Дополнительная общеразвивающая программа для детей подготовительной группы "Штриховочка"
методическая разработка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей подготовительной группы "Штриховочка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 885 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………....3
2. Планируемы результаты……………………………………………………..…8
3.Содержание программы………………………………………………………...9
4. Литература……………………………………………………………………..13
Приложение №1. Картотека пальчиковой гимнастики………………………..14 Приложение №2. Сценарии проведения образовательной деятельности с детьми по лепке…………………………………………………………………..22
Приложение №3. Схемы оригами……………………………………………….29
Пояснительная записка
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст – это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.
Направленность программы «Штриховочка» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебнопознавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Отличительной особенностью данной программы заключаются в том, что программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Педагогическая целесообразность:
- Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
- Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
- Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Программа «Штриховочка» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с октября по май. Общее количество занятий в год – 32. Срок реализации программы один год.
Цель программы: помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи программы:
Обучающие
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
-способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.; -развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков; -развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
Методы и приемы работы с детьми
Словесные: - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок.
Наглядные: - работа по образцу (штриховка); -показ иллюстраций, картинок, букв.
Практические: - самостоятельная работа детей (штриховка). пальчиковая гимнастика.
-физминутки.
Типы занятий:
- первичное ознакомление с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике; - закрепления и повторения.
Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.
Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое. Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу). -«Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка).
-Завязывание шнурков разной величины.
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера. 2.Ориентировка в пространстве -Продолжить узор по клеточкам.
-Д/И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
-Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
-Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
- Штриховка
-Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
- Графический диктант
-Графический диктант по словесной инструкции. 6. Вырезание ножницами -Вырезание силуэта предмета.
-Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу:
●-навык полностью сформирован.
○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.
◌-навык не сформирован.
№ | Ф.И. ребен ка | Развити е мелкой мотори ки рук | Ориентирова ние в пространстве | Развитие графических навыков | Вырезани е ножница ми | ||
Копирован ие образца | штрихов ка | Графическ ий диктант | |||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты
Воспитанник будет знать:
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)
- правила работы с тетрадью
- правила работы с ножницами Воспитанник будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма
- правильно располагать рабочую тетрадь
- правильно держать карандаш и ручку
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)
- ориентироваться на листе бумаги в клетку
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
- Развитие коммуникативности
- Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук
- Развитие наблюдательности
- Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
- Развитие инициативности и самостоятельности Воспитанник способен проявлять:
- Усидчивость при выполнении работ
- Эмоциональную отзывчивость
- Доброжелательность
Содержание программы Учебный план
Наименование программы | Максимально занятий | допустимое | количество |
неделя | месяц | год | |
Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму» | 1 | 4 | 32 |
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- работа в рабочих тетрадях
- раскрашивание
- лепка
- работа с бумагой
- работа в тетради в клетку
Структура занятия.
- часть. В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети на каждом занятии знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.
- часть. Во второй части занятия дети занимаются в рабочих тетрадях, выполняют различные задания.
- часть. В последней части занятия дети занимаются различными видами деятельности: лепка, раскрашивание, работа с бумагой, различные задания для развития мелкой моторики. Все виды деятельности чередуются.
Календарное планирование
Мес яц | № занят ия | Содержание деятельности | Предметнопространственная среда/Информационно методическое обеспечение |
1. | Вводная часть: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. Знакомство с рабочей тетрадью. | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, рабочая тетрадь | |
2. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
3. |
(Приложение 1).
| Дощечки для лепки, стеки, пластилин, цветной картон, аудиозапись. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
4. |
1).
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
5. |
1).
| Раскраски, цветные карандаши. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
6. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
7. |
1).
| Веревочки, завязанные в узелки. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
8. |
приложение 1)
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
9. |
(Приложение 1).
