Волшебница СОЛЬ
учебно-методический материал

Кондакова Мария Анатольевна

Тип проекта:  исследовательско - творческий, групповой.

Сроки реализации  проекта: среднесрочный –  2024 год.

Участники проекта: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста , педагог, родители воспитанников.

 

Актуальность. 

 Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_sol.docx105.3 КБ
Файл volshebnitsa_-sol.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

       Проект для детей старшего дошкольного возраста с        

                             ОВЗ «Волшебница-соль»

кемпендяй соль.jpg


Тип проекта:  исследовательско - творческий, групповой.

Сроки реализации  проекта: среднесрочный –  2024 год.

Участники проекта: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста , педагог, родители воспитанников.

Актуальность. 

 Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей с ОВЗ.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

- для чего нужна соль?

- откуда берется соль?

- можно ли солью рисовать?

-где человек  использует соль?

Сформировалась проблема: Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Соль- незаменимый продукт питания , о которой мы ничего не знаем.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность, развитие творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

  • дать знания детям о соли, как добавке к пище;
  • познакомить детей с окрашиванием соли и способами рисования солью;
  • способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования, творческих способностей;
  • познакомить  детей с разновидностью соли (каменная, поваренная, морская),  её свойствами опытным путём;
  • формировать элементарные представления о происхождении соли и способах ее добычи;
  • формировать знания детей  о значении соли  в природе, в  жизни человека;
  • стимулировать у детей  познавательный интерес, создавая условия для исследовательской,  творческой  деятельности; 
  • способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания, воображения, любознательности.
  • развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, фантазии;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, обогащению и расширению словаря;
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • пополнить РППС;
  • привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации и реализации проекта;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности: 

Для детей: 

- имеют представление о том, что соль идет как добавка к пище;

- проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования – солью;

-имеют представление о свойствах соли,  её видах;

- имеют представление о том, как добывают соль;

- имеют представление о значении соли для жизни человека, о её пользе и вреде;

- делают элементарные опыты, формулируют выводы;

- развит познавательный интерес в процессе исследовательской, творческой деятельности;

- сформирован интерес  к исследованию объектов неживой природы;

- проявляют внимание, любознательность в ходе экспериментальной деятельности;

        - развиты коммуникативные навыки, пополнен и обогащен словарный запас детей;

Для родителей:  

- укрепление детско-родительских отношений;

- сотрудничество, участие в выставке совместного творчества детей и родителей.

Формы и методы работы: 

познавательные беседы, опытно-экспериментальная деятельность, коллективные наблюдения, рассматривание иллюстраций,  просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, дидактические игры, детское художественное творчество. 

Этапы реализации проекта:

- определение целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

-  изучение методической литературы, интернет-ресурсов;

-  беседы с детьми (выявление уровня знаний о соли);

 - составление плана проекта;

- организация РППС (подбор художественной литературы про соль, подбор  демонстрационного материала по теме, подбор видео материала, подбор дидактических игр);

-   информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству.

Содержание работы с родителями:

- совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Второй этап - реализация проекта:

Работа с детьми: 

- беседа с целью выяснения представлений о соли: «Что мы знаем о соли и её свойствах?», «История добычи соли», «Как соль приходит на стол»,  «Соль друг, соль враг», «Где человек использует соль», «Разве соль не волшебница?»

- рассматривание  иллюстраций, фотографий мест добычи соли, разновидности соли

- опытно-экспериментальная деятельность: «Из чего состоит соль», «Соль имеет соленый вкус», «Соль не имеет запаха», «Соль растворяется в воде», «Соль в холодной и горячей воде», «Соль хрустит», «Соль и лед», « «Влияние соли на плавучесть тел», «Соль - чистящее средство», «Можно ли соль сделать цветной», «Как соль используют в косметологии», «Знакомство с соляной лампой».

- наблюдение за применением соли дома: «Как мама использует соль дома»;

- чтение художественной литературы: загадки и пословицы про соль, русская народная сказка «Соль»,  румынская народная сказка «Соль в кушанье», словацкая народная сказка «Соль дороже золота», болгарская народная сказка «Самое дорогое - это соль»;

- прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»;

- дидактические игры: «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово»;

- подвижные игры: «Без соли соль!», игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»;

- художественно - творческая деятельность детей: нетрадиционное рисование «Рисуем по соли» (пальчиком), «Разноцветный салют» (рисование солью и акварелью),  «Разноцветная радуга» (декорирование емкости цветной солью).

