Совместная образовательная деятельность педагога с детьми по ОО «Познавательное развитие» в форме игры-путешествия на тему «Доспехи Богатырей»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пачина Ольга Владимировна

Этот материал поможет подготовиться к занятию по теме: "Богатыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_olimp_pachina_o.v.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: совместная образовательная деятельность педагога  с детьми  по ОО «Познавательное развитие» в форме игры-путешествия на тему «Доспехи Богатырей» для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников   в процессе совместной деятельности.

Образовательные задачи:

- расширять представления детей об историческом прошлом русского народа;

- формировать представление о богатырях;

-закреплять названия элементов костюма и оружия русского богатыря;

- обогащать    и расширять  словарный запас

Развивающие задачи:

- развивать внимание, самостоятельность, инициативность, мышление, связную речь;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

Воспитательные задачи:

- воспитывать  чувство гордости за своих предков, уважение к богатырям,

- воспитывать  любовь к своей Родине, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Предварительная работа: рассматривание картин  В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка»; прослушивание аудиозаписи фрагмента М. П. Мусоргского  «Богатырские ворота», песни А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Средства образовательной деятельности: макет  дуба, вещий камень на распутье  дорог, макет реки, макет стены, мягкие модули камней, сундук, игровой материал доспехов и оружие богатырей.

Действия воспитателя

Действия воспитанников

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же она называется? 

Ответы детей.

(Мы живем в России)

Воспитатель:  А как называют людей, проживающих в нашей стране?

Ответы детей.

(Людей, проживающих в нашей стране называют россияне)

Воспитатель: Велика Россия, широки ее просторы. Как не любить соловьиные трели, широкие реки, поля пшеничные?! А какой народ русские люди: мастера, хлеборобы, кузнецы и танцоры.

Воспитатель: Много лет назад было другое название у нашей страны –Древняя Русь.

Людей, которые проживали в Древней Руси, называли – русичами. Подвергались они  набегам врагов, которые жгли дома, угоняли в плен людей.

Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.

Как  называли этих людей?  

Ответы детей. (Людей, которые защищали Русь от врагов называли богатыри)

Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?

Ответы детей.

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие во времена Древней Руси? 

Воспитатель: А на чём можно отправиться в прошлое?

Ответ детей. 

Ответ детей. 

Воспитатель: Предлагаю поиграть в русскую народную  игру «Ручеек»

Воспитатель: «Ручеек быстрей теки, в Древнюю Русь нас перемести».

Дети играют в русскую народную игру «Ручеек»

Воспитатель: Вот и мы прибыли в Древнюю Русь (слышится шелест листвы).

Ребята вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб. Давайте подойдем к нему ближе он, наверное, что-то хочет нам рассказать.

Дети подходят к макету дуба.

Аудиозапись голоса дуба

  «Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома. Встали - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминуемая – пропали все доспехи и оружие богатырей наших. Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу. Все оружие соберите и в сундуке вы клад найдите!  

Дети слушают аудиозапись

Воспитатель: Ребята,  а для того чтобы узнать какие доспехи были у богатырей, попробуйте отгадать загадки.

Дети садятся на подушки возле дуба.

Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

Воспитатель показывает карточку с кольчугой.

Ответы детей.

(Рубашку из железных колец  называют кольчуга)

Воспитатель: Зачем эта одежда  нужна богатырям? 

 Воспитатель: Кольчуга защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Ответы детей.

Воспитатель:  Железная шапка с острым концом,

 А спереди клюв навис над лицом.

Воспитатель показывает карточку с изображением шлема.

Ответы детей.

(Железную шапку с острым концом  называют шлем)

Воспитатель:  шлем  изготавливали из металла, он оберегал от ударов. 

Воспитатель: оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же…

Воспитатель показывает карточку с изображением меча.

Ответы детей.

(Это оружие меч)

Воспитатель: меч был главным оружием воинов-богатырей в ту пору на Руси. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

Дети рассматривают картинку с мечом.

Воспитатель: чтобы грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

 Тяжелый, блестящий и кругленький…

Воспитатель показывает карточку с изображением щита

Воспитатель: Щит изготавливался из дерева, кожи или металла, он служил для защиты.

Ответы детей.

(Это оружие щит) 

Дети рассматривают картинку с щитом

Воспитатель: жезл короткий, шар в головке,

Им ударить можно ловко.

Между прочим, в старину

С ней ходили на войну…

Воспитатель показывает карточку с изображением булавы.

Ответы детей.

(Это оружие булава)

Воспитатель: Булава-деревянная дубина с утолщением на конце с шипами.

Дети рассматривают картинку с булавой

Воспитатель: Богатырь с ней на бой отправлялся

И с врагами легко расправлялся:

Погуляет уж эта  дубина

По макушкам их и по спинам

Воспитатель показывает карточку с изображением палицы.

Воспитатель: Вот таким было богатырское снаряжение.

Ответы детей.

(Это палица)

Дети рассматривают картинку.

Воспитатель:  Ребята,  вы готовы помочь найти доспехи и самим на время стать богатырями?

Ответы детей.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

За врагами наблюдал,

Подрастём мы, и смотри,

Станем, как богатыри!

Имитируют движения

Воспитатель: Разные преграды вас ждут на пути, но мы с вами должны их пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Знаю, что вы дружные и смелые, а дружба поможет нам преодолеть все преграды. 

Воспитатель: Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Ответы детей 

(В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти)

Дети подходят к камню на распутье дорог.

Воспитатель: Вот и у нас на дороге стоит такой камень, что на  нём написано? Прочитайте, пожалуйста, кто умеет.

Направо пойдешь – друзей потеряешь

Налево пойдешь –  голова с плеч
А прямо пойдешь – силу богатырскую найдешь

Дети читают надпись на камне.