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
10. |
1).
| Клей-карандаш, салфетки, цветная бумага, ножницы. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
11. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
12. |
| Раскраски, цветные карандаши. |
3. Работа в тетради в клетку. | Тетрадь в клетку, простой карандаш | ||
13. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
14. |
1).
| Пластилин, дощечки для лепки, стеки. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
15. |
| Крупа двух видов. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
16. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
17. |
(Приложение 1).
| Цветная бумага, салфетки, ножницы. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
18. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
19. |
| Раскраски, цветные карандаши. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
20. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
21. |
| Пластилин, дощечки для лепки, стека, еловые иголки. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
22. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
23. |
| Пуговицы, веревочка. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
24. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
25. | 1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» (Приложение 1). 2. Работа с бумагой. Оригами «Енот» (Приложение 3). 3. Работа в тетради в клетку. | Цветная бумага, клейкарандаш, салфетки. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
26. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
27. |
| Раскраски, цветные карандаши. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
28. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
29. |
| Пластилин, дощечки для лепки, стека, цветной картон. Тетрадь в клетку, простой карандаш | |
30. |
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши | |
31. |
| Раскраски, тетрадь в клетку, простой карандаш | |
32. |
(Приложение 1).
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши |
Список используемой литературы
- MAAM.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/15/palchikovayagimnastika-dlya-podgotovitelnoy-gruppy, свободный. – Загл. с экрана.
- MAAM.RU Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-lepkeakvarium-s-rybkami.html, свободный. – Загл. с экрана.
- Учебно-методический КАБИНЕТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/blogs/romanevich-tatjana/konspekt-zanjatija-nod-lepkakorovki.html, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение №1
Картотека пальчиковой гимнастики «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин)
Много нас, (Показывают 10 пальцев)
А он один. (Показывают 1 палец) Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки) Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!! их к груди)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу) Кто куда!
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки) Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке) Гриб опасный.
А второй — лисичка, Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка, Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его смело!
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках) Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно) Всем тепло, уютно в нем.
«БОТИНКИ»
Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. «шагают» по столу) Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному
По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол)
«НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате — столовой — (На каждое название предмета
Есть отличный стол дубовый, мебели дети загибают СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику) Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне — Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, в стенке — центр музыкальный.
«МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок) Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)
«ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка И пушистого щенка! Гав! Гав!
«ПОВАР»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу) А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают пальцы на левой руке)
И опускает в компот Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он! (Разводят руками)
«АКУЛА»
Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги)
У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх)
Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги
плывут навстречу друг другу)
Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди)
«ДРОЗД - ДРОЗДОК»
Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными
В крапинку хвост, ладонями как крыльями) Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику
Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого)
Перья — тонкие, Песни — звонкие.
Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест
Зимой забываются. ладонями)
«ВЕСНА»
Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на
Овсяный снопок, обеих руках, начиная с мизинца) Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки)
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решеткою у льва. загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой, У моржа попил водицы. затем на правой руке) Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть жи-
вотного.)
«НАША ГРУППА»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз) Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков)
Раз, два, три, четыре, пять (Разъединяют пальчики) Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛ»
Дорожных правил очень много! (Сжимают и разжимают кулачки) Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход. (Последовательно соединяют пальчики
с большим на обеих руках)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять (Разжимают и сжимают кулачки)
«ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»
Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших)
Здесь увидеть можешь ты (Вытягивают руки вперед ладошками вверх) Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку и ежа,
Оленя и лося. (Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Прячет всех надежно (Зажимают пальчики в кулачок)
Лесная тишина. (Подносят указательный пальчик к губам)
«Семья-это важно, семья-это сложно»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья: (Поднимают руки ладошкой к себе и
прижимают к груди.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа, Это – дед.
(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой)
И у нас разлада нет. (Вытягивают вперед руки ладошками вверх)
«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ!»
«Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». (Выполняют движения по тексту)
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать (Загибают большие пальчики на обеих руках)
Этот пальчик лег в кровать (Загибают указательные пальчики)
Этот пальчик чуть вздремнул (Загибают средние пальчики)
Этот пальчик уж уснул (Загибают безымянные пальчики)
Этот крепко-крепко спит (Загибают мизинчики)
Тише, тише, не шумите… (Подносят указательный пальчик к губам)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет, (Поднимают руки и делают «солнышко»)
Будут птицы щебетать, (Машут сложенными накрест ладонями) Будут пальчики вставать! (Сжимают и разжимают кулачки)
«ЗИМУШКА-ЗИМА!»
Весело зимой! Не хочется домой! (Хлопают в ладоши)
Но ветер приближается- (Разводят руки в стороны)
Вьюга начинается. (Покачивают над головой руками из стороны в сторону)
Крепчает мороз- (Сжимают с усилием кулачки) Щиплет щеки, щиплет нос (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос)
Руки стали замерзать- (Трут ладони)
Надо их согревать. (Дышат на ладони)
Вечер приближается- (Разводят руки в стороны)
Темнота сгущается. (Закрывают руками глаза)
Нам домой идти пора. (Пальчики «шагают») -До свидания! До утра! (Машут рукой на прощание)
«ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ, НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ» Прилетайте, птички!
Сала дам синичке. («Зовущие» движения пальчиков Приготовлю крошки-
Хлебушка немножко. (4 раза-«режущие» движения одной ладошкой
по другой)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям. (Пальцы щепоткой – «крошат хлеб») Галки да вороны, Ешьте макароны!
(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИЙ»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных. (Сжимают и разжимают кулачки)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой)
Сразу всех не называю, (Сжимают и разжимают кулачки)
Вам продолжить предлагаю. (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх) «На чем мы ездим?»
Есть игрушки у меня: (Хлопок, кулачок)
Паровоз и два трамвая,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран-
Настоящий великан. (Поочередно загибают соответствующее
количество пальчиков)
Сколько вместе, как узнать?
Помогите сосчитать! (Сжимают и разжимают пальчики)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»
Если в жаркую страну
Я случайно попаду, (Сжимают и разжимают пальчики) То увижу там (Соединяют все пальчики с большим на обеих рук,
образуя «бинокль», подводят к глазам) шакала, бегемота, носорога,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона. (Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого)
Хорошо живется им – (Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны) Не бывает снежных зим. (Указательным пальчиком двигают влево-вправо) «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки) Здесь у нас цветёт герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония (Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков)
Мы все названья помним! (Раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы, (Шевелят опущенными вниз пальчиками)
Польём. (Соединяют все пальчики с большим на обеих руках) Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком»,
поднимают над головой и раскрывают «цветком»)
«НА РАКЕТЕ»
Раз, два, три, четыре, пять - (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают
руки вверх)
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди? (Пальчики обеих рук соединяют с большими,
образуя «бинокль»)
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну (Разгибают одноименные пальчики рук,
начиная с больших)
«В ДЕРЕВНЕ»
Я в деревне отдыхаю,
(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки) Всех зверей домашних знаю:
(Разводят и соединяют пальчики левой руки)
Кролик, лошадь,
Кот, корова и свинья,
(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого)
И коза с козлом,
А еще баран с овцой,
Да верный пес –
(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого) Помощник мой.
(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз)
Приложение № 2
Сценарии проведения образовательной деятельности с детьми по лепке 1.Лепка «Аквариум с рыбками» Ход:
Звучит шум морского прибоя.
Воспитатель:- Ребята, прислушайтесь. Что это за шум?
Дети:- Это шумит море.
Воспитатель:- Давайте, мы с вами сейчас закроем глаза и немного по фантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: «Найди слова» Найдите слова на небе (облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце и др.) Найдите слова в море (вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль и др.)
Воспитатель:- В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Назовите, каких вы знаете рыб (дети перечисляют). Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат.
Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат. (У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.)
