Картотека консультаций для родителей
консультация
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 364.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителейо Правилах Дорожного Движения
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге".она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание.что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы.здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Речевые игры по дороге в детский сад
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем.Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по
кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д
Последний год перед школой
Последний дошкольный год очень важен для развития ребенка. Шестилетний ребенок очень любознателен и стремится к самостоятельности, хотя, конечно, во многих ситуациях он еще не способен принимать взвешенные и разумные решения. Ребенок в этом возрасте очень нуждается в родительском одобрении, понимании, похвале и помощи, в первую очередь, моральной. Не требуйте от ребенка слишком многого, пусть он как можно дольше побудет в безмятежном детстве, где вся жизнь подчинена играм и почти нет слова «надо». Не давите на ребенка, даже если будущая школа предъявляет высокие требования к знаниям и навыкам своих воспитанников. Дети, на которых возлагают слишком большие надежды, становятся нервными и напряженными, у них могут развиваться болезни, в частности, мигрени, боли в животе, тошнота и повышенная возбудимость.
Предвидеть и предотвратить
Предлагаем вам приблизительный список тем, на которые стоит подумать. Возможно, некоторые из них стоит обсудить с педиатром.
- Какой у ребенка темперамент? Как характер и активность ребенка будут помогать/мешать ему в школе?
- Насколько легко ребенок сходится с детьми и взрослыми.
- Готов ли ребенок к школе по уровню подготовки, как физической, так и интеллектуальной? Если есть сомнения, впереди у вас целый год, за который можно помочь ребенку подтянуться.
- Нет ли у ребенка проблем с лишним весом?
- Нет ли у ребенка проблем с мочевым пузырем?
- Насколько агрессивен ребенок, как он умеет решать конфликты и вести себя в стрессовых ситуациях?
- Для ребенка шести лет нормальна склонность к мелкому воровству (мелочи из кошелька и карманов родителей, понравившихся не очень ценных вещей, принадлежащих сверстникам). Поговорите с психологом, если вас очень беспокоит такое поведение ребенка.
Вопросы воспитания
- Для шестилетнего ребенка очень важен авторитет взрослого, будь то родители, другие родственники, воспитатель в детском саду или родители друзей. Дети этого возраста склонны стремиться к созданию близких отношений со взрослыми вне семьи, например, с воспитателем или мамой друга. Если значимый взрослый проходит трудные времена, ребенок может очень расстраиваться и переживать.
- Домашние правила должны быть четко установлены и соблюдаться неукоснительно: время отхода ко сну и подъем, просмотр телепередач, помощь по дому, поведение за столом, поддержание чистоты в своей комнате.
- Шестилетний ребенок может стремиться проводить как можно больше времени у телевизора. Не допускайте этого! Телевидение – источник информации и позитивных эмоций, если время его просмотра строго регламентировано. Смотрите телепередачи вместе с ребенком и разъясняйте ему разницу между реальностью и вымыслом.
- Обязательно включите в свой распорядок дня период активных игр вместе с ребенком. Поощряйте желание ребенка проводить время на природе.
- Помните, что шесть лет – еще не тот возраст, когда уже можно оставлять ребенка дома одного.
- Хвалите ребенка за каждое правильно совершенное действие. Гордитесь его успехами и идеями. Одобряйте инициативу. Проявляйте как можно больше любви. Дарите ребенку подарки, обнимайте его, предлагайте свою помощь, но ненавязчиво. Ребенок должен знать, что в случае любых трудностей вы всегда придете ему на помощь, но не станете пытаться сделать что-то за него. Если у вас двое и больше детей, отмечайте сильные места каждого из них и воздержитесь от любого сравнения детей между собой.
- Устраивайте состязательные игры, в которых акцент будет сделан на тех усилиях, которые прикладывались каждым участником. Результат – победа или проигрыш – вторичен.
- Поддерживайте интерес ребенка к чтению. Продолжайте читать ребенку перед сном, если он не против. Пусть он читает вам вслух то, что ему нравится. Пусть ребенок видит вас с книгой. Запишите ребенка в библиотеку, если вы еще этого не сделали.
Развитие
Ребенок в шесть лет:
- Может бить по мячу от четырех до шести раз подряд, умеет бросать его в любом направлении и ловить.
- Катается на коньках и/или роликах.
- Умеет ездить на двухколесном велосипеде.
- Умеет завязывать шнурки.
- Умеет считать до ста, писать и печатать свое имя.
- Не ошибается в различении правой и левой сторон.
- Рисует человека минимум с шестью частями тела.
- Интересуется одним из видов спорта.
Желаем удачи вам и вашему ребёнку!
Работа с родителями
Консультации для родителей
Капризы и упрямство
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
- Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
- Своеволием
- Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
- упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
- Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Жемчужинка»
Протокол № 1
общего родительского собрания
Группа № 6
от 16.09.2015 г.
На тему: « О капризах и упрямстве ».
Присутствовали: 20 чел.
Отсутствовали: 10 чел.
Повестка дня:
- Организация работы МБДОУ по обеспечению безопасного пребывания детей на территории учреждения. Докладчик - заведующий МБДОУ «Детский сад 62» Фомина ОВ
- Выступление психолога д/с Рубцовой ОГ на тему: «Особенности адаптационного периода. Детский сад без слёз. Капризы и упрямство».
- Консультация на тему: «Родители – образец подражания для детей. Правила безопасного поведения». Докладчик-воспитатель Асташкина НА
- Консультация на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей 5-6 лет». Докладчик – воспитатель Пикуль ЕА
- Утверждение состава родительского комитета на 2015-2016 учебный год.
- Разное.
СЛУШАЛИ:
1. По первому вопросу: выступила заведующая детского сада Лихачёва Ольга Александровна. Она ознакомила родителей с перспективой развития на ближайшее время, уставом, распорядком и режимными моментами, соблюдаемыми в детском саду. Ольга Александровна ознакомила родителей с мерами безопасности в дошкольном учреждении, созданными для сохранения жизни и здоровья детей. Обратила внимание родителей на необходимость соблюдения педагогических и санитарных требований во время пребывания детей дома.
2. По второму вопросу: слушали доклад психолога д/с Рубцовой О,Г. Она ознакомила родителей с особенностями адаптации детей поступивших в детский сад, дала родителям рекомендации по тому, как себя необходимо вести, о чём разговаривать и как поддержать детей в этот непростой для них промежуток времени. Ответила на вопросы родителей.
3. По третьему вопросу: слушали доклад воспитателя группы Асташкину Наталью Александровну. Она рассказала родителям, о том что ребёнок впитывает информацию в течении всего времени бодрствования. Необходимо учитывать, каким образцом для подражания ребенку являются родители в общественных местах. Наталья Александровна обратила внимание родителей на необходимость развивать у ребенка осторожность, быть бдительными.
4. По четвёртому вопросу: слушали доклад воспитателя группы Пикуль Елену Александровну. Она рассказала о том, какими культурно – гигиеническими навыками должен владеть ребёнок в возрасте 5-6 лет. Обратила внимание родителей на то, что ребёнку необходимо развивать самостоятельность в бытовых вопросах.
5. По пятому вопросу: выступила Новикова Е В. с предложением утвердить состав родительского комитета. Выслушали предложения родителей, желающих участвовать в составе родительского комитета. Родители проголосовали единогласно. В состав родительского комитета вошли:
1.Мячинская Александра Георгиевна – председатель.
2.Цветкова Екатерина Сергеевна– секретарь.
3. Бурых Елена Владимировна
6. По шестому вопросу: воспитатели согласовали с родителями физкультурную форму. Председатель родительского комитета Мячинская Александра Георгиевна предложила подарить группе:
1. Игрушки.
2.Физкультурный уголок.
3. Стенд для информации.
Постановили:
- Принять к сведению выступление заведующей Фоминой О.В. о режимных моментах и мерах безопасности детей.
- Принять к сведению выступление психолога Рубцовой О.Г. об особенности адаптации детей в детском саду.
- Принять к сведению выступление воспитателя Асташкиной Н. А. о роли родителей в развитии безопасного поведения ребёнка в общественных местах.
- Принять к сведению выступление воспитателя Щепкиной Е. В. о роли родителей в формировании культурно – гигиенических навыков у детей.
Секретарь:
Председатель родительского комитета
Консультация для родителей.
Особенности адаптационного периода. Детский сад без слёз. Капризы и упрямство.
Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, брошености. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате. На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения установленных правил поведения.
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни ребенка и его родителей. Даже общительный и активный ребенок испытывает трудности привыкания к детскому саду, т.к. он остро ощущает ситуацию разлуки с мамой. В основном период адаптации приходится на 2-3 года. Это возраст, когда главным занятием ребенка является общение с мамой и близкими родными. А тут ребенок остается один среди не знакомых людей. Без мамы. Это сильный стресс для не окрепшей психики ребенка.
Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный период для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит.
Как пройти адаптационный период наиболее безболезненно для ребенка и мамы. Для начала, посетите прогулки детей вашей будущей группы. Пусть ребенок просто гуляет вместе с детьми и привыкает к общению с воспитателем. С ребенком усваивайте правила поведения на прогулке. Через несколько дней, когда ребенок привыкнет к детям и освоит игры на площадке, после прогулки пройдите с ним в группу. Там пронаблюдайте другие режимные моменты: мытьё рук, чтение сказок перед едой и сам обед. Важно не прерывать процесс знакомства с садом. Пропустив несколько дней, придется все начинать сначала. Пришло время расставаться с мамой. Не оставляйте ребенка в первый день дольше, чем на 1,5 – 2 часа. Для того, что бы избежать ситуации расставания с мамой, приводить в сад ребенка может папа или бабашка, дедушка. С момента посещения детского сада наблюдайте за поведением и состоянием здоровья малыша. В этот период может измениться эмоциональный настрой, аппетит, сон.
Не следует ругать ребенка за плаксивость, обидчивость, капризы, агрессивность. Это говорит о том, что период адаптации проходит в норме. Проводите больше времени вместе после сада. С интересом расспрашивайте о том, что интересного было в группе, с кем ребенок подружился. Разрешите брать в садик любимую игрушку малыша. Она станет частью дома, которая будет «согревать» его. Дома можно поиграть в сад. В игре могут открыться особенности поведения ребенка, его взгляд на отношения с детьми и воспитателем, о которых он не рассказывал. Дома необходимо обеспечить ребенку покой и эмоциональную стабильность. Атмосфера любви и заботы прибавит уверенности в родительской любви.
Период адаптации имеет несколько степеней.
Легкая степень характеризуется быстрым привыканием к новым условиям. При этом нет изменений в состоянии здоровья, ребенок эмоционально благополучен. Быстро находит друзей в группе, общается с воспитателем.
Средняя степень - привыкание за 3-4-недели. Утром без слез расстается с мамой. Принимает участие во всех режимных моментах группы: кушает, спит, общается с детьми и воспитателями. Есть не значительные изменения в состоянии здоровья (температура тела может повышаться по вечерам до 37 градусов, легкое недомогание).
Тяжелая степень. Ребенок плачет утром по дороге в сад, при расставании с мамой на протяжении нескольких месяцев. В группе капризничает, не дружит с детьми. Мало общается с воспитателями. Часто отказывается кушать, спать в детском саду и дома. Простудные заболевания учащаются.
В период адаптации важно тесно контактировать с воспитателем, медицинской сестрой, психологом. Сотрудники детского сада смогут определить степень адаптации ребенка. Расскажут о том, чем занимался малыш в детском саду, и дадут рекомендации для родителей.
Трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного: домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок. Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует отметить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессиональные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, насколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза, последствия он может иметь. Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детски садом, психолог, медицинский персонал и воспитатель группы, в которую ребенку предстоит ходить.
Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних условиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы приучить ребенка к его вкусу. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, завтраком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком, помочь собрать детей на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. На второй-третьей неделе ребенок может остаться на дневной сон. В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем понять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними. О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители говорят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к детскому саду родители были особенно внимательны к ребенку, относились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».
Таким образом, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Психолог д/с Рубцова О.Г
Источник – средства интернета.
Консультация для родителей.
Родители – образец подражания для детей. Правила безопасного поведения.
За последние годы количество преступлений, направленных против детей, выросло во много раз. Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. Именно поэтому всем родителям и воспитателям, нужно использовать все доступные средства, чтобы защитить детей и, что ещё важнее - научить их защищаться самостоятельно.
