План педагогического сопровождения развития творческих игр детей.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Становая Елизавета Михайловна

План педагогического сопровождения развития творческих игр детей:

Вам представлены:

- Перспективный план руководства играми с правилами - Дидактические игры

- Перспективный план руководства играми с правилами - Подвижные игры;

- План педагогического сопровождения развития творческих игр детей - Сюжетно-ролевые игры;

- План педагогического сопровождения развития творческих игр детей - Строительно-конструктивная игра;

- План педагогического сопровождения развития творческих игр детей - Игра-драматизация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план руководства играми с правилами

Дидактические игры

Познавательное развитие

Название игры: «Какой сезон года?»

Цель: закрепление знаний о признаках и явлениях весны, об ее отличиях от остальных сезонов года. Развитие скорости реакции, положительное влияние на физическое развитие.

Описание игры:

Игроки формируют круг, педагог становится в центр. Он бросает мяч поочередно каждому ребенку, произносит какой-либо признак сезона года. Игрок должен бросить мяч обратно, сказав, какой это сезон. Например:

На ветках набухли почки — это… весна;

Фермер собирает урожай с поля — это… осень;

На озеро с юга возвратились лебеди — это… весна;

Мальчишки бегают по двору в майках и шортах — это… лето;

Начался сильный снегопад — это… зима;

Школьники катаются на коньках — это… зима;

На крышах тают сосульки — это… весна.

Развитие речи

Название игры: «Подбери как можно больше слов – признаков»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Описание игры:

Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

Ребенок и окружающий мир

Название игры: Цветочный магазин

Цель: закрепление умений различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.

Описание игры:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

ФЭМП

Название игры: «Рассади насекомых по цветочкам»

Цель: развитие внимания и логического мышления. Развитие у детей навыков ориентирования на плоскости.

Описание игры: 

Воспитатель предлагает ребенку поместить на цветочки столько насекомых, сколько показывает цифра на цветочке.


Перспективный план руководства играми с правилами

Подвижные игры

Название игры: «Бабочки и птицы»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.

Описание игры:

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Название игры: «Кот на крыше»

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Описание игры:

Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

Название игры: «Медведь и пчёлы»

Цель: Упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание игры:

Участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Название игры: «Бездомный заяц»

Цель: Упражняться в беге, соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

Описание игры:

Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах –«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать.

Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

Название игры

Воспитательно-образовательные задачи

Обогащение знаний детей

Роли

Атрибуты к игре

Связь с другими играми

Приемы работы воспитателя

На занятиях

Вне занятий

  1. Цветочный магазин

  1. Приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой роли, развивать сюжет.
  2. Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры.
  3. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
  4. Воспитывать бережное отношение к цветам, уважение к труду взрослых.
  5. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.  
  6. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками.

Обогащение знаний детей о профессии продавец, флорист, о атрибутах продавца, флориста на занятиях НОД.

Обогащение активного словаря, способствовать активному использованию игрушек-заместителей.

Продавец, флорист, покупатель.

Искусственные цветы;

-  Вазы для цветов;

-  «Деньги», «карточка для оплаты»;

- Игрушечная касса;

-  Бумага для упаковки цветов, бумажные ленты.

-  Телефон;

-  Игрушечный компьютер.

В играх в семью: У мамы/сестры день рождения, нужно купить цветы.

Наглядные: Рассматривание иллюстраций на тему «Флорист», Рассматривание картинок атрибутов в профессии продавец цветов.

Рассматривание цветов.

Словесные:

Беседы «Как я с мамой выбирал цветы», «Зачем цветы нужны»;

Загадки о профессии и о атрибутах флориста, продавца;

Чтение стихотворения «Венок из ромашек» З. Александрова

Практические: Изготовление атрибутов для игры в «Цветочный магазин»;

Создание букетов.

  1. Ветеринарная клиника
  1. Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  3. Развивать диалогическую речь ребенка
  4. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.
  5. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками. 

Обогащение знаний о профессии ветеринара, о атрибутах и услугах, обогащение словаря на занятиях НОД.

Обогащение активного словаря, способствовать активному использованию игрушек-заместителей.

Врач-ветеринар, медсестра, посетители с животными, регистратор, провизор.

Халат, шапочка, фонендоскоп, термометр, шпатель, карандаш, бумага для выписки рецептов, телефон, таблетки, фонендоскоп, бинт, градусник, вата, шприц, пузырьки.

В играх в семью: во время прогулки дети находят котенка, у которого болит лапка, и вместе с родителями увозят его в ветеринарную клинику; собачке стало плохо и семья принимает решение отвезти собаку в ветеринарную клинику.

