Волшебница СОЛЬ
учебно-методический материал
Тип проекта: исследовательско - творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: среднесрочный – 2024 год.
Участники проекта: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста , педагог, родители воспитанников.
Актуальность.
Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.3 КБ |
![]() | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста с
ОВЗ «Волшебница-соль»
Тип проекта: исследовательско - творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: среднесрочный – 2024 год.
Участники проекта: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста , педагог, родители воспитанников.
Актуальность.
Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей с ОВЗ.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- для чего нужна соль?
- откуда берется соль?
- можно ли солью рисовать?
-где человек использует соль?
Сформировалась проблема: Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Соль- незаменимый продукт питания , о которой мы ничего не знаем.
Цель проекта: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность, развитие творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
- дать знания детям о соли, как добавке к пище;
- познакомить детей с окрашиванием соли и способами рисования солью;
- способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования, творческих способностей;
- познакомить детей с разновидностью соли (каменная, поваренная, морская), её свойствами опытным путём;
- формировать элементарные представления о происхождении соли и способах ее добычи;
- формировать знания детей о значении соли в природе, в жизни человека;
- стимулировать у детей познавательный интерес, создавая условия для исследовательской, творческой деятельности;
- способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания, воображения, любознательности.
- развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, фантазии;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, обогащению и расширению словаря;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- пополнить РППС;
- привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации и реализации проекта;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:
Для детей:
- имеют представление о том, что соль идет как добавка к пище;
- проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования – солью;
-имеют представление о свойствах соли, её видах;
- имеют представление о том, как добывают соль;
- имеют представление о значении соли для жизни человека, о её пользе и вреде;
- делают элементарные опыты, формулируют выводы;
- развит познавательный интерес в процессе исследовательской, творческой деятельности;
- сформирован интерес к исследованию объектов неживой природы;
- проявляют внимание, любознательность в ходе экспериментальной деятельности;
- развиты коммуникативные навыки, пополнен и обогащен словарный запас детей;
Для родителей:
- укрепление детско-родительских отношений;
- сотрудничество, участие в выставке совместного творчества детей и родителей.
Формы и методы работы:
познавательные беседы, опытно-экспериментальная деятельность, коллективные наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, дидактические игры, детское художественное творчество.
Этапы реализации проекта:
- определение целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы, интернет-ресурсов;
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о соли);
- составление плана проекта;
- организация РППС (подбор художественной литературы про соль, подбор демонстрационного материала по теме, подбор видео материала, подбор дидактических игр);
- информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству.
Содержание работы с родителями:
- совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Второй этап - реализация проекта:
Работа с детьми:
- беседа с целью выяснения представлений о соли: «Что мы знаем о соли и её свойствах?», «История добычи соли», «Как соль приходит на стол», «Соль друг, соль враг», «Где человек использует соль», «Разве соль не волшебница?»
- рассматривание иллюстраций, фотографий мест добычи соли, разновидности соли
- опытно-экспериментальная деятельность: «Из чего состоит соль», «Соль имеет соленый вкус», «Соль не имеет запаха», «Соль растворяется в воде», «Соль в холодной и горячей воде», «Соль хрустит», «Соль и лед», « «Влияние соли на плавучесть тел», «Соль - чистящее средство», «Можно ли соль сделать цветной», «Как соль используют в косметологии», «Знакомство с соляной лампой».
- наблюдение за применением соли дома: «Как мама использует соль дома»;
- чтение художественной литературы: загадки и пословицы про соль, русская народная сказка «Соль», румынская народная сказка «Соль в кушанье», словацкая народная сказка «Соль дороже золота», болгарская народная сказка «Самое дорогое - это соль»;
- прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»;
- дидактические игры: «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово»;
- подвижные игры: «Без соли - соль!», игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»;
- художественно - творческая деятельность детей: нетрадиционное рисование «Рисуем по соли» (пальчиком), «Разноцветный салют» (рисование солью и акварелью), «Разноцветная радуга» (декорирование емкости цветной солью).
Работа с родителями:
- консультация «Роль семьи в развитии познавательных способностей детей»;
- памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
- буклет «Чем интересна соль? Как ее можно использовать для творчества»
- буклет «Интересные факты о соли»;
- папка-передвижка «Экспериментируем дома»;
- помощь в организации выставки «Разновидности соли»;
- выставка совместного творчества родителей и детей «Разве соль - не волшебница?».
Третий этап - итоговый:
- оформление ИКТ -презентации «Как мы знакомились с солью»;
- оформление выставки детских творческих работ «Рисуем солью»;
- организация выставки «Разновидности соли»;
- выставка совместного творчества родителей и детей «Разве соль не волшебница?»
- подведение итогов реализации проекта;
- оформление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности:
- проведение выставки совместного творчества родителей и детей «Разве соль - не волшебница?»;
- дети имеют представление о том, что соль является добавкой к пище;
- дети проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования – солью;
- дети имеют представления о свойствах соли, ее видах;
- дети имеют представление о том, как добывают соль;
дети имеют представление о значении соли для жизни человека, о её пользе и вреде;
- в ходе экспериментальной деятельности дети приобретают ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых; делают элементарные опыты, формулируют выводы;
- у детей развит познавательный интерес в процессе исследовательской, творческой деятельности;
- дети проявляют внимание, любознательность в ходе экспериментальной деятельности;
- проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования;
- у детей развиты коммуникативные навыки, пополнен и обогащен словарный запас детей;
- у детей воспитан интерес к окружающему миру.
- родители привлечены к активной жизни группы в рамках организации и реализации проекта;
- сформированы партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Наш проект получился ярким, разнообразным, а главное, полезным для детей.