Воспитатель: По какой же дороге нам пойти, как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Для того чтобы пройти через речку нужно построить мост. Будьте внимательны, на каждом из бревен есть номер. Вам нужно по порядку поставить друг за другом бревна и пройти по  нему.

Дети строят мост через речку

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете все цифры и умеете считать. Вы смогли построить мостик. Теперь давайте перейдем его. Сначала мальчики, ведь впереди нас может ждать опасность. А потом  девочки.

Дети переходят мостик.

Воспитатель: А вот и первое оружие богатырей. Что это?

Воспитатель: Давайте возьмем их с собой.

Воспитатель: Ребята, пора в путь.

Ответы детей.

Дети берут с собой булаву и палицу.

Воспитатель: здесь преграда, здесь стена.

Но она нам не страшна.
Стену быстро разберем,

Слова наоборот мы назовем.

Предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот»
Я произнесу начало фразы, а вы должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу и когда правильно ответите вам нужно убрать камень в сторону.

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Скажу я слово «война», а ты ответишь…

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…

Теперь скажу слово слабый », ответишь…

Скажу такое слово: «злой», ответишь…

Скажу слово я «хороший», ответишь….

Теперь скажу я  слово «драться» ответишь ты …

Скажу я слово «глупец», ответишь мне…

В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети подходят к стене с модулями из  камней.

Ответы детей.

 Близко

Мир

Свет

Друг

Сильный

Добрый

 Плохой

 Мириться

Мудрец

Конец!

Воспитатель: А вот и еще оружие богатырей. Что это?

 Ответы детей

(Щит и меч)

  Воспитатель: Ребята, все ли мы нашли?

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Ответы детей.

Воспитатель: Я вижу непроходимую пещеру, в ход в нее заколдован. Если мы с вами сможем отгадать это зашифрованное слово можно будет идти дальше.

Дети подходят к  модулю пещеры.

Воспитатель: Ребята, что из оружия богатырей растет на грядке?

Посмотрите внимательно. Над входом в пещеру прикреплены 3 буквы. Попробуйте из них составить слово.

Ответы детей.

Дети составляют слово ЛУК

Воспитатель: Какие молодцы, вы проявили смекалку и теперь нам можно пройти через пещеру.

Воспитатель: А вот еще оружие богатырей. Что это?

Ответы детей.

(Лук  и стрелы)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой сундук перед нами. Но он, к сожалению, закрыт.Чтобы его открыть, давайте произнесем чистоговорку: Чик, чук, чак, чок-открывайся сундучок»

Дети произносят чистоговорку)

Воспитатель: Давайте теперь откроем сундук и посмотрим, что в нем лежит?

Дети открывают сундук.

Ответы детей.

(Это шлем и кольчуга)

Воспитатель: Ребята, вы смогли добыть булаву, щит, меч, лук, кольчугу и шлем. Давайте вернемся к дубу, отнесем все доспехи, чтобы передать все богатырям.

Дети подходят к макету дуба.

Аудиозапись голоса дуба

Спасибо вам добры молодцы да красны девицы! Смогли вы отыскать все доспехи и оружие богатырей наших. Теперь не отдадут богатыри нашу землю захватчикам. Спасибо вам!

Воспитатель: Ребята, теперь нам пора возвращаться. Ручеек быстрей теки, в группу  нас перемести

Дети складывают  в сундук все доспехи.

Дети с помощью игры ручеек перемещаются в начало группы.

.Воспитатель: Ну вот мы и дома. Расскажите, где вы побывали, что повидали? Что было интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята,  а каких еще защитников можно назвать богатырями?  

Воспитатель: многих защитников в наши дни можно назвать, богатырями и тех, кто защищал Родину во время ВОВ и тех, кто защищает  ее в наши дни. Это наши солдаты, которые охраняют наши границы.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас на память о нашем путешествии  я хочу подарить вам настольную игру «Приключение богатырей»

Дети получают в подарок настольную игру.

Обсудите с ребенком: не смотря на то, что они еще маленькие, они должны  запомнить завет, оставленный богатырями: «Защищать слабых, стариков и детей». «Любить свою родную землю, свой народ, свою Родину»

Ресурсы: дидактическое пособие «Детский календарь», под общей редакцией Дороновой Т. Н., Москва 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» . Подготовила воспитатель: Махова Зинаида Семеновна. Тема недели: «Урожай» Тема ОД «В гости к бабушке».

Интеграция образовательных областей:1. Познавательное развитие2. Художественно-эстетическое развитие3.Речевое развитие4.Социально-коммуникативное развитие5. Физическое развитие Задачи:1....

Конспект совместной образовательной деятельности с родителями по познавательному развитию в подготовительной группе “Звёздный час”

Ни для кого не секрет, что проведение совместной деятельности с родителями воспитанников позволяет создавать более тесные детско-родительские отношения. А проведение образовательной деятельности совме...

Совместная образовательная деятельность с детьми по познавательному развитию "Шестиногие малыши"

Совчестная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по теме "Насекомые"....

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе №10. Тема: «Ориентировка во времени»

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию (ФЭМП)в  средней группе №10.Тема: «Ориентировка во времени»...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Солнце и его влияние»

Сценарий педагогического  мероприятия(непрерывной образовательной деятельности) с детьмипо познавательному развитиюв  подготовительной к школе группеТема: «Солнце и его влияние»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП (ОО «Познавательное развитие») в младшей группе «Почемучки» на тему: «Морское путешествие на Чудо-остров»

Цель: формирование представлений детей о свойствах предметов: цвет, форма, величина; понятии «один» и «много»Задачи: - образовательная задача: закрепить знания детей выделять о...