РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ПРОФЕССИИ РОДИТЕЛЕЙ»
статья
Аннотация: Авторы статьи делятся опытом профориентационной работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями родителей, используя для этого «виртуальные экскурсии», которые позволяют, не покидая стен детского сада, путешествовать по организациям. Воспитанники «погружаются» в разные профессии.
Ключевые слова: ранняя профориентация старших дошкольников; «виртуальные экскурсии»; интерактивные технологии; «погружение в профессии»; приближение детей к труду взрослых; приближение труда взрослых к детям; совместная деятельность детей и взрослых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 377
Соколова Валентина Михайловна
воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 7» пгт. Пролетарский, Ракитянского района Белгородской области,
e-mail: valentina_sokolova_71@mail.ru
Сапронова Валерия Сергеевна
воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 7» пгт. Пролетарский, Ракитянского района Белгородской области,
e-mail: valentina_sokolova_71@mail.ru
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ПРОФЕССИИ РОДИТЕЛЕЙ»
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности [1].
В условиях реализации ФОП ДО и ФГОС ДО главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу.
Главное – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей в разных его аспектах. А в самом большом выигрыше будут дети, наши воспитанники, ради которых и осуществляется данное взаимодействие [2].
В настоящее время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Поэтому в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №7» профориентация воспитанников стала приоритетным направлением в работе с дошкольниками. Педагоги поставили перед собой цель: создание единого информационного пространства образовательного процесса, в котором задействованы на информационном уровне и связаны все участники воспитательно образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители. Было решено вовлечь детей и семьи воспитанников в образовательный процесс посредством виртуальных экскурсий, направленных на раннюю профориентацию старших дошкольников.
Свою задачу педагоги видят в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь им соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Новые формы сотрудничества позволили привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада [3].
Проводимые мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Использование виртуальных экскурсий позволяет не только актуализировать знания и расширить представления детей об окружающем мире и мире профессий, но и активизировать их познавательную активность, умственные процессы и социально коммуникативные компетенции.
Сейчас, в связи с напряженной ситуацией в Белгородской области, да и в стране в целом, многие образовательные учреждения находятся в дистанционном формате. Виртуальные же экскурсии очень интересны ребёнку и позволяет, не покидая стен детского сада, или же даже находясь дистанционно дома, путешествовать по организациям, где работают его родители и родители друзей.
Воспитанники «погружаются в разные профессии»: хирургической медсестры, строителя, электрика, агронома, пиццериста, мастера колбасного цеха. Они не просто знакомятся с профессиями, но и занимаются активным поиском решения задач, например, что нужно для работы повара? Какие специальности включает в себя профессия спасателя? Уясняют то, что на работе человек большое внимание уделяет безопасным условиям труда.
Преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Повышается мотивация к познанию, формируется активная личностная позиция, лучше закрепляются знания. Дети выступают в роли ведущего. Родители же становятся частью образовательного процесса. Совместно с родителями отбирается нужный материал, составляется необходимый маршрут, изменяется содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Педагоги разработали систему работы с дошкольниками по ранней профориентации, которая проводится по 3 направлениям: 1) приближение детей к труду взрослых; 2) приближение труда взрослых к детям; 3) совместная деятельность детей и взрослых. Система работы представлена в совместном проекте: «Профессии наших родителей», в реализации которой приняли участие более 80% семей группы. 1. Приближение детей к труду взрослых. Например, знакомство с профессией «Полицейский» задумано в форме встречи с профессионалами. Чёткое выполнение движений разминки вместе с родителем, с сильным, смелым полицейским, поднимает настроение детей, повышает их двигательную активность, а, следовательно, укрепляет здоровье. 2. Приближение труда взрослых к детям. Это наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Например, изучение особенностей профессии «Спасатель» проходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочего места, а именно пожарной части №32 п. Пролетарский, встречи с профессионалами Дети не только знакомятся с основными причинами пожаров, но и уясняют, что профессия спасателя включает в себя много специальностей, и люди этой профессии обладают важными качествами: смелость, решительность, быстрая реакция, чувство товарищества…
На предприятиях посёлка и района, где нет возможности встречи с профессионалами, на помощь приходит виртуальная экскурсия. Виртуальный гость не просто рассказывает на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показывает рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Детям очень нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, поэтому такие ролики включаются в ход образовательной деятельности в группе, есть возможность пересматривать их с родителями дома. Педагог в данном случае не только информационно дополняет багаж «семейной» профориентации, но и грамотно направляет профориентационную деятельность родителей, и повышает их педагогическую грамотность [4]
