы; Усвоил основные шахматные понятия: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры; Знаком с правилами поведения партеров во время шахматной игры, действует в соответствие с эти правилами; Познавательная сфера: мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение развиты в соответствие с возрастными особенностями.
Содержание обучения в группе от 4-х до 5-ти лет Учебный план: реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности 1 раз в месяц, в форме индивидуальной работы ежедневно Методическое обеспечение: Сухин , И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин . — М.: Астрель ; АСТ, 2000; Сухин , И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин . - Обнинск: Духовное возрождение, 1999; Задачи образовательной деятельности: На первом году обучения детей знакомят с понятиями «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. Также дают первоначальные представления шахматных фигурах, что они бывают белыми и чёрными, учат сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Закрепляют полученные знания посредством дидактических игр – заданий.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ 1.Рукопожатие Перед партией в шахматах принято обменяться рукопожатием. Вне зависимости от пола и возраста партнеров. Это приветствие и знак взаимного уважения. Делается это молча, здороваться вслух не принято. После партии также принято рукопожатие. Проигравший протягивает руку первым, поздравляя соперника с победой. В случае ничьей – также жмем руку . 2.Молчание – золото В шахматы играют молча. Для того, чтобы подать голос, нужны веские основания. Необходимо соблюдать тишину. В первую очередь за доской. Категорически недопустимо мешать думать: комментировать ходы соперника, подсказки другим игрокам. 3. «Взялся-ходи!» Если вы взялись за фигуру, ход должен быть сделан этой фигурой и никакой другой. Если вы хотите поправить фигуру, стоящую, к примеру между полями, — необходимо одновременно, а еще лучше до того, как вы тронули фигуру, — сказать вслух: «Поправляю» Ход считается сделанным, когда вы отпустили руку от фигуры, которой делаете ход. Вне зависимости переключили часы или нет. Также во время обдумывание своего или соперника не принято прикасаться к шахматной доске. 4.Нельзя «перехаживать» В сознании ребенка должна прочно укорениться установка: ход в шахматах действие ответственное и необратимое. 5 . При падении фигур Еще одна нередкая ситуация в цейтноте: падение фигур во время хода. Поправлять позицию должен тот игрок, кто уронил фигуры. За свое время . Если фигуры упали при вашем ходе, — извольте восстановить позицию и только после этого сделать ход .
Основные понятия: Шахматная доска – игровое поле квадратной формы разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты, по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета. Белые поля – светлые клетки шахматной доски. Черные поля – темные клетки шахматной доски. Партнеры (противники, соперники) – игроки, в шахматы играют 2 партнера. Шахматная доска между ними располагается так чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым. Горизонталь – любая черно-белая дорожка из восьми полей которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево), поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п .).
Основные понятия: Вертикаль – любая черно-белая дорожка из восьми полей которая идет от одного партнера к другому. поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f). Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии . Большая диагональ – состоит из 8 шахматных полей. Всего 26 диагоналей, 13 – белых, 13 черных. В диагоналях от 2-х до 8-ми полей. Центр шахматной доски – четыре поля в середине шахматной доски.
Задания: Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные? Какая форма y шахматной доски: круглая или квадратная? A y шахматного поля? Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? На каких полях ничего не растет? Из каких досок не строят теремок? В каких клетках не держат зверей? Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник ? Какими словами оканчиваются эти стихотворные строчки? Раздался голос Короля: Найдите на доске ... Скоро бой. И ждет войска Деревянная ... 9 . О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение: ИГРА Скучно было детворе Ранним утром во дворе. — Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. — Где б я ни был и везде B нее играют дети. B игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, A возглавляет всех король — Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!
Содержание обучения в группе от 5-ти до 6-ти лет Учебный план: реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности 1 раз в месяц, в форме индивидуальной работы ежедневно Методическое обеспечение: Сухин , И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин . — М.: Астрель ; АСТ, 2000; Сухин , И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин . - Обнинск: Духовное возрождение, 1999; Задачи образовательной деятельности: На втором году обучения детей повторяют и закрепляют знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей. Учат правильно располагать доску между партнёрами. Начинают знакомство с «шахматным» алфавитом. Закрепляют знания детей о шахматных фигурах, знакомят с символами обозначающими шахматные фигуры. Упражняют в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Закрепляют полученные знания посредством дидактических игр – заданий.
Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.
Содержание обучения в группе от 6-ти до 8-ми лет Учебный план: реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности 1 раз в месяц, в форме индивидуальной работы ежедневно Методическое обеспечение: Сухин , И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин . — М.: Астрель ; АСТ, 2000; Сухин , И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин . - Обнинск: Духовное возрождение, 1999; Задачи образовательной деятельности: На третьем году обучения детей повторяют и закрепляют знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей. Учат правильно располагать доску между партнёрами. продолжают знакомство с «шахматным» алфавитом. Учат правильно располагать фигуры перед игрой; Закрепляют название шахматных фигур, символы обозначающие шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; понятия: начальное положение, правила хода, взятие каждой фигуры. Закрепляют полученные знания посредством дидактических игр – заданий.
Шахматные фигуры, насчитывающие шесть различных видов: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка . По два комплекта у каждого из соперников... Попробуйте догадаться, какие именно? Конечно, белые и черные. В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.
Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает! На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.
Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!
Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами . В древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.
Ферзь выбирает свой собственный цвет — белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, путать ферзей с королями нельзя! Самый смелый- это ферзь. На него ты зря не лезь! Он по многим клеткам Бьет и очень метко! Увлечь других, отбить, напасть- И рисковать всё это время: Ферзю дана большая власть Не в удовольствие, а в бремя.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями ), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди ЛАДЬЯ Фигуру вам представлю я С красивым именем- ладья! Как танк могучий и стальной, Она несётся по прямой, Любые ей доступны дали На вертикали, диагонали. Зато умеет делать ловко Ход необычный- рокировку! Её манёвр- сплошной кроссворд: Горизонтали, вертикали… Ладье по нраву тихий иод , Но вот удар и враг в печали!
Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два.
Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), он другой не хочет доли — знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны цвету одному верны. СЛОН Он на слона похож едва ли Хотя зовём его мы- слон. Своей родной диагонали Всегда, как рыцарь, верен он! Похожий на солдата в каске, Слон очень любит делать связки! Лишь одноцветные поля Слона в походе привлекали. Он на чужого короля Нацелен по диагонали.
Шахматный Конь . Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником. Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.
КОНЬ Коня горячего лишь тронь, Он вверх взовьётся как огонь! Когда важнее силы сметка, Коня, коня зовёт игрок… И скачет конь породы редкой Через фигуры, через клетки, Как буква «Г» его скачёк ! Коней люби любовью пылкой, Но бойся их коварной «вилки»! Прекрасен конь, могуч и яр, Наполнен жаждою полёта! Ему не дай прямой удар, Зато он мастер- апперкота. Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле — прямо, поле — вбок. Замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок !
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных. Интересно посмотреть на экспонаты петербургской Кунсткамеры. В залах Якутии около юрт-ладей лежат пешки-тюлени, а в Монголии – стадо пешек-овечек собралось атаковать врага. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем? Как решить вопрос такой, Мы потом поймем.
Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска. Итак, шахматы – это настольная интеллектуальная игра, в которой соревнуются две стороны с имитацией военных действий и практически неисчерпаемым количеством вариантов. Шахматная доска – это место, где проводится шахматная партия, то есть своеобразный полигон для ведения военных действий. Как сказали бы любители компьютерных стратегий «карта» Доска выглядит так: О шахматной доске можно сказать следующее: Всего на доске 64 клетки, из которых 32 «белые» и 32 «черные». Пишу в кавычках, так как на некоторых досках «белые» и «черные» клетки имеют совсем иные оттенки. Соответственно шахматная доска это квадрат 8 на 8 клеток. На шахматной доске НЕ работает одно из ключевых правил геометрии, заключающееся в том, что гипотенуза всегда длиннее катета. В шахматах они равны. Действительно с первой до последней линии всего 8 клеток , не важно считать по вертикали или по диагонали. Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего должна быть черной. Теперь Вы знаете, что собой представляют в целом шахматы и как выглядит шахматная доска. Далее предстоит узнать, как располагаются шахматные фигуры на этой доске.
Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске. В шахматной партии принимает участие 6 видов фигур. Это: 1. Король 2. Ферзь 3. Ладья 4. Слон 5. Конь 6. Пешка В каждой армии соответственно по одному королю и ферзю, по две ладьи, два слона, два коня и по восемь пешек. Получается у каждой стороны по 16 фигур в начале игры. Всего на доске, соответственно 32 фигуры, то есть в начале партии занято ровно 50% всей доски. Начальная позиция выглядит так: Запомнить расположение фигур в начальной позиции достаточно просто – фигуры стоят симметрично. Путаница обычно происходит только в расположении короля и ферзя (их часто путают местами). Здесь важно запомнить только 1 правило: в начальной позиции ферзь стоит на поле своего цвета. То есть белый ферзь в начальной позиции стоит на белой клетке, а черный ферзь соответственно на черной. Очень важно запомнить, что когда одна фигура сбивает другую, она становится на клетку сбитой фигуры. Потренируйтесь пару раз ставить на доске начальную позицию, научитесь различать фигуры по названию. Пока все логически просто, сложностей возникнуть не должно:) Теперь нужно научиться ходить этими фигурами и сбивать фигуры соперника. http://www.megachess.net/School/textbook/lesson1
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Игры для детей шестого года жизни"
Семинар-практикум для родителей дошкольников. Как организовать несложные игры дома......
Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>
Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"
семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"...

Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...
Семинар - практикум "Обучение шахматной игре"
педагогам ДОУ...

