Статья: "Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования"
статья (младшая группа)

Галашина Лариса Андреевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» дошкольной образовательной организации приобрело сегодня особенную актуальность, что нашло непосредственное отражение в нормативно-правовых документах в области дошкольного образования, в частности Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации уделяет особое внимание, описываются основные функции, охарактеризованы принципы построения. В документе указано, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать развитие детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их здоровья, учет особенностей и коррекцию недостатков их развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» дошкольной образовательной организации приобрело сегодня особенную актуальность, что нашло непосредственное отражение в нормативно-правовых документах в области дошкольного образования, в частности Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации уделяет особое внимание, описываются основные функции, охарактеризованы принципы построения. В документе указано, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать развитие детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их здоровья, учет особенностей и коррекцию недостатков их развития.

Предметная среда современной ДОО представлена мебелью ( без острых углов), играми, предметами и игровыми материалами атрибутикой, учебно-методическими пособиями, моделями и материалами, используемыми взрослыми для обучения детей, оборудованием для обеспечения всех специфических видов деятельности (материалы для экспериментирования, сюжетно-ролевой игры, творческой деятельности и др.), природным материалом, экологическими объектами, техническими средствами обучения и др.

Предметно-развивающая среда, по мнению С. Л. Новоселовой, это «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика».[1]

Данное определение создает ориентировку на всестороннее изучение ребенка, его особенностей на каждом возрастном этапе развития, на основе которого собственно и возможна реализация развивающей функции предметно-пространственной среды.

В работе М.Н. Поляковой под развивающей предметно-про-странственной средой понимается: «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами». В такой среде, считает автор, возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.[2]

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы)», как писала Н.В. Микляева.[3]

Одной из целей создания развивающей предметно-пространственной среды является обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также уединения.

Можно сказать, что основным условием реализации развивающей функции среды является личностно-ориентированное взаимодействие ребенка и педагога, в процессе которого происходит освоение социокультурного опыта, его индивидуальное педагогическое сопровождение, основанное па принципах сотрудничества.

М. II. Полякова подчеркивает, что с позиций личностно ориентированной парадигмы условием эффективности развития ребенка является удовлетворение его базовых потребностей, в том числе, посредством организации развивающей предметно-пространственной среды. Это потребности в общении, активности (в первую очередь двигательной), познании окружающего мира, понимании, уважении, признании и самореализации.[4]

Если среда способствует формированию у ребенка опыта взаимодействия с окружающим миром, становлению и развитию мотивов разнообразной деятельности, обогащению общения с взрослыми и сверстниками, в этом случае она становится условием обогащения субъектного опыта ребенка.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО) указано, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.


[1] Новосёлова С.Л., Предметно-развивающая среда, Методические рекомендации,Московский департамент образования, 2014, с 17.

[2]Барышникова Е.В., Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации, учебное пособие, издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета,2017,с.25

[3]Микляева Н.В.: Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО, учебное пособие, М;«Сфера», 2018. С.35

[4]Крыжевских О.В.: «Организация предметно-развивающей среды»,учебное пособие, М:Юрайт,2017. с.101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.

Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...

Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об обр...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования

Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет  Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...

Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

1 слайд. Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.2 слайд. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос ор...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с сайта ФИРО...