Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования
статья на тему

Куфарова Лариса Сергеевна

Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет  Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качественной образовательной среды на современном этапе развития дошкольного образования.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kufarova_statya.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Куфарова Лариса Сергеевна

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования

Аннотация: автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет  Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качественной образовательной среды на современном этапе развития дошкольного образования.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Концепцией  модернизации  российского  образования  на период до 20101 года главной задачей российской образовательной политики определено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Впервые разговоры о качестве образования появились в дошкольной среде в конце 20 века. Разработкой теоретико-методологической основы принципов и закономерностей управления качеством дошкольного образования занимались М.М.Поташник, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова, К.Ю.Белая. Ряд практических исследований по данной проблеме отразился в работах Л.И.Фалюшиной, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой, Л.Г.Богославец, А.А.Майер.

В целом, все исследователи определили термин «качество образования», как  баланс следующих составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты, условия, спрогнозированный процесс и результаты. Основными ориентирами в разработке критериев качества ДОУ являются пространство развития родителей, пространство развития ребенка, пространство развития педагогов, условия функционирования пространств развития ДОУ. Детские сады, получив свободу выбора образовательных программ и управленческих решений, предприняли попытки совершенствования качества образования. Причем для каждого ОУ показатели качества образования в узком смысле оказались весьма специфичны.Но в целом эти попытки выявили ряд неразрешимых противоречий, справиться с  которыми можно было только на федеральном уровне.

  1. Существующая законодательная база не удовлетворяла всем потребностям развивающегося сообщества. Детские сады выпадали из системы общего образования, что делало их неравноправными партнерами в образовательной области. В документах, регулирующих образовательную деятельность, были прописаны требования к  содержанию образования, к объему учебной нагрузки обучающихся и к результатам (ЗУН)  и совершенно отсутствовали требования к условиям реализации педагогической деятельности.
  2. Большинство руководителей, не имея специальной подготовки, оказались неспособны выработать стратегию управления качеством дошкольного образования. И в целом педагогический коллектив оказался не в состоянии решать одновременно управленческие, организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, с которыми сталкиваются сотрудники современного ДОУ.
  3. Даже при умелом управлении руководителя требовалось вмешательство государства для создания качественной, отвечающей современным требованиям развивающей среды как для воспитанников, так и для педагогов.

За последние пять лет стратегия государства в отношении образовательной политики претерпела значительные изменения на законодательном уровне. Самым важным сдвигом стало установление дошкольного образования первой ступенью в системе общего образования2. Это означало, что государство повернулось лицом к проблемам детских садов и протянуло им руку помощи.

В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется генеральный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Пробной, переходной, промежуточной ступенью на пути установления стандартов дошкольного образования выступили Федеральные государственные требования3,4. Но эти документы касались только условий и реализации образовательного процесса.  Они вышли обособленно друг от друга, содержали в себе ряд неточных формулировок и не оказали целостного воздействия на воспитательно-образовательный процесс. И наконец, 17 октября 2013 года был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования5 (ФГОС ДО), удовлетворяющий всем требованиям, выдвигаемым понятием «качество образования»: процессу, условиям и результату.

В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» ФГОС ДО (Раздел 3, п. 3.4.1) сказано, что «Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"6. Таким образом, государство очертило границы правовой и педагогической компетентности, профессиональных требований, должностных обязанностей работников дошкольного образования. С введением в действие ФГОС ДО, значительные перемены претерпело содержание курсов повышения квалификации. Педагоги своевременно и в полном объеме получают информацию о стратегии государственной политики в области как дошкольного, так и общего образования. Интернет значительно расширил возможности самостоятельного профессионального обучения и распространения педагогического опыта. Это вебинары, он-лайн конференции, заочные кратковременные курсы повышения квалификации различной тематики и направленности, педагогические интернет-сообщества, образовательные сайты и порталы.

Неоценимый вклад в развитие условий реализации образовательной программы внесло государство, подключив детские сады  к федеральному финансированию. Материальная база,  развивающаяся до этого черепашьими шагами педагогических усилий и поддерживаемая только родителями воспитанников, получила мощный толчок к развитию. Стала обновляться методическая и материально-техническая база учреждений, преобразилась предметно-развивающая среда детских садов.

Заручившись поддержкой государства, детские сад выходят на новый качественный виток развития. Управленческие решения, которые несколько лет подряд оставались сугубо  теоретическими, получили зеленый свет практической реализации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года7 определило стратегической целью государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования в России для повышения качества образования созданы все необходимые предпосылки и условия. Теперь всё зависит только от личного потенциала каждого педагога, руководителя  и отдельного коллектива в целом.

Используемая литература:

  1. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  2. ФЗ  РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ гл.2, ст.10, п.3

  3. Приказ Минобразования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  4. Приказ Минобразования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  5. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

  6. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г №1662-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Приказ №1155"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"  Приложение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольног...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

   Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об обр...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Тема статьи "СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, деятельность детского дошкольного учреждения должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка для адаптации его в ...