Консультация для педагогов «Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Алтаева Анастасия Анатольевна

       Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольники смогут их раскрыть. Именно поддержка со стороны педагогов и родителей поможет добиться им успеха в творческой деятельности, важной в т. ч. для развития литературных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_sposobnosti.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Алтаева Анастасия Анатольевна,

воспитатель

город Рубцовск, 2019 год

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации педагогического сопровождения развития литературных способностей детей.  

В последние годы проблема развития одаренности в детском возрасте становится все более актуальной. На основе «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утв. Президентом РФ 03.04.2012, разработан комплекс мер по ее решению. На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.

По мнению Н. С. Лейтес, первостепенное значение для умственного развития детей принадлежит возрастной чувствительности - сензитивности.

Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем дошкольного образования, имеющая ряд серьезных рисков для развития ребенка, становления его личности.

Так, важным в работе с одаренными детьми является возможность реализации их специальных способностей, востребованность в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Специальные способности  - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Среди специальных способностей наряду с музыкальными, художественными и театральными выделяют литературные способности.

Несмотря на то, что согласно исследованиям специалистов активное развитие литературных способностей относится к школьному возрасту, первые проявления их отмечаются уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в виде словесного творчества. Кроме того, элементы словесного творчества, характерной особенностью которых является связь с движениями и плясками, встречаются и в более ранний период.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети начинают сочинять примитивные по форме и содержанию сказки, рассказы, стихи, связь с действием становится не обязательной.

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, они отличаются наличием новых образов. Однако в основе их содержания чаще всего лежат известные детям литературные произведения.

В работах Л. С. Выготского говорится о том, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. В качестве мотивации детского творчества выступают положительные эмоции, испытываемые ребенком в процессе сочинительства, они побуждают его преодолевать трудности, придают уверенность, способствуют развитию гармоничной творческой личности.

Ввиду того что творчество в дошкольном детстве становится универсальным и естественным способом существования ребенка, появляются прекрасные возможности для развития литературных способностей именно в этом возрасте.

При этом важно, чтобы ребенок учился не только воспринимать художественную литературу, что в дальнейшем будет способствовать формированию у него поэтического слуха, умения лучше чувствовать красоту и богатство речи, но и личностно раскрываться в словесном творчестве, сохраняя при этом свою индивидуальность. Для этого необходима организация педагогического сопровождения развития литературных способностей детей, предполагающего взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей.

Педагогическое сопровождение  - это сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и др.). Педагогическое сопровождение предполагает отслеживание изменений, которые происходят в процессе развития воспитанника, а также учет его возрастных особенностей.

Основной целью работы педагогов является создание условий для развития литературных способностей детей 5–7 лет.

Фрагмент игрового тренинга «Давай познакомимся»

На основе цели были сформулированы следующие задачи:

  • создание постоянно действующей системы выявления и развития литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • составление плана работы ДОУ по развитию литературных способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • подготовка пакета диагностических методик для выявления предпосылок развития литературных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • координация и интеграция деятельности специалистов и родителей;
  • разработка и проведение в соответствии с календарем памятных дат серии интерактивных игр для воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей;
  • активизация участия детей в литературных конкурсах и фестивалях разного уровня;
  • создание условий для публикации детских работ в СМИ.

Согласно модели педагогического сопровождения работа педагогов включает несколько этапов: диагностический, практический и заключительный.

На первом этапе проводится диагностика предпосылок развития литературных способностей дошкольников:

  • диагностика развития речи (методика «Словарная мобильность» В.В. Клименко);
  • определение уровня развития любознательности (методика «Сказка» Н.И. Гуткиной);
  • диагностика уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко);
  • определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ», Р.С. Немова).

Второй этап педагогического сопровождения раскрывает содержание работы педагогических работников с воспитанниками в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности.

Для всех воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей регулярно проводятся интерактивные игры, посвященные творчеству известных писателей, художников, музыкантов, важным историческим событиям.

Каждая интерактивная игра проводится по авторскому сценарию. Причем для каждого ребенка руководителем студии пишется стихотворение с учетом его индивидуальных особенностей. Участие в таких играх позволяет дошкольникам проявить свои творческие способности. Кроме развития литературных способностей, важной задачей подобных мероприятий является патриотическое воспитание детей, развитие у них чувства гордости за свою страну.

Помимо этого, интерактивная игра в обязательном порядке включает в себя набор упражнений, направленных на развитие психических процессов, произвольности и самоконтроля, расширение кругозора, что способствует в т. ч. формированию психологической готовности воспитанников к обучению в школе.

Заключительный этап предполагает обобщение и систематизацию результатов работы по  педагогическому сопровождению развития литературных способностей воспитанников. Для этого используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов:

  • качественные показатели (наличие побед детей в различных конкурсах, фестивалях, выставках городского, областного, всероссийского уровней);
  • тестовые процедуры: определение уровня развития воображения (методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова), оценка беглости, гибкости и оригинальности мышления (методика «Назови картинку» А.А. Лосевой);
  • неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям, увеличение численности воспитанников, участвующих в мероприятиях литературной направленности).

Таким образом, предложенная модель педагогического сопровождения развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста позволит эффективно управлять процессом развития данного вида способностей, раскрывая при этом творческий потенциал дошкольников, создавая условия для гармоничного развития каждого ребенка.

Источник:

Синицына Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Синицына // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2015– № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»

Данная работа предусматривает обобщение опыта по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса дошкольников...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста

     Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...