РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
методическая разработка

Спиридонова Татьяна Александровна

Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_3.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Мир, окружающий ребенка,-это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Актуальность темы опыта работы

Современное общество требует от человека умения делать осознанный

выбор, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а

также творчески подходить к решению проблем, т.е. быть субъектом

собственной жизни с собственным мировоззрением и творческой инициативой.

В мировой практике идёт поиск путей активизации процесса развития

творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В

этом плане особенный интерес представляет дошкольный возраст – время,

когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и

деятельности. В связи с этим принципиально меняется содержание и

организация образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

В основе обновления лежит создание такой системы развития детей, которая

способствует поддержке индивидуальности ребёнка. В Федеральном законе

«Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только

сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и

инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологической культуры.

Экологические знания-это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.

Эти знания включают в себя и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Цель реализовывалась через задачи:

 Формировать способность видеть многообразие окружающего мира;

 Развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез,

классификация, сравнение, обобщение);

 Развивать любознательность, познавательную активность, творческую

инициативу детей; поддерживать детскую самостоятельность;

 Активизировать речь детей (способности выдвигать предположения,

рассуждать, формулировать выводы, рассказывать об увиденном, умение

чётко выразить свою мысль);

 Пополнять словарный запас детей словами, обозначающими сенсорные

признаки свойства, объекта или явления(цвет, форма, величина, мнётся,

ломается, высоко, низко, далеко, мягкий, твёрдый, тёплый и др.);

 Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

В своей работе я опиралась на основные принципы и методы дошкольной

психологии и педагогики, а также требования федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования.

Новизна данного опыта в комплексном использовании ранее известных и

современных методик в познавательно – исследовательской деятельности с

детьми дошкольного возраста.

Формы и методы работы с детьми разнообразны:

- циклы наблюдений за растениями и животными;

- ведение различных календарей;

- целевые прогулки, экскурсии;

- игровые обучающие ситуации.

Применение таких форм и методов характерно для реализации познавательно-исследовательской деятельности.

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).

Монтессори М. отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя, прежде в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека… С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Исследовательская деятельность-форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Основная черта такой активности- дети получают информацию не в готовом виде, а путем собственных наблюдений и исследований. Как следствие у детей развивается познавательный интерес.

Поэтому задача педагога активно помогать и развивать стремление детей к эксперименту.

Этапы познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Анализ проблемной ситуации, определение проблемы;
  2. Выражение предположений о способах решения проблемы и формулировка гипотезы;
  3. Определение плана действий по проверке гипотезы;
  4. Реализация намеченного плана;
  5. Выявление результатов и установление их соответствия;
  6. Внесение при необходимости коррективов для повторного исследования;
  7. Общий вывод.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

Экспериментальная деятельность- определяется как форма активности детей и направленная на изменение предмета, явления с целью познания. Такой вид деятельности делится на два направления:

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою любознательность.
  2. Исследовательская деятельность организуется педагогом. При этом дети получают те результаты, которые заранее определены.

Организация решения познавательных задач-такая система сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Проектная деятельность- обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. У детей определяется наличие умений выполнять действия различного характера.

- практического, в связи с производимыми изменениями в объекте с целью получения новой информации о нем (рвать, резать, сживать, смачивать и т.д.)

-мыслительного, в связи с осмыслением как получаемой информации (анализировать, соотносить, сравнивать и т.д.), так и самой деятельности (определять проблему, высказывать предположения о способах решения.

Таким образом с помощью познавательно-исследовательской деятельности детей можно знакомить с экологическими проблемами, развивать представления об окружающем растительном и животном мире. Ребенок на «своими руками» определяет свойства и значимость экологии, и на основании сделанных выводов определяет методы решения проблемы (например, сдать на переработку пластовые бутылки- помогает в решении проблемы загрязнения природы, сбор макулатуры- защита деревьев и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах

Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей....

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

Программа по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.

Создание условий для формирования основ  познавательной активности....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность"

ГАОУ ДПО города Москвы "Московский центр качества образования"Выступление на вебинаре 2017.01.26 Направление вебинара "Качество дошкольного образования"Тема вебинара "Раз...

развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность...

Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнк...