МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЫ ИЗУЧАЕМ ШАХМАТЫ»
методическая разработка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15
г. КРОПОТКИН
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЫ ИЗУЧАЕМ ШАХМАТЫ»
Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории: Ходыкина Светлана Анатольевна
Содержание
1. Актуальность…………………………………………………………………..3
2. Аннотация……………………………………………………….......................3
3. Пояснительная записка …………………………………………………………...4
4. Цели, задачи……………………………………………………………………… 6
5. Ожидаемые результаты……………………………………………………… 8
6. Основная часть……………………………………….…………………....... 14
7. Заключение…………………………………………………………………… 43
8. Список используемой литературы…………………………………………... 45
Актуальность.
«Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». Бенджамин Франклин.
Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. К громадным потенциальным возможностям ведёт обучение детей щахматам. Тема обучения старших дошкольников шахматной игре в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5 – 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль – слово», «мысль – действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме. Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ. Отличительной особенностью является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Аннотация.
Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р.Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М.Таль -7 лет).
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума». И. Гете.
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.

Данное пособие может быть рекомендовано к использованию в учреждениях дополнительного образования детей, в шахматных клубах, в дошкольных учреждениях, а так же использоваться родителями для обучения детей дома.
Шахматы – очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением. Обучение детей игре в шахматы, направлено на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.
Пояснительная записка.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.
Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Преследуемые цели.
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы».
Поставленные задачи:
Обучающие:
1. Расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой.
2. Обучить простым комбинациям в шахматной игре;
3.Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Развивающие:
1. Развивать стремления детей к самостоятельности;
2.Активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
3.Развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Воспитательные:
1. Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.
2.Воспитать отношение шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
3.Формировать у детей умения применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты.
1. Научить детей игре в шахматы.
2. Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.
3. Объединение родителей и детей через игру – шахматы. Привитие им интереса к данной игре.
Основная часть
«…Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
В.Сухомлинский
Дошкольное детство – это небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.
Вы спросите, как же заинтересовать детей - дошкольников игрой в шахматы? Ответ один, надо самому играть в эту игру и быть ее «фанатом».

Знакомство дошкольников с шахматами можно начинать в любом возрасте, постепенно усложняя задания. В самом начале, при знакомстве дошкольников с шахматами, рассказать детям историю возникновения шахматной игры, знакомить их с шахматной доской, фигурами. Каждое занятие начинаем с рассказа, сказки, персонажами которой являются шахматные фигуры. Сказки можно придумывать и самим, можно брать готовые варианты, предлагаемые в методическом пособии В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».
В некотором волшебном царстве, в сказочном шахматном государстве жили-были шахматные фигуры. Величественный Король, его главный мудрый советник Ферзь, неповоротливые тяжёлые ладьи, лёгкие на подъём слоны и кони и маленькие смышлёные пешки. Рассказать детям о том, какую роль играет каждая фигура в шахматной игре, можно с помощью стихов.
Король:
Запомни, дружок, что важнейшую роль
Играет в шахматах король.
Король всех главней, всех важней!
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Ферзь:
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон -
И прямо, и наискосок.
Ладья:
Знайте все, ладья упряма,
Ведь хожу я только прямо.
Не петляю - прыг да скок,
Не шагну наискосок!
Слон:
Я слон, хожу лишь только
По цвету одному.
Мой путь - диагонали,
Не путайте, прошу!
До конца игры слоны
Цвету одному верны!
Конь:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле - прямо, поле - вбок!
Пешка:
А перед всеми - ладьёй и конём,
Перед слоном, королём и ферзём
Пешки - малышки стали стеной.
Нам начинать этот сказочный бой!
Сказочник:
Жила-была маленькая симпатичная пешка в сказочной шахматной стране. И была мечта у малышки стать королевой. Говорили ей подружки-пешечки: «Не быть тебе не то, что сильной и могущественной королевой, но даже никогда не стать тебе обычной ладьёй или прытким конём, или стремительным слоном». Расстраивалась и даже, иногда, плакала малышка. Но часто во сне видела, как проходит она трудный путь на поле сражения и помогает своему войску победить врага.
И вот однажды, проявив смекалку и смелость, сумела наша крошечная пешечка дойти до последней горизонтали на поле боя, и... О, чудо!
Пешка:
Всю доску пройти я смогла до конца!
И тут превращусь я в супер - бойца!
Кем стать мне ладьёй иль конём?
Конечно, я стану сильнейшим ферзём!
Сказочник:
Вот так сбываются мечты не только шахматных фигур, но и ваши мечты тоже обязательно исполнятся. А поможет вам, ребята, в этом замечательная игра, самая древняя и самая популярная в мире.
У шахмат есть своя богиня,
Каисса - так зовут её.
Пускай надолго это имя
Войдёт в сознание твоё.
А мы приветствуем с ней вместе
И огонёк в твоих глазах.
И в этом славном королевстве
Твой первый шах, твой первый мат!
Занят я и занят ты,
Мы играем в шахматы!
Думать учимся логично,
Чтоб учиться на отлично!
Поле в клетку и фигуры
Для извилин физкультура.
Перспективнейший проект -
Повышаем интеллект!
Что с собой нам взять? Желанье!
И терпения чуть-чуть!
Шахматы - игры названье!
В шахматы мы держим путь!
История происхождения шахмат.
Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. —
Где б я ни был, и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).
- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)
«Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».
- Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.
- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).
- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.
- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)
- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?
- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в
начале урока, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Сейчас я вам покажу картинки, а вы найдите их соответствия среди шахматных фигур.
А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:
«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.
Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.
Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.
«Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.
Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть
А мудреца велел хорошо наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.
Итак, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.
На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.
Методические рекомендации:
Цель: для поддержания детского интереса, при знакомстве с шахматными фигурами, стараться выстраивать занятия в интересной для детей форме
Через придуманный сказочный сюжет они получают важную теоретическую часть, а на следующем занятии, в игровой форме, закрепляют пройденный материал. Игровые приемы, используемые на занятиях всегда разнообразны и интересны детям – это «Снайпер», «Курочка и зернышки», «Дойди до цели», которые знакомят детей с шахматными фигурами. Занимательные схемы - задачи, позволяют юным шахматистам «тренироваться», при закреплении полученного материала, «Досье на шахматную фигуру», помогает малышу закрепить знания о шахматной фигуре, ответив на ряд вопросов.