Родители довольно часто читают нотации своему ребенку: мол, нельзя так себя вести, или задают риторический вопрос: «Ну, что нового?» Задав вопрос, родители тут же забывают о нем и уже не слышат, что им говорит ребенок. А он, пусть ещё маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат. Но ведь КОНТАКТ с родителями - это один из шансов безопасности ребенка. Именно через КОНТАКТ родители узнают о проблемах и вопросах, которые волнуют их чадо и, решая с ним его проблемы, они помогают ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Но почему дети не рассказывают родителям о своих проблемах? Отчасти оттого, что именно родители не хотят об этом слышать: то они очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказалась очень интересной, и родителям не до ребенка, не до его вопросов. И ребенок остается один на один со своими проблемами. В один момент родители вдруг замечают, что ребенок уже вырос, и не знают, о чем он думает, какие у него друзья и увлечения. И когда родители задают ему вопрос, то получают односложный ответ: «Все в порядке». Теперь они хотят поговорить с ним, но о чем? Как найти тот желанный контакт, они не знают. Пусть родители спросят себя: «Когда последний раз их ребенок делился с ними проблемой или искал поддержки, каким реальным советом они могут помочь своему ребенку?». «Театр начинается с вешалки», а помощь другому - с возможности помочь самому себе. Не разрешив свои проблемы, родители неперспективны для своих детей в качестве советчиков в решении их трудностей. Выход прост - учиться существовать самим и пытаться научить этому других, хотя большинство любит повторять - не учите меня существовать, помогите материально. Искусство жизни требует знаний, как и любой прочий вид человеческой деятельности. Можно стать прекрасным физиком, банкиром, художником, но незнание законов жизни и выживания перечеркнет в один прекрасный день все планы и надежды.
Если вы обеспокоены тем, как вырастить своего ребенка в безопасности в этом все более опасном мире, необходимо придерживаться некоторых правил.
Прежде всего, необходимо обучить ребенка правилам личной безопасности, незнание данных правил вызывает массу проблем. Назовем некоторые из проблем, которые могут возникнуть из-за незнания элементарных правил безопасности:
1. Ребенка нельзя оставить одного дома. Как правило, он начинает плакать, утверждать, что он боится, что никуда не отпустит маму или папу. Если же его удается уговорить остаться, он, будучи не подготовленным к возможным угрозам, может открыть дверь опасному человеку, поддавшись на уговоры или угрозы. При этом подвергаются прямой опасности не только материальные ценности, но, в первую очередь, здоровье и жизнь ребенка.
2. Вы не решаетесь отпустить ребенка гулять, даже с товарищами. Его могут обманом или угрозами увести незнакомцы или люди, знакомые ребенку, с которыми Вы его никуда не отпустили бы. Старшие ребята также могут обидеть ребенка или спровоцировать на неблаговидные или рискованные поступки. Во избежание беды необходимо, чтобы ребенок был готов к опасным, непредвиденным ситуациям, умел ориентироваться и защищаться.
3. Каковы бы ни были меры предосторожности, случаются минуты (секунды), в которые ребенок остается один. Например, выбежал из подъезда, пока Вы спускаетесь по лестнице; убежал в торговом центре в отдел игрушек, пока Вы смотрели обувь или одежду; отошел на 5 метров, пока Вы разговаривали со старой подругой.
Как поведет себя ребенок, если в эти секунды незнакомый мужчина схватит его за руку и, прошептав: «Тихо, а то хуже будет!», потащит за собой? Если Ваша двоюродная сестра, с которой вы давно враждуете, откроет дверцу внезапно остановившегося автомобиля и попытается затащить ребенка в салон? Если благодушный старичок в костюме деда Мороза купит ему плюшевую собачку в магазине игрушек и поведет «знакомиться со своей внучкой». Сможет ли он действовать уверенно и изобретательно, если на принятие решения и действие у него будет 4-5 секунд?
Решение есть! Существует решение проблемы по устранению отсутствия у ребенка твердых знаний и устойчивых навыков обеспечения собственной безопасности.
При этом важно понимать, что чудес не бывает, и ребенок не сможет мгновенно преобразиться. Тем не менее, многие родители и воспитатели пытаются решить эту проблему, устраивая своим детям «обучающие часы». Они сажают перед собой ребенка и грозно читают ему нотации, требуя не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужие машины, не уходить со двора и т.д. Прочитав такую часовую лекцию, родители (воспитатели) порой считают, что дело сделано и ребенок подготовлен. Разве это так?
Да, ребенок может зазубрить, чего он «не должен делать», что с ним случится в случае ошибки, но разве он знает, что он должен делать в таких ситуациях? Он будет помнить только внушенные ему страхи, но у него не будет в голове инструкции к действию. Разовые мероприятия, проводимые в детских садах, несомненно, имеют некоторый положительный эффект, но проблемы полностью не решают. Более того, создается ощущение, что дети обучены и защищены. Это опасное заблуждение. Отрывочные теоретические знания, не переведенные в отработанные навыки, не защитят ребенка от опасной ситуации, хотя внушают родителям иллюзию защищенности. Рассмотренный способ решения проблемы в виде разовых лекций или бесед нельзя считать удовлетворительными.
