Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека
Подвижные игры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр для детей младшего
дошкольного возраста
СЕНТЯБРЬ
- Игра «ТУЧКА И СОЛНЫШКО»
Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Воспитатель проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт. Предлагает малышу спрятаться под ним.
А затем убирает зонт:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, Тёплое, лучистое.
Повторите 2-3 раза эту игру.
- Игра «ПОЕЗД» Основное движение: ходьба.
Цель: закрепление формы предметов, развитие двигательной активности
Описание игры: Дети стоят в колонне по одному и держатся за длинную верёвку. По сигналу «Поехали»! начинают движение со словами: «чу-чу-чу». В центре зала рассыпаны кубики и мячи. После остановки воспитатель предлагает собрать кубики (или только мячи).
3.Игра «НАЙДИ И СОБИРИ ». Основное движение: ходьба.
Цель: закрепление величины, развитие двигательной активности
Описание игры: По углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины. Воспитатель рассыпает большие и маленькие мячи и предлагает детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие – в маленькие корзины.
4. Игра «ПРОКАТИ МЯЧ». Основное движение: отталкивание мяча двумя руками.
Описание игры: Взрослый предлагает детям взять мячи и прокатить их по дорожке. Показывает, как надо оттолкнуть мяч, чтобы он катился, а не прыгал. Спрашивает каждого ребёнка, какой мяч он будет катать: большой или маленький. Затем взрослый предлагает детям поиграть, кто с кем хочет. Малыши выбирают партнёров и катают мяч по дорожке друг другу.
ОКТЯБРЬ
5. Игра "СОЛНЫШКО И ДОЖДИК"
Цель: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
Описание:
Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».
Вариант № 2
Дети встают в круг и вместе с воспитателем произносят:
«Смотрит солнышко в окошко»- идут по кругу,
«Светит в нашу комнатку.
«Мы захлопаем в ладоши» - хлопают, стоя на месте,
«Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!» - ритмично притопывают на месте,
«Топ-топ-топ-топ!
Хлоп -хлоп-хлоп-хлоп!» - ритмично хлопают в ладоши,
«Хлоп-хлоп-хлоп!»
На сигнал: «Дождь идет, скорей домой!» - дети убегают. Инструктор говорит: «Солнышко светит!» - игра повторяется.
6. Игра «НАЙДИ ПРЕДМЕТ». Основное движение: ходьба.
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве.
Описание игры: Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п., предварительно рассмотрев его с детьми. Дети ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребёнок, нашедший предмет, получает право его спрятать.
Вариант игры: Дети сидят на стульчиках. Один ребёнок водит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова (имя водящего ребёнка, поищи,
Поискать её нам надо,
С нашей Таней попляши.
Ребёнок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши
7. Игра «ЛОХМАТЫЙ ПЁС». Основное движение: бег.
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Описание игры: Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пёс – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами «вот лежит лохматый пёс, в лапы свои уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим, что-то будет»! После этих слов пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пёс старается их поймать.
НОЯБРЬ
8. Игра «ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ». Основное движение: ходьба и бег.
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты,- это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «птички, в гнёздышки»! возвращаются на свои места.
9. Игра «ЗАЙКА»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, закреплять навык прыжка на двух ногах.
Описание игры:
Дети – «зайцы», один ребенок – «лисичка». Воспитатель произносит слова:
«Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (эти слова повторяются 2 раза)
И услышал зайка тихий, очень тихий звук (выходит «лиса»)
Посмотрел по сторонам, (дети убегают от лисы)
В норку прыгнул вдруг!
Второй вариант игры:
На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
10. Игра «СВЕТОФОР»
Цель игры: развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; закрепить представление детей о цвете «красный, желтый, зеленый»; Развивать зрительное внимание детей; учить выполнять определенные движения
Оборудование: кружки (или мячики из сухого бассейна) красного, желтого и зеленого цветов.
Описание игры:
Ведущий «включает сигналы светофора» (то есть показывает мячики или кружки), а дети выполняют определенные движения. Зеленый – маршируют на месте, имитируя ходьбу. Желтый – топаем и хлопают в ладоши. Красный – стоят на месте, опустив руки «по швам».