 Работа с родителями: 

- консультация «Роль семьи в развитии познавательных способностей детей»;

- памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

- буклет «Чем интересна соль? Как ее можно использовать для творчества»

- буклет «Интересные факты о соли»;

-  папка-передвижка «Экспериментируем дома»;

- помощь в организации выставки «Разновидности соли»;

- выставка совместного творчества родителей и детей  «Разве соль - не волшебница?».

Третий  этап - итоговый:

  •  оформление ИКТ -презентации  «Как мы знакомились с солью»;
  • оформление выставки детских творческих работ «Рисуем солью»;
  • организация выставки «Разновидности соли»;
  • выставка совместного творчества родителей и детей «Разве соль не волшебница?»
  • подведение итогов реализации проекта;
  •  оформление портфолио проекта.

Результаты проектной деятельности:

  •  проведение выставки совместного творчества родителей и детей  «Разве соль - не волшебница?»;
  •  дети имеют представление о том, что соль является добавкой к пище;
  • дети  проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования – солью;
  • дети имеют представления о свойствах соли, ее видах;
  • дети имеют представление о том, как добывают соль;

дети имеют представление о значении соли для жизни человека, о её пользе и вреде;

  •   в ходе экспериментальной деятельности дети приобретают  ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых; делают элементарные опыты, формулируют выводы;
  • у детей развит познавательный интерес в процессе исследовательской, творческой деятельности;
  • дети проявляют внимание, любознательность в ходе экспериментальной деятельности;
  • проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования;
  • у детей развиты коммуникативные навыки, пополнен и обогащен словарный запас детей;
  • у детей воспитан интерес к окружающему миру.
  • родители привлечены  к активной жизни группы в рамках организации и реализации проекта;
  • сформированы партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Наш проект получился ярким, разнообразным, а главное, полезным для детей.

В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились со свойствами и качествами соли, каким образом она попадает к нам на стол.  Благодаря использованию различных наглядных пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, экспериментальной деятельности  у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. Из бесед  дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, в ходе экспериментов учились правильно делать выводы.

Благодаря выполненной  работе, мы утверждаем, что соль действительно не только вещество, необходимое для жизнедеятельности человеку, но и интересный материал для опытов, наблюдений  и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная! 

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебница- СОЛЬ» Познавательно - исследовательский проект с детьми с ОВЗ Тьютор МБДОУ №39 «Ромашка» Кондакова М.А.

Слайд 2

Педагогическая проблема Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Соль-незаменимый продукт питания , о которой мы ничего не знаем. Все мы знаем, как важно ребенку с ОВЗ познавать новое и неизведанное. Им намного сложнее выражать свои мысли, эмоции.

Слайд 3

Цель : Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Слайд 4

В ходе проекта запланировано о богащение развивающей ППС (предметно-пространственной среды) Планируемые результаты познавательно-исследовательского проекта : – у детей повысился познавательный интерес к объектам окружающего мира в процессе реализации проекта. – определены эффективные методы и приемы работы с детьми по расширению и активизации знаний о пищевой добавке – соли . – укреплены детско-родительские отношения за счет их совместного участия в проекте. Новизна: Методическая разработка предлагает обратить внимание и предоставляет приемы работы по исследованию обычных предметов окружающего мира на примере соли.

Слайд 5

Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность с родителями Первая неделя Беседа «Что такое соль». Цель: выявить уровень знаний детей о соли. Рассказ педагога «Откуда соль пришла». Цель: дать знания о способах добычи соли. Презентация «Зачем нужна соль?». Цель: дать знания о применении соли человеком в кулинарии, медицине и быту. Исследовательский опыт №1 «Тонет не тонет» Цель: стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям понять, что когда мы добавляем соль в воду , вода становится тяжелее и яйцо кажется легче воды. Организация выставки «Такая разная соль». Цель: дать знания о разновидностях соли (каменная и поваренная, йодированная, экстра, розовая , диетическая и др.) Исследовательский опыт №2«Строение соли» Цель: изучить строение соли. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Ознакомление родителей с планом работы по проекту. Информация для родителей «Польза и вред соли для здоровья организма». Наблюдение за тем, как мама использует соль дома. Привлечь родителей к созданию выставки «Такая разная соль»

Слайд 6

Презентация «Зачем нужна соль?»

