Проблемы воспитания и образования дошкольников в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблемы воспитания и образования дошкольников в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ принят 29 августа 2013г.
ФГОС дошкольного образования утверждается впервые в российской системе образования в соответствии с требованиями вступившего в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Структура стандарта
II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
III ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
IV ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
V.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы воспитания и образования дошкольников в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ принят 29 августа 2013г.
ФГОС дошкольного образования утверждается впервые в российской системе образования в соответствии с требованиями вступившего в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Структура стандарта
II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
III ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
IV ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
• Требования к развивающей предметно-пространственной среде
• Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
• Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
• Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
#1058;РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения .
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей .
Для чего нужен стандарт?
Стандарт является основой для:
- разработки и реализации Программы ДОУ;
- разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- объективной оценки образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В стандарте указано, что конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности.
- Образовательная программа ДОО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
- Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Образовательная программа включает три основных раздела: • целевой, • содержательный • организационный.
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений ( т.е. педагогами и специалистами конкретного ДОУ). В стандарте конкретно прописывается содержание каждого раздела программы. • Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. • Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений может быть ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, и возможностям педагогического коллектива; • сложившиеся традиции дошкольного учреждения или его отдельных групп.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: • 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа ДОУ, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья. (если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;) • 2) используемые Примерные программы; • 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
• Стандарт подчеркивает, что ключевое место в структуре требований занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка. • Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми. • В стандарте говорится о необходимости создания позитивной социальной ситуации развития личности каждого дошкольника.
Поэтому стандарт ориентирован на технологию педагогической поддержки ребенка-дошкольника в условиях ДОУ. Он определяет необходимость создания условий развития дошкольников, открывающих возможности • позитивной социализации ребёнка, • его всестороннего личностного развития, • развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности
Педагогическая поддержка предполагает:
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях ; ● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); ● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия в разных видах деятельности; ● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ● поддержка возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Стандарт ориентирует педагогов на образовательные технологии организации совместной деятельности воспитателей и детей. •
Какие технологии такого типа вы знаете?
Технологии развития ребенка в игре (развитие субъектной позиции дошкольников в творческой игре Солнцева О,В, развитие игровых умений дошкольников Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) • Технологии социально-эмоционального развития дошкольников на основе включения их в ситуации гуманистической направленности (игровые и практические) Бабаева Т.И. • Технологии организации проектной деятельности дошкольников • Технологии организации проблемно -поисковой деятельности дошкольников.
В стандарте очень конкретно прописываются умения педагога организовать педагогическую поддержку дошкольникам : Они обеспечиваются умением организовать непосредственное общение с каждым ребёнком; • проявить уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; • Обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей через: • ● создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; • ● создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей Особое внимание в стандарте уделяется задаче взаимодействия дошкольного учреждения и семьи • Стандарт ориентирован на поддержку дошкольным учреждением и педагогами родителей в воспитании детей, охрану и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Требования к проведению педагогического мониторинга и диагностики. В ДОУ (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ • Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. • Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. • Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Для чего же они нужны? Для педагогов и администрации дошкольного учреждения для решения задач: – формирования Программы ДОУ; – анализа своей профессиональной деятельности; – взаимодействия с семьями воспитанников; Для авторов образовательных программ дошкольного образования; Для исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; Для родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; Для широкой общественности.
В стандарте выделены: • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования(фрагмент): • у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; • ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; • ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; • у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты….. ● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Таким образом, ФГОС дошкольного образования опирается на современные идеи дошкольной педагогики как науки и как практики образования Привносит ряд изменений в требования к созданию Программы дошкольного образования, условий ее реализации в дошкольном учреждении и организацию педагогического процесса в группе детского сада на основе технологии педагогической поддержки. Стандарт взаимосвязан с ФОП дошкольного образования, в которой более глубоко и подробно раскрываются задачи, содержание и условия дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об обр...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования
Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...
Статья: "Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования"
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образованияПонятие «развивающая предметно-...

Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования
В статье представлены итоги изучения основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с сайта ФИРО...