Необходимо систематическое обучение. Что же нужно делать? Предлагаем стратегию решения – курс «10 шагов к безопасности Вашего ребенка», позволяющий заложить основы системы личной безопасности ребенка.
Шаг 1. Познакомить ребенка с понятиями «незнакомый человек» и «знакомый человек», научить уверенно отличать одну категорию людей от других. Обосновать необходимость тесного контакта ребенка с опекающими его взрослыми, научить ребенка точно рассказывать о том, что с ним произошло, и не хранить в тайне факты общения с различными людьми, как незнакомыми, так и знакомыми. Родители часто дают ребенку инструкции такого типа: «Не разговаривай с незнакомым человеком!» Если уж так говорить, то не с «незнакомым человеком», а с «незнакомыми людьми», чтобы ребенок не ассоциировал понятие «незнакомый человек» только с лицами мужского пола. «Не разговаривай» - тоже не совсем точная фраза. Как мы увидим далее в Шагах 6 и 7, ребенок должен уметь попросить помощи именно у незнакомых людей (полицейских, охранников, военных и т.д.).
Шаг 2. Определить варианты поведения ребенка с каждой из вышеназванных категорий, при этом, не запугивая ребенка, но давая ему четкие рекомендации.
Как реагировать ребенку в том случае, если с ним заговорят на улице незнакомые люди? А если заговорит папин знакомый, которого ребенок иногда видел вместе с папой?
Шаг 3. Что должен знать и уметь ребенок, остающийся один дома?
Как ему правильно реагировать на стук в дверь? Кому можно, а кому нельзя открывать дверь? Что делать, если дверь начинают ломать? А если в доме пожар?
Шаг 4. Как ребенку правильно разговаривать по телефону, чтобы не выдать важной информации? Ребенок должен вести разговор так, чтобы собеседник не узнал ничего важного, никаких семейных тайн. Телефон не должен стать отмычкой для потенциальных преступников, поскольку в случае проникновения их в дом угрозе подвергаются как материальные ценности, так и жизнь и здоровье ребенка.
Шаг 5. Как ребенку безопасно преодолеть путь от подъездной двери через подъезд, лифт и до двери квартиры? Подъезд является опаснейшим местом даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Необходимо уделить отработке этого вопроса особое внимание.
Шаг 6. Как безопасно организовывать прогулки ребенка во дворе его собственного дома (и в других дворах)? Как ребенку уверенно и безопасно передвигаться по городу? Какие места являются для него небезопасными, а в каких, напротив, он может попросить о помощи?
Шаг 7. Какую подготовку должен иметь ребенок, чтобы не потеряться в толпе (в цирке, магазине, торговом центре, в кинотеатре, на улице), а, потерявшись, как можно быстрее отыскать своих родителей или других опекающих его взрослых?
Шаг 8.Основы самообороны ребенка: «Закричал, вырвался, убежал, рассказал!»
Шаг 9. Каковы правила безопасного общения ребенка с кошками и собаками? Как не допустить нападения собаки и что делать, если нападение вот-вот состоится?
Шаг 10. Что такое виктимное поведение ребенка? Какие навыки необходимо в нем развить, чтобы свести виктимность поведения и поступков к минимуму?
Виктомология происходит от соединения 2-х латинских слов «victima» (жертва) и «logos» (учение, знание), т.е. это учение о жертве преступления.
Эта наука изучает потерпевших от преступлений, несчастных случаев, бедствий.
Несовершеннолетним присущи психологические особенности, свойственные детскому и подростковому возрасту. Эти особенности: внушаемость, доверчивость, жажда приключений, любопытство, дезориентированность в конфликтной ситуации. Велика возможность стать жертвой преступлений у малолетних детей, так как они беспомощны перед авторитетом взрослого человека и не имеют возможности противодействовать преступнику и самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.
Таким образом, виктимное поведение – это поведение жертвы (предполагаемой жертвы) преступления. А профилактика виктимного поведения – это способы воздействия на личность, в целях обеспечить ее защиту от преступного посягательства.
В системе ранней профилактики виктимного поведения несовершеннолетних, реализации воспитательной функции такой профилактики значительную роль играет семья. На нравственные устои личности воздействует вся обстановка семейной жизни. В родителях дети видят пример для подражания. Поэтому очень важно уделять внимание своим детям, разъясняя им правила безопасного поведения, беседуя на разные темы, контролировать их времяпрепровождение, круг общения. Наша общая задача - не допустить, чтобы ребенок стал жертвой преступления.