Слайд 7

Исследовательский опыт № 1 «Тонет не тонет» что будет с яйцом в солёной и пресной воде.

Слайд 8

Выставка соли для детей. Виды соли предоставили родители.( Кемпендяйская , розовая , йодированная, морская, поваренная)

Слайд 9

Опыт №2 Изучение строения соли. На что похожа соль?

Слайд 10

Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Вторая неделя Опыт «Имеет ли соль запах?». Цель: изучать свойство соли опытным путем. Дидактическая игра «Узнай на вкус» . Цель: стимулировать познавательный интерес, узнавать соль с помощью вкусовых анализаторов. Малоподвижная игра «Солим – не солим» . Цель: закрепить знания о соли как о добавке к пище, умения действовать по сигналу (если в продукт добавляют соль – имитируем добавление соли, если нет – приседаем). Звуки соли. На что похожи? (соль состоит из кристаллов, которые при надавливании ломаются и хрустят). Цель: опытным путем определить почему соль хрустит. Презентация « О Кемпендяйской соли в Якутии» Цель: познакомить детей с месторождением соли в Якутии. Привлечь родителей к организации выставки книг «О пользе соли». Подбор материала для оформления альбома «Польза и вред соли».

Слайд 11

Малоподвижная игра «Солим, не солим». Опыт №3 : Есть ли запах у соли?

Слайд 12

Опыт №4 : На что похожи звуки соли? Возьмите соль и надавите ложкой. Что мы слышим?

Слайд 13

Рассказ детям о местной, якутской Кемпендяйской соли.

Слайд 14

Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Третья неделя Чтение художественной литературы: Болгарская народная сказка «Самое дорогое это соль» Цель: развивать познавательный интерес в процессе чтения художественной литературы. Раскрашивание соли . Цель: развитие творческих способностей. « Сухое рисование солью» . Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, речи. Беседа «Нужна ли соль животным». Цель: формировать знания детей о значении соли в природе. Рассказывание. Рисование солью . Цель: развитие внимания , мелкой моторики, творческих способностей. Чтение художественной литературы с детьми. Подготовить презентации «Нужна ли соль животным?» «Что мы знаем о соли?»

Слайд 15

Раскрашивание соли. Развиваем творческие способности.

Слайд 16

Сухое рисование солью. (вместо кинетического песка –соль раскрашенная самими детьми .

Слайд 17

Нужна ли соль животным? Учимся выступать.

Слайд 18

Рисуем солью.

Слайд 19

Периоды Совместная деятельность детей и педагога Совместная деятельность детей и родителей Четвёртая неделя Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Соль» Словацкая народная сказка «Соль дороже золота» Цель: развивать познавательный интерес в процессе чтения художественной литературы. Пословицы и поговорки про соль « Без соли, без хлеба- половина обеда». «Без соли не сладко, без хлеба не сытно». «Отдельно -я не так вкусна, но в пище каждому нужна». Цель: объяснить значение пословиц про соль. Опыт «Соль-т яжелее воды» Цель: изучение свойства соли. Стимулировать познавательный интерес к исследовательской деятельности. Эксперимент « Разноцветная соль». Цель: познакомиться со способами использования окрашенной соли в декоративных изделиях. Рисование солью. Совместно с родителями. Цель: развивать чувство красоты, художественного вкуса, фантазию. Чтение художественной литературы про соль . Пословицы и поговорки . Объяснить значение детям. Совместное рисование из соли с родителями

Слайд 20

Опыт№5 «Соль тяжелее воды»

Слайд 21

Цветная соль в бутылке. (для декора)

Слайд 22

Рисование солью совместно с родителями

Слайд 23

Рисование солью совместно с родителями.

Слайд 24

Поделка из соли совместно с родителями

Слайд 25

Рисование солью совместно с родителями

Слайд 26

Результаты проектной деятельности Дети: - имеют представление о том, что соль является добавкой к пище, она друг, а не враг; - имеют представление о том, как добывают соль; - имеют представление о свойствах соли и ее видах; - проявляют творческие способности в процессе нетрадиционного рисования солью; - имеют представление о значении соли для жизни человека; относятся к родителям, как к источнику знаний и опыта; Родители : - понимают и принимают участие в процессе обучения детей дошкольного возраста; - больше времени проводят с детьми; - становятся ближе к детям, лучше понимают их проблемы.

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...