Наглядные: Рассматривание иллюстраций на тему «Ветеринар», Рассматривание картинок атрибутов в профессии ветеринар

Рассматривание оборуования и инмтрументов ветеринара.

Словесные:

Беседы «Домашние животные», «Зачем необходим ветеринар».

Загадки о профессии и о атрибутах ветеринара.

Чтение стихотворения «Звериный врач» Анастасия Гаусс

Практические: Изготовление атрибутов для игры в «Ветеринарная клиника»;

  1. «Ювелирный магазин»
  1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой роли.
  2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлением об окружающем,
  3. Закреплять знания о работе ювелирной мастерской, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых.
  4. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря (консультант, ювелир, гранильщик, камнерез, дизайнер).
  5. Развивать интерес детей к профессии ювелира,
  6. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, вежливое отношение к старшим.

Обогащение знаний детей о профессии:

ювелир,

менеджер, продавец.

Обогащение словаря на занятиях НОД.

Обогащение активного словаря, способствовать активному использованию игрушек-заместителей.

Ювелир (изготовляет новые кольца, серьги, бусы, цепочки и т. д., ремонтирует сломанные украшения, взвешивает на весах и оценивает украшения), продавец-консультант (раскладывает товар, прикрепляет ценники, предлагает украшения покупателям, продаёт украшения), менеджер   (нанимает работников в магазин),  Покупатели (выбирают и покупают украшения), Охранник (следит за посетителями магазина), Уборщица (обтирает витрины, моет пол, окна), Шофёр (привозит товар).

Оборудование магазина (весы, стойки для демонстрации товара, витрины, ювелирные изделия, бусы, цепочки, колье, браслеты, футляры для их упаковывания.

Покупка продукции «Моя семья»:

покупка подарка маме или сестре на праздник.

Наглядные: Рассматривание ювелирных изделий и бижутерии, акцентирование внимания на особенностях каждого изделия;

- Рассматривание иллюстраций с орудием труда ювелира, знакомство с профессией;

Словестные:

- Рассказ о материалах, из которых делаются ювелирные украшения, презентация о драгоценных и полудрагоценных камнях;

- Рассказ о предприятиях, на которых делают золотые, серебряные и пластмассовые кольца, серьги, бусы, цепочки;

Словесная игра «В ювелирном магазине» (проговаривание диалогов между покупателем и продавцом-консультантом, название камней.

Практические:

Дидактические игры «Собери бусы» (по схеме и по воображению, «Разложи товар» (группировка ювелирных изделий, «Назови действия» (трудовые операции ювелира, продавца, менеджера, охранника).

  1. Банк
  1. Развивать и обогащать сюжет игры;

2. Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

3. Учить выполнять игровые действия с общим игровым замыслом;

4. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры; 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения; 6. Развивать парное ролевое взаимодействие; 7. Формировать элементарные ролевые диалоги

Обогащение знаний детей о профессии:

Директор банка

Кассир,

Консультант, обогащение словаря на занятиях НОД.

Обогащение активного словаря, способствовать активному использованию игрушек-заместителей

Директор банка – руководит, подписывает документы, организует работу банка. Консультант – консультирует клиентов. 39 Кассир – выдает и принимает деньги, оформление документов, приём коммунальных платежей, работа с пластиковыми картами. Клиенты банка – посещают банк, открывают вклады, оплачивают счета. Второстепенные роли Охранник – следит за порядком, просматривает видеозаписи.

Бланки, касса, компьютер, символика банков, элементы одежды, банковские реквизиты, атрибут «Банкомат», телефон, сейф, купюры денег.

Игра в семью: отцу нужно снять деньги в банке, чтобы купить подарки детям.

Практические

Обогащение содержания игры – принять на себя роль директора банка и пригласить на работу менеджера, помощника банкира. 2. Создание проблемных ситуаций: - Не работает банкомат. Что делать? (Выявить неполадки, вызвать мастера). - Завис компьютер. Что делать? (Пригласить программиста)

Наглядные:

Рассматривание иллюстраци на тему «Банк»


 ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ  ИГРА

Название игры

Воспитательно-образовательные задачи

Обогащение знаний детей

Роли

Атрибуты к игре

Связь с другими играми

Приемы работы воспитателя

На занятиях

Вне занятий

  1. «Построим дом для животных»

  1. Воспитывать желание оказывать помощь друг другу, персонажу (животным).
  2. Развивать память, речь.
  3. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
  4. Совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре.

Рассматривание иллюстраций о различных способах постройки здания (дома).

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: «Дом для маленьких зверят»

Наталья Андреевна Майер.

Животные (игрушки), строители (дети), грузчики, водитель (который привозит материалы).

Строительный материал – деревянный конструктор (кубики), игрушечные домашние животные. Схема для постройки домика.