Воспитатель Асташкина Н.А
Источник – средства интернета.
Консультация для родителей.
Формирование культурно- гигиенических навыков у детей 5-6 лет.
Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей включает широкий круг задач и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Дети от 5-6 лет должны:
1. Следить за своим внешним видом.
2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
4. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.
Воспитатель Щепкина Е. В.
Протокол № 2
Общего родительского собрания МБДОУ Мытищи
«Детский сад №10»
Группа № 5
От 27.03.2015 г.
На тему: « Роль родителей в воспитании и развитии ребенка ».
Присутствовали: 20 чел.
Отсутствовали: 7 чел.
Повестка дня:
- Консультация на тему: «Роль родителей в воспитании ребёнка». Докладчик-воспитатель Асташкина Н.А
- Консультация на тему: «Организация питания детей в дошкольном учреждении». Докладчик-заведующая д/с Маханькова Н.А.
- Разное.
1.. По первому вопросу: слушали доклад воспитателя Асташкиной Н.А Она рассказала родителям об их роли в воспитании ребёнка. Особое внимание уделила вопросу «Ошибки семейного воспитания».
2. По второму вопросу: слушали доклад заведующей д/с Маханьковой Н.А. Она рассказала родителям о том, что как их дети питаются в детском саду. Акцентировала внимание родителей на то, что и дети получают сбалансированное питание в дошкольном учреждении.
4. По третьему вопросу: выступила председатель родительского комитета Молчанова Е.А с отчетом о проделанной работе в группе, попросила родителей принимать более активное участие в работе группы.
Постановили:
- Принять к сведению выступление воспитателя Асташкиной Н.А о роли родителей в воспитании ребёнка.
- Принять к сведению выступление заведующей д/с Маханьковой Н.А. об организации питания детей в детском саду.
- Работу родительского комитета одобрить. Родителям принимать более активное участие в работе группы.
Секретарь: Логинова О.Г
Председатель род.ком. Молчанова Е.А
Консультация для родителей.
Роль родителей в воспитании ребёнка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешномуродительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею дорого стоит. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего.
Ошибки семейного воспитания.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни вдругом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.
Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец –тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Психологи говорят, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.
Воспитатель Асташкина Н.А
Интернет сайт «Центр психолого – медико – социального сопровождения».
Консультация для родителей.
Организация питания детей в дошкольном учреждении.
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным факторам. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Большое значение имеет правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях, где в настоящее время воспитывается более половины детей дошкольного возраста, а во многих крупных городах и промышленных центрах практически все дети старше 1,5 - 2 лет. При этом большинство детей находится в учреждении 9 - 12 часов и питание их, кроме выходных и праздничных дней, почти полностью обеспечивается дошкольным учреждением, где дети воспитываются в течение нескольких лет.
Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их относительно большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех пищевых веществах. При этом чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела.
Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет
Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты - мясное суфле. Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9 - 10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75 - 80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35 - 40%, полдник - 15 - 20%. Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, получают четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10 - 12%, а калорийность ужина составляет 20 - 25%.
Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья , а также климато-географических и национальных особенностей питания. При составлении рациона питания детей предусматривают правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, дают в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям дают молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются. При составлении меню следует учитывают, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2 - 3 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.
В меню детей включены салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд дают свежие или консервированные соки т.д. Ребенок в течение дня получает два овощных блюда и только одно крупяное, также комбинированные гарниры из набора различных овощей. Объем пищи строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Нередко вследствие большого объема порции дети получают разведенную, малокалорийную пищу. Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения. Детей приучают к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели не торопят детей. При кормлении детей соблюдается последовательность процессов, не заставляем детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека консультаций для родителей: Моделирование. Знакомство со сказкой. Фольклор.
Подборка консультаций для родителей....

Картотека консультаций для родителей
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: "Правила дорожного движения всем знать положено!" Консультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников".Готов ли ваш ребенок...

Картотека «Консультаций для родителей по воспитанию любви к природе в семье»
Консультация для родителей«Правильное отношение к природе начинается в семье». Беседуйте с детьми о природе.•Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте п...
Картотека консультаций для родителей.
Картотека консультаций для родителей....
Картотека консультаций для родителей
Консультации для родителей...