11. Игра «ПЕШЕХОДЫ»
Цель: развитие внимания и ориентировки в пространстве; закрепление навыков выполнения движений в соответствии с сигналами регулировщика.
Оборудование: Жезл регулировщика
Ход игры:
- Воспитатель с жезлом в руке стоит напротив шеренги детей. Он показывает основные движения:
- красный свет – лицом или спиной к пешеходам, руки вытянуты или опущены;
- желтый свет – правая рука с жезлом поднята;
- зеленый свет - боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены;
- движение пешеходов разрешено только за спиной регулировщика - боком к пешеходам, рука с жезлом вытянута перед собой;
- Дети-пешеходы выполняют движения в соответствии с сигналами регулировщика:
- красный свет – стоят, опустив руки вдоль туловища;
- желтый свет – хлопают в ладоши;
- зеленый свет – идут шагом «пятка к носку»;
- движение пешеходов разрешено только за спиной регулировщика – идут шагом «пятка к носку», заложив руки за спину;
- Тот, кто первым дойдет до воспитателя, становится регулировщиком.
ДЕКАБРЬ
12. Игра "СНЕЖИНКА и ВЕТЕР"
Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).
13. Игра « ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ».
Цель: развитие тактильных ощущений.
Материал: мячи надувные, лёгкие диаметром 20-25 см.; мячи набивные, тяжёлые диаметром 20-25 см
Описание игры: Взрослый предлагает детям по очереди взять сначала тяжёлый мяч, а потом лёгкий. При этом он обозначает словами свойство мяча: тяжёлый, лёгкий. Затем дети садятся около черты, обозначенной взрослым, и катят по очереди мячи, при этом произнося «тяжёлый мяч, лёгкий мяч». Затем бегут за мячами.
13. Игра «КАЖДОМУ ПО ИГРУШКЕ».
Цель: развитие тактильных ощущений.
Материал: мягкие игрушки и пластмассовые.
Описание игры: На полу в разных местах разложены игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задеть игрушки. На определённый сигнал: хлопок в ладоши, удар в бубен – каждый ребёнок подхватывает на руки одну из игрушек. Воспитатель просит детей потрогать игрушку и сказать: какая она? Дети отвечают. Затем кладут игрушку на место, и игра продолжается.
14. «ТРАМВАЙЧИК»
Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый – останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок – трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и останавливается. Одни пассажиры выходят, другие входят.
Пример:
Инструктор произносит: «Вот трамвайчик расписной, очень быстрый, озорной.
Пассажиров он везет, остановку назовет…»( остановка «Морская »-дети имитируют движения плавающей рыбки и т. д.)
ЯНВАРЬ
15. Игра "ПУЗЫРЬ"
Цель: Научить детей становиться в круг, делать его - то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание игры:
Дети вместе со взрослым берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Взрослый произносит:
«Раздувайся, пузырь. Раздувайся большой. Оставайся такой, да не лопайся»
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «пузырь лопнул» - все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Инструктор предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуя маленький круг, и игра возобновляется.
Вариант игры: после слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а инструктор говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки, спортивного зала, а инструктор говорит: «Полетели, полетели, полетели». В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.
16. Игра « У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить); развивать у детей реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Воспитатель выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге. Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят гулять из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т д. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Вместе с воспитателем произносят хором:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза. Может быть другой вариант игры - с двумя медведями.
17.«ПАУК и МУХИ»
Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигналу дети замирают. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится, паук отводит в свой домик. Игра повторяется снова.
18. Игра «ПАУЧОК»
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок - "паучок". Дети идут по кругу и хором говорят:
Паучок, Паучок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
"Паучок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "паучком".
Игра повторяется несколько раз.
19. Игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве; закрепить представление детей о цветах
Ход игры:
Дети получают флажки 3-4 цветов: одни- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по несколько человек в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставках флажки таких же цветов.
По сигналу дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу: «Найди свой цвет», дети бегут к флажку соответствующего цвета.