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам слепить своих красивых рыб, осьминога, морскую звезду из пластилиновых жгутиков и поместить их в свой аквариум. Что еще можно слепить для нашего аквариума, чтобы он был красивым? (камушки, водоросли, чтобы рыбкам было, где спрятаться).
Рассматриваем с детьми двух игрушечных (разных по пропорциям.) рыбок. Уточняем название формы тела рыбок (овальное). Вспоминаем и рассказываем, как лепить рыбок, как сделать хвост, плавники, чешую изготавливаем из пайеток, выкладывая рядами, одну за другой.
Выполнение работы детьми под фоновую музыку.
Итог занятия: Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки ваших товарищей? Какие именно работы вам понравились? Почему они вам понравились? А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте!
2.Лепка «Коровка» Ход:
Воспитатель загадывает загадку:
Много знает и мычит,
Только так она и говорит Крупная, большая, есть рога, Только добрая всегда.
Хвост, рога, копыта вновь, Пробуждают в нас любовь.
Кто же, молочко дает,
Кто ее нам назовет? (корова)
2. Введение в тему
- Сегодня мы с вами научимся лепить дикое животное корову.
Дети обращают внимание на ошибку воспитателя, что корова это домашнее животное.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных на доске: лиса, волк, корова, медведь, заяц.
- Найти среди них коровку, и докажите, почему корова это домашнее животное.
Дети рассматривают картинки, находят корову, рассказывают о корове: За коровой ухаживает хозяин: кормит, доит, убирает за ней, поэтому это домашнее животное.
- Какую пользу приносят коровы в жизни человека?
Дети называют продукты питания, которые получаются из молока: сметана, масло,творог, кефир, йогурт, сливки, мороженое, бифидок, ряженка.
3. Рассматривание образца и показ способа выполнения
Воспитатель предлагает рассмотреть образец и назвать из каких частей выполнена скульптура, какой они формы.
Дети называют части: туловище цилиндрической формы, ноги колбаски, голова и мордочка круглой формы, на голове рога , уши овальные лепешки, тонкая колбаска хвостик.
Объясняет и показывает наглядно, как выполнить работу:
- Размять брусок пластилина и разделить на части.
- Скатать шарик-голову, шарик-мордочку, цилиндрик-туловище, колбаскиножки 4штуки, тоненькую колбаску-хвост, овальные лепешки-ушки, конусные рожки.
- Шарик-голову слегка сжать и прикрепить мордочку, к голове прикрепить ушки и рога.
- Соединить детали туловище и голову, сглаживая места соединения пальцами. - Прикрепить ножки к туловищу и хвост.
- Из небольших кусочков скатать маленькие шарики глаза и нос и закрепить их на мордочке.
3.Лепка «Ежик» Ход:
- Давайте встанем в кружок и крепко возьмемся за руки, вы видели, как крепко держатся иголочки на еловой ветке; и мы также крепко будем дружить, будем всегда помогать друг другу и заботиться друг о друге!
- Ребята, отгадайте загадку "Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки?"
- да, действительно это ежик. Ежа вы все давно знаете: все смотрели про него мультфильмы, читали сказки и стихи. И везде еж является хорошим другом и товарищем, он всегда поможет в беде. Еж трудолюбивый и честный. В сказках ежа всегда описывают положительным героем.
- какие сказки про ежа вы знаете?
(ответы детей)
- ребята, а действительно ли еж такой, каким его описывают в сказках?
(ответы детей)
- как вы думаете, какой он на самом деле?
(ответы детей)
- "Рассказ про ежа": - В природе еж немного другой. Живет он один и друзей у него почти нет. Еж никого не боится… Почему?
(ответы детей)
- он никого не боится, потому что его защищают иголки, которыми покрыто почти все его тело. Но есть у ежа и враги: это сова и хитрая лиса, от них ежик старается спрятаться. Но зато еж совсем не боится змей, он охотится на них и ему даже не страшны змеиные укусы. У ежа сильный организм, которому не страшен змеиный яд! - Ребята, а чем питаются ежи?