В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились со свойствами и качествами соли, каким образом она попадает к нам на стол. Благодаря использованию различных наглядных пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, экспериментальной деятельности у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. Из бесед дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, в ходе экспериментов учились правильно делать выводы.
Благодаря выполненной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только вещество, необходимое для жизнедеятельности человеку, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная!
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая проблема Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Соль-незаменимый продукт питания , о которой мы ничего не знаем. Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.
Цель : Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
В ходе проекта запланировано о богащение развивающей ППС (предметно-пространственной среды) Планируемые результаты познавательно-исследовательского проекта : – у детей повысился познавательный интерес к объектам окружающего мира в процессе реализации проекта. – определены эффективные методы и приемы работы с детьми по расширению и активизации знаний о пищевой добавке – соли . – укреплены детско-родительские отношения за счет их совместного участия в проекте. Новизна: Методическая разработка предлагает обратить внимание и предоставляет приемы работы по исследованию обычных предметов окружающего мира на примере соли.
Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность с родителями Первая неделя Беседа «Что такое соль». Цель: выявить уровень знаний детей о соли. Рассказ педагога «Откуда соль пришла». Цель: дать знания о способах добычи соли. Презентация «Зачем нужна соль?». Цель: дать знания о применении соли человеком в кулинарии, медицине и быту. Исследовательский опыт №1 «Тонет не тонет» Цель: стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям понять, что когда мы добавляем соль в воду , вода становится тяжелее и яйцо кажется легче воды. Организация выставки «Такая разная соль». Цель: дать знания о разновидностях соли (каменная и поваренная, йодированная, экстра, розовая , диетическая и др.) Исследовательский опыт №2«Строение соли» Цель: изучить строение соли. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Ознакомление родителей с планом работы по проекту. Информация для родителей «Польза и вред соли для здоровья организма». Наблюдение за тем, как мама использует соль дома. Привлечь родителей к созданию выставки «Такая разная соль»
Презентация «Зачем нужна соль?»
Исследовательский опыт № 1 «Тонет не тонет» что будет с яйцом в солёной и пресной воде.
Выставка соли для детей. Виды соли предоставили родители.( Кемпендяйская , розовая , йодированная, морская, поваренная)
Опыт №2 Изучение строения соли. На что похожа соль?
Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Вторая неделя Опыт «Имеет ли соль запах?». Цель: изучать свойство соли опытным путем. Дидактическая игра «Узнай на вкус» . Цель: стимулировать познавательный интерес, узнавать соль с помощью вкусовых анализаторов. Малоподвижная игра «Солим – не солим» . Цель: закрепить знания о соли как о добавке к пище, умения действовать по сигналу (если в продукт добавляют соль – имитируем добавление соли, если нет – приседаем). Звуки соли. На что похожи? (соль состоит из кристаллов, которые при надавливании ломаются и хрустят). Цель: опытным путем определить почему соль хрустит. Презентация « О Кемпендяйской соли в Якутии» Цель: познакомить детей с месторождением соли в Якутии. Привлечь родителей к организации выставки книг «О пользе соли». Подбор материала для оформления альбома «Польза и вред соли».
Малоподвижная игра «Солим, не солим». Опыт №3 : Есть ли запах у соли?
Опыт №4 : На что похожи звуки соли? Возьмите соль и надавите ложкой. Что мы слышим?
Рассказ детям о местной, якутской Кемпендяйской соли.
Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Третья неделя Чтение художественной литературы: Болгарская народная сказка «Самое дорогое это соль» Цель: развивать познавательный интерес в процессе чтения художественной литературы. Раскрашивание соли . Цель: развитие творческих способностей. « Сухое рисование солью» . Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, речи. Беседа «Нужна ли соль животным». Цель: формировать знания детей о значении соли в природе. Рассказывание. Рисование солью . Цель: развитие внимания , мелкой моторики, творческих способностей. Чтение художественной литературы с детьми. Подготовить презентации «Нужна ли соль животным?» «Что мы знаем о соли?»
Раскрашивание соли. Развиваем творческие способности.
Сухое рисование солью. (вместо кинетического песка –соль раскрашенная самими детьми .
Нужна ли соль животным? Учимся выступать.
Рисуем солью.
Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Четвёртая неделя Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Соль» Словацкая народная сказка «Соль дороже золота» Цель: развивать познавательный интерес в процессе чтения художественной литературы. Пословицы и поговорки про соль « Без соли, без хлеба- половина обеда». «Без соли не сладко, без хлеба не сытно». «Отдельно -я не так вкусна, но в пище каждому нужна». Цель: объяснить значение пословиц про соль. Опыт «Соль-т яжелее воды» Цель: изучение свойства соли. Стимулировать познавательный интерес к исследовательской деятельности. Эксперимент « Разноцветная соль». Цель: познакомиться со способами использования окрашенной соли в декоративных изделиях. Рисование солью. Совместно с родителями. Цель: развивать чувство красоты, художественного вкуса, фантазию. Чтение художественной литературы про соль . Пословицы и поговорки . Объяснить значение детям. Совместное рисование из соли с родителями
Опыт№5 «Соль тяжелее воды»
Цветная соль в бутылке. (для декора)
Рисование солью совместно с родителями
Рисование солью совместно с родителями.
Поделка из соли совместно с родителями
Рисование солью совместно с родителями
Результаты проектной деятельности Дети: - имеют представление о том, что соль является добавкой к пище, она друг, а не враг; - имеют представление о том, как добывают соль; - имеют представление о свойствах соли и ее видах; - проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования солью; - имеют представление о значении соли для жизни человека; относятся к родителям, как к источнику знаний и опыта; Родители : - понимают и принимают участие в процессе обучения детей дошкольного возраста; - больше времени проводят с детьми; - становятся ближе к детям, лучше понимают их проблемы.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Проект "Волшебница - соль"
Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"
Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...