Представление опыта работы на Педагогических чтениях в г. Енисейске. Дни Ушинского "Семья и школа: успех в партнёрстве"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Выступление к работе на Педагогических чтениях в г. Енисейске. Дни К. Д. Ушинского « Семья и школа: успех в партнёрстве»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Радуга»
Дни К. Д. Ушинского « Семья и школа: успех в партнёрстве»
Воспитание со всех сторон
Подготовила воспитатель
1-й кв.категории
Окунева Л.В.
г. Лесосибирск - 2024
Иногда нам кажется, что современный мир и его информационное пространство работают против нас — настолько наши дети погружены в него с младенчества. Но мы можем призвать на помощь педагогический опыт прошлых веков и вернуться к наследию русской системы воспитания.
Таким наследием, наставником, учителем, помощником в работе с детьми, является для меня, Великий Русский педагог К.Д. Ушинский.
Его принципы и идеи, близки мне по Духу, а именно принцип христианской духовности.
Имея опыт служения в сестричестве, при Крестовоздвиженском соборе г. Лесосибирска, работы в Воскресной школе, а также более 20 лет работы с детьми в детском саду, отметила важность формирования духовной нравственности у детей, основ христианской нравственности.
Дошкольное детство - это самая благоприятная пора! В ней закладывается «фундамент» воспитания доброты, отзывчивости, милосердия, взаимопомощи.
Очень большую роль в духовно – нравственном воспитании играет семья. От семьи зависит, каким вырастет ребёнок. И если его окружает сердечное тепло, внимание и забота со стороны родных и близких в семье, детском саду, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви, благодарности к отцу и матери, друзьям, а в дальнейшем к Отечеству!
Большинство современных родителей с самого раннего возраста уделяют внимание интеллектуальному развитию малыша. Не многие задумываются о том, насколько важно и необходимо заниматься воспитанием чувств: совестливость, честность, сострадание не развиваются сами по себе. Даже если эти качества есть в ребенке, они нуждаются во внимании, в пестовании.
Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбия, дисциплины.
Задачей воспитания в семье, считает К. Д. Ушинский,- пробудить внимание к духовной жизни.
Русский педагог, был убежден: не бывает ни врожденных пороков, ни врожденных добродетелей, ошибочно считать, что все дети изначально добры и участливы. Или наоборот, думать, что каждый ребенок от природы жаден и эгоистичен. В каждом человеке изначально есть лишь определенные задатки, которые можно или развивать, или гасить. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход и трезвая оценка родителями своих воспитательских возможностей — в борьбе с природой мы не всемогущи, но и не бессильны.
Мы, как воспитатели, обязаны помочь, направить, повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Как воспитывать чувства? Своим примером и опираясь на книги, мультфильмы мы можем научить ребенка благодарить, сочувствовать, отзываться на события в жизни других людей, помогать. В семье понятными объектами заботы могут стать младшие дети, бабушки и дедушки, домашние животные, зимующие птицы.
А еще Ушинский писал, что воспитывать детей мы должны для Царствия Небесного. Он разграничивал рассудок и разум, сознание — плод рассудка и самосознание — плод разума. Развитие разума, в котором действует дух, заставляет его двигаться вперед. Призывал к воспитанию чувств — это то, что приводит в должное равновесие телесные и душевные стремления ребенка.
Особую роль, К. Ушинский отводил воспитанию воли.
По убеждению Ушинского, задача воспитателя не только в том, чтобы развить телесные силы и умственные способности ребенка, но и в том, чтобы подчинить их свободной воле человека. Конечно, это процесс, и процесс длительный. И на этом пути стоит отмечать даже маленькие успехи.
Встать пораньше в выходной ради того, чтобы поехать с дедушкой на рыбалку — это волевое решение, и на это способен уже пяти-шестилетний ребенок, за что его, безусловно, стоит похвалить. Если ребенок посещает спортивную секцию, польза будет не только для здоровья. Секции — помощники родителей в формировании у детей силы воли, чувства ответственности, они учат порядку и дисциплине.
Опасность чересчур раннего развития
Вот в чем Ушинский, действительно опередил свое время. Раннее развитие — идея фикс родителей XXI века, и увлекаются ею родители тех детей, в ком рано проявляются способности и сила характера. А именно здесь и кроется ошибка.
«Чем богаче и сильнее природный нервный организм, тем труднее подчинить его контролю самосознания», — пишет Ушинский. Ребенка нужно научить властвовать над своей нервной системой. Эта привычка приобретается постепенно, и вырабатывать ее нужно с детства. Современные родители, своим стремлением «напитать» ребёнка всеми способностями, перетруждают, нервную систему ребёнка, и возбуждают его состояние. В результате мы получаем детские неврозы, частые болезни и нежелание идти в школу у детей, перегруженных занятиями еще в дошкольном возрасте.