(ответы детей)
- Еж - это хищник, он охотится на змей, мышей, различных жучков и червячков, очень любит землянику, в которой много витаминов, полезных для ежей. А также еж очень любит молоко.
- А где живет еж?
(ответы детей)
- еж ищет себе уютную норку или расщелину в корнях деревьев или среди камней. Натаскает туда много различных сухих листьев, травы или моха и получается теплое уютное гнездышко.
- А как зимует ежи - вы знаете?
(ответы детей)
- с наступлением первых холодов еж впадает в спячку и просыпается, когда солнышко начинает пригревать.
- Ребята, а как вы думаете, ежата рождаются с иголками? (ответы детей)
- Ежата рождаются очень маленькими и совсем без иголок. Но уже через несколько дней у них начинают отрастать белые иглы, которые со временем темнеют и становятся очень острыми.
Физ. минутка:
"А в лесу растет черника,
Голубика, ежевика, Ягоду я принесу
И ежа ей угощу".
- А показать вам настоящего ежа? - Его зовут Степка.
- Посмотрите внимательно, какой он интересный, забавный, колючий. Какие у него глазки, носик, лапки и даже есть маленький хвостик. (показ детям картинки с изображением ежа) - Ребята, какой он, ежик?
(описание детьми ежа)
- Когда Степка боится, он сворачивается в клубок и начинает шипеть и фыркать, предостерегая своего недруга о том, что он может постоять за себя. Он как будто говорит: "Я тебя не боюсь!".
- А если Степка сильно испугается, он может залаять, как маленький щенок (затявкать).
- Давайте попробуем также потявкать
(звуковая гимнастика)
- Ежи - это ночные животные. Поэтому Степка днем спит, а ночью бегает, очень сильно и быстро топая своими короткими ножками.
- У Степки есть подружка - это кошка Машка. Они по ночам играют в салочки. Сначала Машка догоняет Степку, а потом наоборот. Они очень хорошие друзья и даже вместе молоко пьют из одной миски.
- Вам понравился ежик?
- Вы хотите такого же ежа, чтобы он был вашим другом, чтобы играть с ним?
(ответы детей)
- Но если мы поймаем в лесу ежика, то он будет грустить по своим маме и папе. В неволе ежик будет чувствовать себя несчастным. О животных нужно заботиться, и о ежах в том числе. Если каждый захочет поймать ежа и принести к себе домой, то в лесу их совсем не останется. Где же нам взять такого интересного друга, ведь мы решили в лесу не ловить?
(ответы детей)
- Давайте слепим из пластилина и у каждого из нас будет свой ежик. Я и иголки уже принесла, настоящие лесные. Они конечно же не от ежа, а всего лишь от елки, но ведь елка и ежик похожи друг на друга своими иголками.
- Я собрала их в лесу с упавших веток.
- эти иголочки и помогут нам сделать ежика похожим на настоящего. Но нужно быть очень осторожными при работе с ними. Почему?
(ответы детей по технике безопасности при работе с природным материалом) - А как же мы будем лепить ежа?
(ответы - предположения детей) - дети должны вспомнить приемы лепки.
- берем кусок пластилина. Дальше?
- делим стеком на несколько неравных частей. Сколько частей нам нужно?
(большой -туловище, 4 маленьких-ножки)
- разминаем большой кусок пластилина в руках. Дальше?
- лепим туловище (вместе с головой, так как у ежа совсем не видно шеи). Надо вытянуть острый носик. А потом?
- надо, поочередно, вылепить маленькие ножки и присоединить их к туловищу. Помните, что ножки у ежа совсем маленькие.
- Получился ежик?
(Ответы детей) - еще нет
- Что нам осталось сделать, чтобы ежик был похож на настоящего?
(ответы детей) - прикрепить иголки.
6. как мы будем прикреплять иголки?
- но у нашего ежа нет глаз! Как можно их сделать?
(ответы - предположения детей)
- я принесла вам горошины черного перца, они очень похожи на глаза - горошинки нашего ежика.
- Воспользуемся им? А чего нельзя делать с этими горошинами?
(техника безопасности при работе).
7. как мы будем прикреплять глаза?
(методом вдавливания)
- А теперь получился у нас ежик?
(дети демонстрируют свои работы)
- какие они замечательные и колючие, как настоящие ежата!
- Как вы будете играть со своими ежатами?
(аккуратно, осторожно, бережно).
А теперь Степке пора прощаться с вами, ведь он - ночное животное и ему надо спать! Скажите шепотом ему до свидания!
- А сейчас, после нашего, очень интересного занятия давайте придумаем имена вашим ежатам и поиграем с ними!
- Вы очень хорошо поработали! Спасибо вам.
4.Лепка в технике пластилинографии «Божья коровка на ромашке» Ход:
Сегодня, дети, мы с вами вспомним лето. Кто из вас может назвать какиенибудь полевые цветы? (ответы детей). А почему они называются «полевые»?
Правильно, потому что растут в поле, на лугу. Отгадайте мою загадку:
В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички.
Конечно, это ромашка. Издавна люди очень любят этот цветок, особенно за его лечебные свойства. А какие насекомые живут рядом с цветами в поле и на лугу? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Отгадайте:
Какая коровка, скажите, пока Еще никому не дала молока?
Правильно, божья коровка. Она не боится никого, потому что у неё есть хитрая защита. Птицы не едят её, потому что у неё выделяется едкая и противная жидкость. А ещё она может притвориться мёртвой. Божья коровка очень полезное насекомое: она уничтожает тлю и других вредителей на растениях. Издавна людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким – добрым и безобидным казался человеку этот жучок. А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы изобразим божью коровку на ромашке. Ребята, давайте выберем фон для работы (большинство детей предлагают синий или голубой).
Ромашка. Из жёлтого пластилина нам надо скатать шар и слепить из него овальную лепёшку. Картон берём горизонтально. В центре него примазываем лепёшку. Теперь сделаем лепестки. Берём белый пластилин и катаем короткие колбаски одинаковой длины. Затем сплющиваем их в овальные лепёшки. Разглаживаем лепестки вокруг жёлтой середины, как лучики.
Божья коровка. Из красного пластилина надо скатать небольшой шар, сплющив его в лепёшку. Закрепим её на ромашке (в любом месте). Затем берём небольшой кусочек чёрного пластилина и катаем тонкую колбаску. Закрепим её посередине красной лепёшки. Возьмём ещё один кусочек чёрного пластилина, скатаем шарик и сплющим его в овальную лепёшку (это голова божьей коровки). Осталось сделать точки на спинке. Скатаем маленькие чёрные шарики, сплющим их и закрепим по обе стороны от чёрной полоски (примерно по три точки).
Листья. Для завершения картины украсим её листочками по углам. Для этого шарики из зелёного пластилина сплющим в овальные лепёшки, дополнительно приплюснув их с двух сторон. Примажем листья к картине и стекой нарисуем прожилки.
Пальчиковая разминка во время работы «Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет. (Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.) Следом за папой мама идет. (Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.) За мамой следом детишки идут, («шагать» обеими руками.) Следом за ними малышки бредут.
Красные кофточки носят они. (Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.)
Кофточки с точками черненькими. (Постучать указательными пальцами по
столу.)
Папа семью в детский садик ведет, после занятий домой заберет. (Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.)
Ребята, сегодня вы все постарались, и у каждого из вас получилась по настоящему летняя картина. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых и зря рвать цветы. Природу надо беречь
Приложение №3 Схемы оригами
1.Собака
2.Медведь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в детском саду.
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в Доу...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...