Очень важно понимать, что от первого знакомства с шахматами зависит отношение ребёнка к данной игре, ведь шахматы требуют большой концентрации внимания, на значительно - длительном отрезке времени, усидчивости, что для дошкольника является серьёзным испытанием. Учить ребёнка игре в шахматы надо постепенно, ни в коем случае, не начиная с готовой шахматной партии, пусть он поэтапно узнает о той или иной фигуре, её способах передвижения и т.п. Если ребенок заинтересуется игрой, тогда можно двигаться дальше, не переживая, что ему наскучит и надоест. Постепенно ребенок узнает о разных правилах этой игры, и необходимо постепенно получать эти знания, тем интереснее он будет играть, находить «хорошие» ходы сначала у себя, а затем и у соперника.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме. Пособие направлено на развитие творческих способностей каждого юного шахматиста, совершенствование его шахматных умений при изучении теории шахматной игры.
Начиная обучение детей, следует определиться, какие цели мы перед собой
ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. При обучении следует учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка.
Работая с детьми в данном направлении, учитываем такие принципы:
- принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д;

- принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации;
- принцип преемственности - тесное взаимодействовать с родителями;
- принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.
Работу можно разделить условно на три этапа, по времени средней продолжительности.
На первом этапе знакомим с шахматными терминами, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.
С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репка», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.
К концу первого этапа дети:
-сочиняют сказки о шахматном королевстве;
-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;
-пересказывают друзьям сказки и легенды;
-знают фигуры;
-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;
-самостоятельно играют, соблюдая правила.
На втором этапе дети уже знают названия фигур, где они располагаются на шахматной доске, учат ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Постепенно приучать детей держать во внимании не только свои 16 фигур, но и 16 фигур противника. Объяснить, что ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываем приемы, продолжаем давать термины. По окончании игры просим ребенка рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.
Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.
К концу второго этапа дети:
-знают ходы фигур;
-пользуются основными терминами;
-пытаются играть друг с другом;
-подсказывают и исправляют ошибки друзей.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжают тренироваться в свободное время дома, в саду. Обязательным пунктом является организация поединков и турниров, как результат – работы педагога и детей.

К концу третьего этапа:
- самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;
- радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