ФЕВРАЛЬ
20. Игра «ТИШИНА» ( на расслабление)
Дети ходят (бегают) врассыпную по залу. Инструктор говорит следующие слова:
«Тишина. У пруда не колышется вода,
Не шумит камыш, засыпает малыш».
Как только инструктор закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон. Воспитатель ходит между детьми и отмечает, кто "крепко спит".
21. Игра «ЛОШАДКИ»
Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.
Ход игры: Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возничий». Дети держат друг друга за поясок . Воспитатель говорит:
«Поехали, поехали, с орехами, с орехами.
По кочкам, по кочкам.
По лесам, по горам,
П дорогам, по полям»
С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание инструктора: «Гоп, гоп » Бегут до тех пор, пока инструктор не скажет: «Тпру!».
22. Игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Основное движение: Ходьба, бег, прыжки.
Цель: приучать детей двигаться вдвоём; развивать внимания; действовать по сигналу; закрепить знание основных цветов.
Описание игры: Одна группа детей получают платочки синего цвета, а другая – красного. По сигналу воспитателя «Погуляйте, кто где хочет». Дети ходят врассыпную: как «лошадки», как мышки» или прыгают. По сигналу «раз, два, три – пару найди»! Дети находят одинаковый платочек и встают парами. Если количество детей не чётное, то воспитатель играет вместе с детьми. закрепление основных цветов.
МАРТ
23. Игра «РОВНЫМ КРУГОМ»
Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей
Развивать находчивость, фантазию.
Дети, становятся в круг, взявшись за руки. По указанию воспитателя ритмично идут по кругу, под следующий текст:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг. Стой на месте!
Дружно вместе, сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг
24. Игра «ВОРОНЫ»
Цель игры:
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, учить говорить то громко, то тихо.
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель.
Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
25. Игра «МЯЧИК»
Круглый мячик без запинки,
Скачет, скачет по тропинке.
Часто, часто, низко, низко,
От земли к руке так близко.
Скок и скок и скок и скок,
Не скачи под потолок.
Скок и скок и стук и стук,
Не уйдёшь от наших рук.
Для этой игры понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Произнося слова инструктор показывает как (куда) прыгает мячик. Дети повторяют действия педагога.
АПРЕЛЬ
26. Игра "СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ"
Цель:
1. Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону
2. Учить выполнять разнообразные движения.
Учить, детей перепрыгивать через дорожку.
Материал: маленькое зеркало
Ход игры:
Воспитатель держит в руке маленькое зеркальце и говорит: "Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал! Поиграем с ним".
Воспитатель:
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх-вниз-вбок!
Дети пытаются поймать солнечного зайчика.
Мы зовем их-
Не идут.
Были тут-
И нет их тут.
Прыг! Скок!
Вверх-вниз-вбок!
Прыг, прыг
По углам.
Были там-
И нет их там.
Где же побегайчики-
Солнечные зайчики?
Дети включаются в игру и ищут солнечного зайчика.
27.Игра «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»
Цель: учить детей внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова; развивать ловкость и быстроту реакций.
Дети становятся в круг. Воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой -
Не угнаться за тобой»
По окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.
28. Игра "ШИРЕ ШАГАЙ»
Цель: упражнять в перешагивании из круга, ходьбе с промежуточным шагом в обруче;
Ход игры:
На полу в 2—3 ряда раскладываются обручи, в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.
МАЙ
29. Игра "ПОПАДИ В КРУГ"
Цель: упражнять детей в метании в горизонтальную цель двумя руками снизу.
Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Инструктор отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
30.Игра "ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ"
Цель: упражнять детей бросать мяч вверх.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям мячи и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
31. Игра "ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"
Цель: упражнять детей в метании в вертикальную цель.
ЗАДАЧИ: развитие внимания, наблюдательности, меткости и глазомера; развитие умения работать в команде; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; собранности во время игры.
Оборудование: щит, мячи, бумажные самолетики, мешочки с песком
Содержание игры:
Инструктор ставит 2—3 вертикальные цели—это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом. Перед целями на расстоянии обозначается полоса . На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет инструктор; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста
Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...
Картотека подвижных игр для детей раннего возраста
С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У де...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Подвижные игры средняя группа....
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам...