В играх в ветеринара: Ветеринар пришел домой к животным, где заболел член семьи.

Наглядные: Рассматривание иллюстраций с постройками из деревянного конструктора. Рассматривание схем-построек.

Словесные: Рассказ про то, как животные остались без дома.

Беседа «Как важен дом»

Практические: Дидактическая игра «Домашние животные»; Показ действий при постройке дома для животных.

  1. «Клумба с цветами»
  1. Учить выполнять постройку в нужной последовательности.
  2. Обогащать знания детей о цветах, их назначении.
  3. Воспитывать желание оказывать помощь друг другу.
  4. Воспитывать дружеские отношения в игре.
  5. Продолжать учить чередовать строительные детали по цвету.

Рассматривание иллюстраций о различных способах постройки клумбы.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: Николаева Елена «Наша клумба — загляденье!»

Цветы, флористы.

Строительный материал – деревянный конструктор (кубики), игрушечные цветы. Схема для постройки клумб.

В играх в семью: семья гуляла и увидела клумбу с цветами; дети приехали к бабушке, которая собиралась сожать цветы в клумбу.

В играх в магазин: открылся цветочный магазин и на улицах рядом с ним в клумбы решили посадить цветы.

Наглядные: Рассматривание иллюстраций с постройками из деревянного конструктора. Рассматривание схем-построек.

Словесные: Рассказ про то, как правильно сажать цветы и зачем они нужны.

Беседа «Как важны цветы»

Практические: Дидактическая игра «Разные цветы»;

Показ действий при постройке клумб.

  1. «Загончик для животных»
  1. Воспитывать дружеские отношения в игре.
  2. Учить выполнять постройку в нужной последовательности.
  3. Обогащать знания детей о загонах для животных, их назначении и строении.
  4. Совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре.

НОД «Домашние животные на ферме» , дидактические игры «Найди и назови детёныша», «Кто как разговаривает»

Рассматривание иллюстраций и чтение рассказов с упоминанием фермы.

Строители (дети), водитель (который привозит материалы), грузчик, фермер.

Строительный материал - деревянные кубики, кирпичики. Пластины. Игрушечные человечки. Схема постройки моста.

В играх в ветеринара – ветеринар пришел на ферму ставить животным прививки. Животные пасутся в загончике.

Наглядные: Рассматривание иллюстраций с постройками из деревянного конструктора. Рассматривание схем-построек.

Словесные: Рассказ про то, как из загона сбежали домашние животные.

Беседа «Для чего нужен загон?»

Практические: Дидактическая игра «Домашние животные»; Показ действий при постройке загончика для животных.

  1. Цветочный магазин
  1. Воспитывать желание оказывать помощь друг другу, персонажу (кукле).
  2. Воспитывать дружеские отношения в игре.
  3. Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца.
  4. Совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре.

Рассматривание иллюстраций о различных способах постройки здания (магазина).

Рассматривание иллюстраций.

Строитель (дети), водитель (который привозит материалы), грузчик, продавец, покупатель.

Строительный материал- деревянный конструктор, маленькие цветы, схема постройки.

В сюжетно-ролевой игре «Семья».

Наглядные: Рассматривание иллюстраций с постройками из деревянного конструктора. Рассматривание схем-построек.

Практические: Показ действий при постройке магазина


 ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ

ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

Название игры

Воспитательно-образовательные задачи

Обогащение знаний детей

Роли

Атрибуты к игре

Связь с другими играми

Приемы работы воспитателя

На занятиях

Вне занятий

  1. «Волк и

Козлята»

  1. Способствовать формированию у детей некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности: мимику, жест, движение.
  2. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
  3. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми.
  4. Активизировать речь детей, закреплять звукоподражание знакомым животным.
  5. Совершенствовать диалогическую речь.
  6. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения.

Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи

Развитие связной эмоциональной речи, повторение знаний о животных.

Ведущая - Сказочница – воспитатель;

Мама коза – воспитатель;

Козлята – все дети;

Волк – ребенок.

- Шапочки козлят, козы, волка,

- Русские народные костюмы (рубашки, сарафаны),

- Корзинка с овощами- шуршунчиками на каждого ребенка,

- Книжка «Волк и семеро козлят»;

- Ширма-домик,

- Дерево,

- Пенёк.

Дидактические игры:

- «Угадай животное по звуку»,

- «Найти пару животному»

Наглядные: Просмотр мультфильма «волк и козлята».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и козлята».

Словесные: Чтение сказки «волк и козлята». Беседа по сказке

Практические:  Игра-подражание: «Кто это»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.

Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...

Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообра...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

     Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...

Консультация для педагогов «Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста»

     Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение развития связной речи детей с нарушениями зрения"

В статье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по развитию связной речи детей...