В конце обучения дети самостоятельно запоминают свои ходы и ходы противника, строят алгоритм своей игры, логические цепочки, у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание, самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.
У родителей положительные эмоции - дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.
1.Тема: «В стране шахматного королевства»
Методические рекомендации: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
2.Тема: «Волшебная доска»
Методические рекомендации: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить детей правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
3. Тема: «Шахматные фигуры»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
4. Тема: «Шахматные фигуры»
Методические рекомендации: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
5. Тема: «Начальное положение»
Методические рекомендации: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Методические рекомендации: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Методические рекомендации: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
9. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
10. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Методические рекомендации: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр
11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Методические рекомендации: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
13. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Методические рекомендации: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Методические рекомендации: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
15. Тема: «Шахматная фигура Конь»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Методические рекомендации: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
17.Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Методические рекомендации: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
18. Тема: «Пешка»
Методические рекомендации: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Методические рекомендации: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
20.Тема: «Шахматная фигура Король»
Методические рекомендации: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
21.Тема: «Шахматная фигура Король»
Методические рекомендации: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
22.Тема: «Шах»
Методические рекомендации: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
23.Тема: «Шах и мат»
Методические рекомендации: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
24. Тема: «Ничья и пат»
Методические рекомендации: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
25.Тема: «Рокировка»
Методические рекомендации: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
26.Тема: «Шахматная партия»
Методические рекомендации: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
27. Тема: «Шахматная партия»
Методические рекомендации: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
28. Тема: «Шахматная партия»
Методические рекомендации: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
29. Тема: «Шахматные часы»
Методические рекомендации: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
30. Тема: «Шахматный досуг»
Методические рекомендации: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
31. Тема: «Шахматный карнавал»
Методические рекомендации: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру
Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
«Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры)»
«Шахматы в нашей семье» (рисунки детей и родителей, совместное создание книжки – малышки)
Шахматное королевство" (шахматы в загадках)
Задания в книге В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика»
« Шахматы – путь к успеху» (викторина)
Игры из книги Ф.Лозано «Шахматы для детей». Просмотр мультфильмов о шахматах.
Дидактические игры при обучении игре в шахматы.
"'Куча мала".
Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: "Так?" Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
"Школа".
Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: "Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?.."
"Цвет".
Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
"Ряд".
Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
"Пирамида".
Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
"По росту".
Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
"Догонялки".
Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура "бежит" не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
"Прятки".
Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
"Кто быстрее'?".
Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
"Над головой".
Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Сёма должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
"На стуле".
Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет "три" бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
"Волшебный мешочек".
По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные
фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы "не угадаете", и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
"Шахматный теремок*'.
Сделайте из деревянной шахматной доски "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.
"Шахматный колобок".
Дидактическую игру-инсценировку сказки "Колобок" можно провести так: "дед" - король, "баба" - ферзь, "заяц" - пешка, "лиса" - конь, "волк" -слон, "медведь" - ладья, а колобок - шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки "лиса" колобка не съест - колобок от неё убежит.
"Шахматная репка'*.
Посадите "репку" - клубок. От клубка, по росту, ребёнок выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: "дед" - это король, "бабка" - ферзь, "внучка" - слон, "Жучка" - конь, "кошка" - ладья, "мышка" - пешка.
"Большая и маленькая".
Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
"Запретная фигура".
Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия "запретной" фигуры надо сказать "секрет". Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда "ошибайтесь". Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
"Что общего?".
Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: "Чем они похожи? Чем отличаются?" (цветом, формой).
"Белые и чёрные". В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторон одну из фигур, называя её и её цвет. Например: "Белый ферзь". Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: "Чёрный король". Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
"Угадайка".
Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
"Убери такую же".
Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
"Полна горница".
Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить "спать" в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

« Шахматы – путь к успеху» (викторина)
1. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
2. Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
3. В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
4. Где возникли шахматы? (в Индии)
5. Какой формы шахматная доска? (квадратная)
6. Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
7. Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
8. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).
9. Играет не простую роль Его величество (король).
10. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).
11. В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а (мат).
12. Нужно проявить сноровку, Чтобы сделать (рокировку).
13. Какая из фигур самая главная?
14. Где стоит ладья в начале игры?
15. Чем отличается ход пешки от хода ладьи?
16. Какие шахматные фигуры носят названия животных?
17. Когда заканчивается игра?
Заключение.
На протяжении многих веков шахматы являются составной частью общечеловеческой культуры. Двадцатый век, век стремительного научно-технического прогресса, предопределил дефицит на людей, способных мыслить системно, а вместе с тем и творчески, в экстремальных условиях, которые неизбежно возникают в жизни современного общества.
Роль социально-педагогической функции шахмат за последние годы заметно возросла. На сегодняшний день, социальный статус шахмат высок, в большинстве развитых стран мира, и с каждым годом они получают все большее признание. Понимая высокий потенциал шахматной игры в развитии школьников, во многих странах Мира и регионах России интегрировали шахматы в программы начальной школы, а сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахматной игры в образовательный процесс дошкольных учреждений, позволяющий по достоинству оценить эффект воздействия на развитие детей младшего школьного возраста.
Возрождение игр в шахматы – это, прежде всего формирование инновационного общества, умеющего думать, решать задачи. И именно шахматы превосходная школа последовательного логического мышления.

Обучение детей с раннего возраста воспитывает у них мировоззрение, мироощущение, знание законов логики, место человека в реальном мире. Повышает самосознание и воспитывает самоуверенность в своих силах.
Шахматы – игра сильнейших!
Для ума заряд дает,
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет!

Список использованной литературы:
"Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991), "Удивительные приключения шахматной доски"
"Шахматная беседка" эту главу можно также найти в журнале "Мурзилка", № 6 за 1993 год.
· Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры)"
· В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключение Шашечки и Шахматика
· Карпов А. «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд», 1997
1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
2. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.
3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",
М.: Новая школа, 1994.
6. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.
7. Опыт работы по проектированию обучения дошкольников игре в шахматы г. Урая детского сада «Родничок».
8. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
9. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
10. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Фотоотчет «Изучаем шахматы».
Вложите деньги в большой теннис, и вы с улицы уберёте одного мальчишку, а если в шахматы — сразу десять детей" - это слова гроссмейстера Евгения Эллиновича Свешникова. Экспериментально подтверждено, ч...

