Занятие "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
план-конспект занятия (средняя группа)

Музяева Эльвира Равилевна

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать". Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muzyaeva_e._r.docx486.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Возрастная группа     Средняя

Подготовила:                                                                                   Музяева Эльвира Равилевна,                                                                    воспитатель                                                                                                                                                           МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

п. Тюльган – 2025 год

Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания о зимующих птицах;
  • формировать умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам;
  • закрепить представление о питании зимующих птиц;
  • активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы».

Развивающие: 

  • совершенствовать диалогическую речь;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать партнерские отношения, взаимопомощь, умение работать в команде;
  • развивать эмоциональную отзывчивость. 

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в

трудных зимних условиях.

Работа над словарем: активизировать словарный запас: красногрудый, чернокрылый.

Материалы: коробка, картинки с изображением зимующих птиц, карточка – схема «Синквейн», Кубик Блума, разрезные картинки птиц, игра «Угощение для птиц», перышко, кормушка, корм для птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Вводная часть 

  • Здравствуйте, ребята! Какое прекрасное утро. Давайте пожелаем, друг 

другу хорошего настроения.

Собрались все дети в круг,

Как прекрасен мир вокруг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

На столе стоит коробка.

  • Ребята, что вы видите необычного в нашей группе? (коробку)
  • Хотите посмотреть, что там? (да)

Воспитатель открывает коробку и показывает конструктор «Лего».

  • Ребята, что это? (ответы детей)
  • Хотите с ними поиграть? (да)
  • Предлагаю вам взять по одному кирпичику.
  • Что вы видите на них? (картинки)
  • Вам понятно, что на этих картинках? (нет)
  • А как узнать? (надо сложить)
  • У кого желтые кирпичики подойдите к столу, где желтый прямоугольник; у кого красные к столу, где красный прямоугольник; а у кого зеленые к столу с зеленым прямоугольником.

Дети собирают картинки.

  • А теперь можем посмотреть, что у вас получилось.
  • Кто это? (птицы)
  • А вы знаете этих птиц? (синица, воробей, ворона)
  • А как вы думаете, какие это птицы? (ответы детей)
  • Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются –

зимующие? (ответы детей)

2. Основная часть                                                 

  • Слышите, кто-то в дверь стучится?

(Заходит Тихоня)

Тихоня: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Вы знаете, кто это? (ответы детей)

Тихоня: Меня зовут Тихоня. Я и мои друзья очень любим птиц. Птицам очень трудно зимой. Многие из них погибают от холода и голода. А мы хотим помочь всем птицам, но не успеваем. Хотите нам помочь?  (ответы детей)

Тихоня: Ребята, я принес вам кормушку для птиц. А чем кормить, я думаю, вы знаете? Мне пора идти, ведь у нас еще очень много дел. До свидания!

Воспитатель: ну что ребята, поможем? (да) 

Игра «Угощение для птиц»

  • В большой коробке была еще одна коробочка. Откроем коробочку? (да)
  • Здесь разные продукты, вам нужно из предложенных продуктов

питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.

Дети выбирают корм.

  • А теперь посмотрим, правильно выбрали или нет. Если птицам для

пищи подходит продукт, то вы поднимаете руки вверх, если птицы этим не питаются - вы мотаете головой.

  • Молодцы, многие справились с заданием!
  • У нас осталась самая маленькая коробочка. Посмотрим, что там?

Воспитатель открывает коробочку и достает перышко.

  • Что это? (перышко)
  • Как вы думаете, кто потерял это перышко?  (птица)
  • У меня есть картинки птиц, попробуем узнать, чьё это перышко.

Дети рассматривают картинки и находят птицу, у которой есть такие перышки.

  • У какой птицы есть красные перышки? (у снегиря)
  • Я предлагаю вам покружиться и превратиться в снегирей.

Физминутка:

Вот на ветках посмотри               показать руками

В красных майках снегири.         хлопают себя по бокам

Распустили пёрышки.                  растопырить пальцы в стороны

Греются на солнышке                  пошевелить пальцами

Головой вертят, вертят.                вращение головой

Улететь они хотят.                        взмахи руками

Посидели,                                       сжать пальцы в кулачки

Погалдели                                      похлопать пальчиками по коленям

И улетели.                                      взмахи руками.

  • Пока мы играли, к нам кто-то прилетел на ёлочку.
  • Кто это? (снегирь)
  • Какой снегирь? (красногрудый, чернокрылый, маленький)
  • Что делает? (сидит, клюет, летает)
  • Предложение
  • Что он любит? (ответы детей)
  • Кто такой снегирь? (птица)
  • А у снегиря есть подружка, хотите узнать кто это? (да)

Отгадайте загадку:

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой -

Шустрая … (Синица)

  • Правильно, это синица. Вот она прилетела к снегирю.
  • И я думаю, ей будет приятно услышать о себе.

Дети рассказывают о синице.

  • Какие вы молодцы!
  • Ребята, что у меня в руке? (кубик)
  • Предлагаю вам с ним поиграть, вы согласны? (ответы детей)

Игра «Кубик Блума»

(дети по очереди бросают кубик и отвечают по схеме на вопросы)

3. Заключительная часть

  • О ком мы сегодня говорили? (о птицах)
  • О каких птицах? (зимующих)
  • Кто к нам сегодня пришел? (Тихоня)
  • Зачем он к нам пришел? (ответы)
  • Я сегодня принесла корм птицам, когда гулять пойдете, возьмите

 кормушку и корм и покормите птиц.

Самоанализ

   Совместная деятельность с детьми проводилась в группе среднего дошкольного возраста.  Форма проведения выбрана подгрупповая, 10 человек. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические особенности детей средней группы.

Занятие сочетает в себе образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

  Состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой (вводная часть, основная часть – в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия и заключительная часть).      Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

    Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий. В ходе проведения занятия была использована игровая технология, технология «Синквейн», технология «Кубик Блума».     Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы:

  1. Словесный (беседа, вопросы к детям, описание птиц (использование схемы «Синквейн»), поощрение);
  2. Наглядный (наблюдение, показ, использование наглядных пособий);
  3. Практический (физкультминутка «Снегири», игра «Кубик Блума»);
  4. Игровой (дидактическая игра «Угощение для птиц», игровое упражнение «Чьё перышко?»).

Кроме того, старалась использовать метод стимулирования и мотивации: эмоциональные методы, метод словесного поощрения. Считаю, что все эти методы и приемы, используемые по ходу занятия, способствовали эмоциональному отклику детей, развитию диалоговой речи и коммуникативных отношений.

На протяжении всего занятия я старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности, быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Предложенные задания и упражнения были подобраны и соответствовали возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи. На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр.

Считаю, что с задачами, которые были поставлены справилась. Занятие своей цели достигло.

C:\Users\1\Desktop\з0има нптицы\IMG-20220407-WA0006.jpgC:\Users\1\Desktop\з0има нптицы\IMG-20220303-WA0039.jpg

C:\Users\1\Desktop\з0има нптицы\IMG-20220303-WA0066.jpgC:\Users\1\Desktop\з0има нптицы\IMG-20220303-WA0063.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"

           Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...