Разработанный совместный проект «Профессии наших родителей» имеет развивающий характер – виртуальные экскурсии помогают расширить детям свои познания о работе родителей, поближе познакомить с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Например, ребята выясняют, что работа хирургической медсестры не терпит промедления, не терпит суеты, здесь дорог каждый жест. Если фазы замыкает, если рвутся провода, непременно приглашают в дом электрика тогда. Слова, произносимые мальчишками «электрика вызывали», говорят, что идёт «погружение в профессию».
Воспитанники узнают, чем поле кормит сёла, города. Играя, пекут такую же пиццу как повар-пиццерист, узнают, чем богато на БЗРК меню и чем оно отличается от меню в детском саду. Из виртуальной экскурсии ребята продолжают узнавать о важности труда водителей. О том, что они работают не только на автобусах, а также водят такси, троллейбусы, грузовые машины. Узнают, что водители должны знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, уметь проводить ремонт. Особенности профессий водителя и мастера колбасного цеха Интересно побывать виртуально в колбасном цехе и узнать, как изготавливают вкусную колбасу и современном складе, где для учёта используют компьютеры со специальными программами и погрузочную технику. «Погружение» в трудовой мир вместе с взрослым, которому ребенок безгранично доверяет, оставляет неизгладимый след в памяти у малыша и может повлиять на выбор его будущей профессии. Малыши, уясняют то, что на работе человек большое внимание уделяет безопасным условиям труда. На больших предприятиях это специалист по охране труда, который проводит различные инструктажи, обучает работников охране труда, обеспечивает средствами защиты.
В детском саду эти функции выполняют воспитатели, и даже сами дети. Например, проводя акцию: «Внимание, опасные предметы», дети не только закрепили обязанности спасателей, но и напомнили всем воспитанникам детского сада очень актуальные на сегодняшний день правила поведения: «Если ты увидел незнакомый предмет».
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность. Открытые просмотры акций, занятий, очень много дают родителям. Родители получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей. Они могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.
Дети же, решая практико-ориентированные задания безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, с удовольствием закрепляют знания о профессиях, с которыми они познакомились виртуально, представления о действиях для вызова служб специального назначения, знания о специальных видах транспорта, номера телефонов экстренных служб, правила безопасного поведения в социуме.
Подводя итог, можно сказать, что использование виртуальной экскурсии делают образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным.
✓ воспитанники становятся более самостоятельными, активными и любознательными. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому, познакомившись с профессиями родителей, дети понимают, что труд, работа занимают в их жизни очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; учатся уважать всех, кто трудится, и ценить плоды их труда.
Воспитанники, познакомившись с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, узнают, что получается в результате. В дальнейшем будут готовы трудиться сами – по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо. Учится труду, овладевая необходимыми навыками, трудится, принося пользу людям, и развивать свои трудовые способности. [5]
После мероприятий и акций, экскурсий, процент заинтересованных родителей, готовых сотрудничать и взаимодействовать с МДОУ увеличился до 96%. Родители стали «живым» профориентационным примером. Сотрудники ДОУ уверены, что, если в деле ранней профориентации дошкольников взрослые – педагоги и родители – идут в правильном направлении и действуют сообща, результат определенно будет положительным. И общество, наконец, получит новое поколение молодых людей, которые точно знают, кем они хотят быть.
ЛИТЕРАТУРА
1. 236 с. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. – Москва: Педагогика, 2021. –
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Москва: Мозаика-Синтез, 2021. – 136 с.
3. Климова, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е. А. Климова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 304 с.
4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно- методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Саратов: Издательство «Николаев», 2014. – С. 36.
5. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций: методические рекомендации / Н. Т. Рылова, Н. Г. Хвалевко; Департамент образования и науки Кемеровской обл., ГБУ ДПО «Кузбасский РИРПО». – Кемерово: КРИРПО, 2019. – 93 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой проект: Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. "Калейдоскоп профессий".
Предмет исследования: мир профессий....

Ранняя профориентация детей старшей группы через использование технологии «Виртуальное гостевание».
Виртуальное гостевание – это форма организации дошкольников, которая расширяет способы их общения, что приводит к повышению эффективности образовательного процесса....

Презентация "Ранняя профориентация детей при помощи технологии "Виртуального гостквания"
Виртуальное гостевание - это форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь, познакомить с разнообразием мира через вирт...
Значение ранней профориентации детей дошкольного возраста в выборе профессии
В статье рассматривается вопрос о роли профориентации детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии....
Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "В мире профессий"
Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде ...

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...

Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети Интернет «Все профессии важны, все профессии нужны» по ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста
Автором представлен образовательный маршрут в сети интернет по ранней профориентации дошкольников....