Ушинский предостерегает родителей, от раннего развития детей. Игра для ребенка намного важнее обучения. Сейчас об этом много говорят психологи и педагоги, но в эпоху Ушинского это звучало революционно. Он удивлял современников, советуя родителям и воспитателям внимательно наблюдать за играми детей, если они хотят лучше их узнать. Понять, какое направление принимают их мысли и воображение, что они примеряют на себя из окружающей действительности. К последнему педагог призывал относиться особенно серьезно, так как здесь открываются склонности детей, которые разовьются в будущем. Он был убежден: игры не проходят бесследно. Хочется отметить, что родители с пониманием и участием отнеслись к моей консультации о выборе игрушек, а именно исключить всякого рода иностранные игрушки, типа хаги – ваги, монстры, которыми дети играли.
Хорошо понимая психологию ребенка, Ушинский отмечал, что дети не любят неподвижных, «готовых» игрушек, которые нельзя изменить по своей фантазии. Игрушки должны следовать за воображением, поэтому «лучшая игрушка — куча песку».
Игры с песком, водой, пластилином и различными массами для лепки очень нравятся детям и не только развивают фантазию, но и успокаивают нервную систему и помогают в работе с детскими страхами.
А какую пользу принесет совместное с родителем изготовление игрушек! Ребенок может самостоятельно вырезать из бумаги и картона, раскрашивать, склеивать. Главное, чтобы поделка не отправилась на полку «для красоты», а использовалась в игре. Интереснее всего играть с тем, что смастерили сами.
Разнообразие и смена деятельности
Наиболее часто у современного родителя возникает вопрос, как отучить ребенка от гаджетов. У Ушинского есть на это универсальный ответ: просто запретить и отобрать недостаточно, нужно дать замену деятельности. Занять ребенка полезным и в то же время интересным для него делом, дать посильную работу его душе!
Проблема в том, что современный мир не приветствует труд души в принципе. Зато предлагает множество вариантов, чем ее заменить, — и дети попадают в ловушку Интернета, телевидения, соцсетей. А дать настоящую работу душе может лишь реальная жизнь, например ситуация, в которой ребенку приходится делать нравственный выбор, обсуждение этой ситуации.
Вот такой настоящей работой мы занимаемся с родителями уже второй год. Помогает нам, Семейное содружество «Морской отряд».
Инновация нашей работы с родителями заключается в том, что родители спокойно могут проводить с детьми беседы, организовать игру, проводить мероприятия, просто посидеть в группе и понаблюдать за своим чадом.
В рамках темы недели « Профессия», мы провели с родителями воспитанников проект «Люди мужественных профессий». Где мамы в форме, провели увлекательное занятие в мир работы инспектора ГИБДД и фельдшера скорой помощи.
В рамках проекта «Параллели поколений», которая организована работниками социальной защиты населения, мы традиционно участвуем в Акции «Подари открытку бабушке». Ведь те бабушки, у которых нет родных рядом или совсем нет детей, нуждаются ещё больше в теплоте и заботе.
Родители сами инициировали акцию «Семена добра», собирают корм для птиц, мастерят кормушки для лесных пернатых обитателей.
Традиционно стало проведения спортивных эстафет с папой в преддверии «Дня Отца».
Дети и родители активно благоустраивают участок на улице осенью и зимой создают игровую площадку и снежные сооружения.
Акция «12 Добрых дел», проводится в рамках программы нашего сада, где семьи воспитанников активно участвуют и являются организаторами ряда мероприятий. Акция «Капелька теплоты», где мы с родителями собираем посылку для солдат, бабушки воспитанников, вяжут трёхпалые варежки.
Традицией стало проведение акции «Миска добра». Как только контейнер наполняется продуктами, мы все вместе выезжаем в приют «Доброе сердце», где нас ждут братья наши меньшие.
Каждый добрый поступок совершённый ребёнком проникает в самые дальние уголки души и вызывает в нём сочувствие, сопереживание, сострадание. А родители, через участия в таких акциях, погружаются в активную благотворительную деятельность.
Вырученные деньги с новогодней ярмарки, родители предложили потратить на покупку мяса, для приготовления сухих супов, для наших бойцов.
Уже второй год, наши родители, являются активными участниками платформы «Мир возможностей», проекта «Сделаем вместе» В том году три семьи выполняли задания Акции «Бабушкины сказки», а в этом году в Акции «Крепка семья – сильна Россия» принимает участие уже восемь семей.
Мама нашей воспитанницы, по своей инициативе, уже седьмой раз проводит с детьми цикл бесед о доброте. Учитывая тему недели, рассказывает интересные факты, завершая каждую беседу тем, что дарит детям «Цветик – семицветик», напоминая им про историю о девочке, и её добром поступке.
В рамках городского проекта «Три П»: понимаем, принимаем, помогаем, мы с родителями и детьми провели футбольный матч, где активными участниками были ребята, с ограниченными особенностями здоровья.
На зимних каникулах, по инициативе родителей, провела экскурсию в собор нашего города. Рассказывая детям об истории Рождества Христова. Участвуем в конкурсах и выставках рисунков, поделок «Красота Божьего мира», «Рождественское чудо» и «Пасхальное солнце». В праздник Масленицы, на территории собора нашего города, приняла участие семья нашей воспитанницы.
Участвую в Краевых и Региональных Рождественских Чтениях. Данные мероприятия проходят совместно с родителями, что является важным показателем, доверия ко мне.
Очень отрадно, что работники библиотеки, предложили нам тесное сотрудничество в рамках «Года Семьи». Так в преддверии праздника Дня Защитника Отечества, провели с нами Квест – игру, военно – патриотической тематики «Герои особого назначения».
30 марта проводим в рамках библиотеки День Книги, по творчеству С.В. Михалкова. Многие дети, выучили Гимн России. До конца года мы включены в работу городской библиотеки им. А. П. Чехова.
Хочется поделиться радостью, что в нашей группе, восемь семей имеют трое и более детей, имеют статус многодетной семьи. В рамках проекта «Крепка семья – сильна Россия», мы в группе готовим «Портфолио семейного успеха», куда собираем материал о многодетных семьях, нашей группы.
Благодаря такой тесной и сплоченной работе семей воспитанников, значительно пополняется предметно - развивающая среда, а именно настольные игры, поделки, различные пособия, сделанные своими руками, вместе с детьми.
Радостно, что родители поддерживают наше участие в разных мероприятиях «Кросс нации», «Лыжня России». Сами являются активными участниками и призёрами сдачи ГТО, соревнований по плаванию.
В рамках дня защиты детей, родители организовали совместную поездку в центр «Дарлей». Встреча с лошадьми, народные игры, оставили самые добрые, воспоминания.
Учитывая, что у большинства современных детей молодые родители, мы стараемся применять в работе инновационные технологии и разные формы.
Флэш-моб, квесты, мастер – классы, родительские гостиные, открытые занятия. Все эти формы, нередко родители сами предлагают использовать при организации, некоторых мероприятий. Так наше занятие с детьми по теме «Мы пекари», переросло в Флэшмоб «Новогоднее настроение», родители с детьми стали выпекать печенье по нашему рецепту, а потом предлагали нам свои рецепты любимых блюд. Приносили рецепты с фотографиями, так появилась идея создания «Кулинарной книги». Масленичная неделя, стала началом проекта «Весеннее настроение». В работу проекта входит, совместное выпекание блинов, всей семьёй, творческий модуль « Широкая масленица» рисование, аппликация. В рамках Декады ПДД, проводим Акцию «Правила соблюдаем, весну встречаем».
Доброй традицией, стали — вечерние разговоры с детьми. Вспомнить прошедший день, поделиться тем, что волнует нас, взрослых, рассказать что-то из своего детства (дети это обожают), обсудить пережитое, почитать вместе книгу. Такого рода задания, ребята получают на выходные, а мы проверяем их выполнение, на утреннем круге. Называем его разговор по душам.
«В основе всех душевных стремлений — стремление души к деятельности». Это важнейший постулат Ушинского.
В наших силах нащупать интересы ребенка, дать ему материал для работы, душевной и физической, предоставить самостоятельность и быть готовыми помочь в преодолении препятствий. Все это требует усилий и включенности в его жизнь, но это и есть воспитание. Ушинский пишет исчерпывающе: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности».
Такая форма работы, как «Семейное содружество», позволяет создать благоприятные условия для гармоничного, спокойного воспитания, формирования нравственных качеств подрастающего поколения.
Имея такой резерв (неравнодушных, весёлых, активных) взрослых, мы легко и радостно преодолеем все штормы и ветра, которые встретятся на пути нашего «Морского отряда».
«Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его, лежала ясная дорога Добра!»
Завершая своё выступление, отмечается ожидаемый результат
- У детей возрастает ценность своей семьи.
- Родитель выступает в роли воспитателя, наставника для детей всей группы или отдельной микро группы
- Происходит тесный контакт со своим ребёнком и другими детьми
- Ребёнок раскрывается и проявляет уважение, гордость за своего родителя
- Пополняется и обновляется пространственная среда в группе: поделки, настольно - печатный материал
- Обогащается представление детей о других родителях
- Активно участвуют все члены семьи: дедушки, бабушки, дяди, тёти.
- Расширяется познавательный мир детей.
- Возрастает педагогическая компетентность родителей.
- Наблюдается и устанавливается доверие семьи к методам и приёмам педагога.
- Сохраняется благоприятная обстановка по совместному завершению ряда мероприятий.
- Открыто и доступно семьи воспитанников, решают вопросы, которые раскрывают особенности в поведении детей, с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы "Моя педагогическая концепция"
В данном выступлении изложена моя педагогическая концепция в работе с детьми с нарушением речи....

Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: " Экологическое воспитание дошкольников".
.Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»Дошкольный возраст &nd...

Представление опыта работы на педагогическом совете
Представление опыта работы на педагогическом совете...

Представление опыта работы на педагогическом совете
Опыт работы по теме «Современные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников по развитию художественных способностей у детей» представлен на педагогическом совете № 3 «Вза...

Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...

Презентация опыта работы на педагогических чтениях. "Формирование основ по финансовой грамотности у дошкольников через организацию РППС"
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда, формирова...

Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...
